Основные принципы культуры Просвещения в странах Западной Европы: рационализм, исторический оптимизм, индивидуализм
Новое время включает в себя XVII—XIX вв. и начинается с эпохи Просвещения. Промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской буржуазной революцией 1789— 1794 годов было положено начало эпохе капитализма в Европе. Просвещение — необходимая ступень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.
Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.
Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума. Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Ф. Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон в США, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев в России. Новое время включает в себя XVII — XIX вв. и начинается с эпохи Просвещения. Просвещение — необходимая ступень в поступательном развитии любой страны, от феодализма к капитализму. По словам Канта: это зрелый этап человечества, мужество пользоваться собств. разумом.
В разных странах эпоха Просвещения наступила в разное время. Первой в новую эру вступила Англия (Джон Локк : права на жизнь, свободу и собственность, Томас Гоббс увидел в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления, а природа-вместилие множ- ва геометрич. тел). в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промышленная — в Англии, политическая — во Франции, философско-эстетическия — в Германии (Ф.Шиллер , Лессинг и И.В. Гете). За сто лет — с 1689 по 1789 год — мир изменился до неузнаваемости.
Просвещение создало новый тип людей — интеллигентов, людей науки и культуры (против власти). +мощная социальная сила — класс буржуазии (с ней связ. понятие массовой культуры).
Развитию естествознания и веры в социальный прогресс. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции — веком Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева. И тем не менее 18 в.-век аферистов, оккультизма, масонства, веры в дьявола: граф Калиостро(даже до Спб), Казанова.
Рационализм Именно разум служит исходной основой всякого познания.Этот вывод Декарт облек в формулу «Я мыслю, следовательно, я существую», — основной постулат рационализма — направления в теории познания, сторонниками которого выступили позже Спиноза и Лейбниц. Согласно воззрениям Спинозы мир — закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Энциклопедисты 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций): Вольтер- классицист, Дидро- материализм, Руссо-революцион. Романтизм (счит., что база искусства- природа, призывал идти в глубь народа), Вольтер, Монтескье, Гольбах.
Исторический оптимизм и индивидуализм.
Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности. Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности. Бытие чел. Приравнивается к обществу: Людовик XIV: «Государство-это я»; Людовик XV: «После нас хоть потоп».
Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов — классицизма (произв. Должно быть поучительным), романтизма, исповедующего чувственность, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль — рококо, который возник как отрицание академического классицизма «Вещь, которую покинул смысл». Идея о божеств. Красоте преврат. в роскошь, идея о разуме преврат. в идею соц. Преобразований.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм — как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов.
Просвещение во Франции связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др.Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов — классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности, и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль — рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем — от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо — в основном только в живописи и скульптуре.