Дотеатральный фольклор
Календарно-обрядовые формы бытования фольклора
Празднества были приручены к смене времен года. На Руси к определенным дням были приурочены церковные праздники. Эти даты стали как бы вехами календарных сельхоз работ. Праздники в дни зимнего солнцестояния или святки начинались с сочельника – кануна рождества и длились 2 недели – до крещения. Во время святок проводились различные игры, ряженья и другие действия, имеющие магический смысл. Колядование – хождение по домам с пением новогодних песен – поздравлений, прославляющих хозяев и в идеализированном виде выражающих пожелания на новый год. К числу старейших относятся весенние игрища масленичными. В глубокой древности масленицу праздновали весной. Но с введением христианства – 8ю неделю до пасхи. Весенние игрища состояли, как бы из трех действий: встречи, чествования и проводов весны. Он продолжался всю неделю. Понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул, пятница – тещины вечера, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы.
Пасху праздновали по православному календарю на 1 воскресенье после первого весеннего полнолуния в марте апреле. С эти было связанно много магических обрядов, цель которых – обеспечить благополучие посевов и вызревание злаков, плодов и ягод, размножение скота. На седьмой неделе после пасхи, в четверг праздновали «Семик», а в воскресенье троицу. Семицкие связаны с первой зелени на деревьях. Троица – церковный праздник для вытеснения семика. «Семик» был девичьим праздником и проводился в лесу. Девушки уходили в лес, выбирали березу, украшали, пели ей песни, нашептывали желания, пригибали её ветви к земле, на концах веток завивали венки.
Через 3 дня, в Троицу, возвращались к березе, осматривали свои венки. Затем бросали их в реку и смотрели, как плывут – гадали на женихов. Цель – получить от нее живительную силу.
В дни летнего солнцестояния, которые приходились на 24 июня, народ праздновал Ивана Купала, приветствую солнце и апогей цветения растительности на земле.
Цикл календарно-обрядовых праздников завершался праздником урожая.
Большую роль в жизни народа играли семейно-бытовые праздники и обряды. (рождение, свадьба, похороны).
Родильные обряды. Новорожденного купали в бане и заговаривали, ему посвящали специальные песни. Свадебные празднества. Обряды, чтобы уберечь молодых супругов от порчи, сглаза и всевозможных злых духов; чтобы они жили в богатстве, дружно и вырастили здоровых детей. Похоронные обряды – насыщены плачем, воплями и рыданиями. Состоял из 4 частей: отпеваниие, оплакивание, прощание, оживление. Смерть – это благо, что душа не умирает, а перемещается в иной мир.
Непеременным элементом был хоровод. Под понятием хоровод сегодня рассматривается массовую народную композицию, в которой органически слиты поэтический текст, мелодия, хореография и игровые действия. Это уникальное явление в народном творчестве. Хороводы занимали важное место в народном быту. Хороводы водили на улицах, на полянах, а зимой в избах, и не только в праздники, но и в будни после работы.
В хоровод шли в лучших праздничных нарядах. Хороводы собирали зрителей и были своеобразными смотринами. Происходили встречи и знакомства, определялись супружеские пары. Большинство хороводов и хороводных игрищ имели любовную, брачную, семейно-бытовую тематику. Хоровод рассматривается как форма, положившая начало развитию подлинного искусства театра, музыки, танца.
Дотеатральный фольклор.
Все народные празднества и обряды, а так же хороводы и хороводные игрища содержали в себе элементы драматического действия персонажей, элементы лицедейства. Это были дотеатральные формы или «предтеатр» (ряженье, обрядовые действа, народно- праздничные игрища, драматические игры), который подготовил появление собственно театральных форм, рассчитанных на зрителя (представления сцен, фарсов, комедий, драм).
Все дотеатральные формы драматического творчества были видами коллективной игровой деятельности масс. Но к драматическому творчеству относится не всякий и не целиком обряд, не всякая игра, а лишь те виды или части обряда или игр, которые содержат художественно-образное воспроизведение деятельности человека, отношений между человеком и природой или между людьми.
К народному драматическому творчеству относится обрядовое действо,за которым закрепилось название «игрище».Игрища устраивались на всех празднествах. Исследователи их разделяют на карнавальные и хороводные.
Ярко выраженные драматические элементы содержались в свадебных и особенно в покойницких игрищах, которые были связаны с культом предков и превратились в комическую игру.
Важнейшим элементом всех игрищ карнавального типа было ряженье.Они были «святочные», а в некоторых местностях и «масленичные» ряженья.
Более сложные игровые сценки представляли собой имитацию рудовых процессов.
Ряженье составляли обязательный элемент деревенской свадьбы.
Костюмы, грим, бутафория и реквизит ряженых были традиционными. Лица мазали сажей или свеклой, костюм условно обозначал принадлежность персонажу.
Игрища с ряженьем подвергались гонениям церкви, как элемент языческого культа.
Наряду с игрищами карнавального типа существовали хороводные игрища или игровые хороводы, в которых главным было драматическое действие. Исполнители разыгрывали содержание песни, с помощью различных художественно- выразительных средств создавали образы животных и природы, подражали их движениям, повадкам.
Исследователи особо выделяют элементы театрализации и драматургии в игровом хороводе, подчеркивают, что «хоровод» является драматическим действием.
Игровые хороводы иногда называли сюжетными, т.к. разыгрывание было основано на раскрытии сюжета.
Наибольшей драматизацией обладали любовные и семейно- бытовые хороводные игрища.
1. (Карнавальный) Тип драматических действий, в котором используется пластическая выразительность кукол, пестрые наряды участников игрища, ряженье, пение, пляска, инструментальная музыка, словесные формы- прибаутки, выкрики и т.п.
2. (Хороводный) Тип драматических действий был предельно сдержан, поэтизирован, глубоко скрывал чувства и воплощался в хореографической форме, в праздничной, но в бытовой одежде участников.