ЗАНЯТИЕ 8. Вербальное и невербальное речевое воздействие
Оратора на аудиторию.
Риторическая разминка:
– жестикуляционная гимнастика;
– ролевая игра (чтение слов и фраз по жестам).
Ораторика:
– эссе по афоризму;
– эвристический диалог.
Вопросы для обсуждения:
1. Факторы процесса речевого продуцирования.
2. Матрица вопросов Квинтилиана.
3. Языковые средства контакта и воздействия на аудиторию.
4. Группы невербальных средств общения: кинесические, проксемические, просодические, экстра- и паралингвистические – и их характеристика.
5. Элементы звучащей речи.
6. «Говорящие» штрихи к портрету говорящего.
Практические задания:
1. Экспромты (на задаваемую аудиторией тему или по афоризмам (см. Приложение 5) и их риторический анализ.
Задания и упражнения на дом:
1. Составьте матрицу вопросов Квинтилиана.
2. Опишите свой вчерашний вечер, используя «матрицу» вопросов Квинтилиана. Не забудьте обозначить, какова цель вашей речи и кто ваши слушатели.
3. Самоконтроль должен осуществляться самим оратором на всех этапах подготовки речи – от выбора темы до обратной связи со слушателями.
Сразу после выступления дается общая (синтетическая) оценка: оценивается результат всего выступления, его эффективность.
Позже оратор должен проанализировать свое выступление детально (аналитически).
Разберите свое выступление по следующим позициям (оформите анализ в тетради на «памятных страницах»).
Схема синтетической оценки
1) Речь удалась – речь не удалась.
2) Контакт с аудиторией был – контакт с аудиторией был слабый – контакта с аудиторией не было.
3) Меня поняли и со мной согласились – меня поняли и со мной не согласились – меня не поняли, но со мной согласились – меня не поняли и со мной не согласились.
4) Как я держался во время речи?
5) В каком эмоциональном состоянии я ухожу с этой встречи (после выступления)?
Схема аналитической оценки
1. Как аудитория встретила меня? (Доброжелательно, равнодушно, безразлично, сдержанно, недоверчиво и т.д.)
2. Каким было начало речи? Вызвала ли вводная часть заинтересованность, оживление, настороженность и т.п.?
3. Как можно охарактеризовать настроение аудитории на протяжении речи? Оно изменялось в мою пользу или наоборот?
4. Если аудитория реагировала отрицательно, – как в целом, так и по частям моей речи, – то чем это могло быть вызвано?
5. Как я сам(-а) реагировал(-а) на неудачи? И как на успехи?
6. Как я сам(-а) оцениваю выбор темы и ее раскрытие, план и композицию выступления?
7. Как я сам(-а) оцениваю свою устную речь: дыхание, были ли вынужденные паузы для вдоха, что можно сказать о громкости, темпе, плавности речи?
8. Как аудитория отзывалась на мои аргументы, примеры, шутки, вопросы?
9. Как я держался(-ась): просто, свободно, скованно?
10. Что я могу использовать из опыта подготовки и самого исполнения речи в своей дальнейшей работе?
4. Выучите наизусть фрагмент судебной речи (от 10 предложений), приготовьтесь выступить с ним перед аудиторией. (Пример фрагмента – Приложение 3.2.4.).
5. Ораторы, выступающие в состоянии эмоционального напряжения, часто допускают такие ошибки: колебание уровня громкости, произнесение слов во время смеха, неоправданный повтор слов, оговорки. Иногда у них возникает своеобразное заикание, особенно во времядлинной и очень эмоциональной речи (например: п-простите, по-пожалуйста; д-дня через два; шла кр-кровь, п/представляете, какой ужас!) Хотя возможно, что вследствие неспокойного состояния оратор бывает вынужден повторить начатое слово или звук, чтобы выиграть время для подготовки содержания следующего блока высказывания.
Проанализируйте свою ораторскую практику на выявление подобных ошибок. Составьте рекомендации по их избеганию.
Подготовьте выступление с презентацией «Имидж судебного оратора». Включите в публичное выступление элементы ораторской самопрезентации. Сделайте партитуру выступления. Подготовьтесь к разбору публичных выступлений (чужих и собственного).
6. Приготовьте выступление с презентацией «Невербальные средства судебного оратора», «Особенности невербального поведения в суде» и т.п.
Литература
Основная
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Р/на-Д., 2011.
2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) – М., 2007.**
3. Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Смелкова З.С. Риторика. Учебник. – М., 2010.**
4. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: Уч. пособие для бакалавров – М., 2012.*
5. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2008.
6. Тимошенко Т.Т. Риторика: Практикум. – М., 2009.**
Дополнительная
1. Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1993.
2. Гласс Л. Я читаю ваши мысли / Пер. с англ. – М., 2003.
3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). – М., 2006.
4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010.
5. Ипатова И.С. Публичная речь: риторика текста: Уч.-мет. пос. по риторике для студентов вузов. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2006..
6. Кузнецов И.Н., Масалов А.А. Язык мимики и жестов. – М., 2007.
7. Нелсон О., Голант С. Язык мимики и жестов. Что это такое. / Пер. с англ. – М., 2007.
8. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. – М., 2004.
9. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. / Пер. с англ. – М., 2006.
10. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений: Расширенная версия. / Пер. с англ. – М., 2006.
11. Сикорский И.А. Физиогномика в иллюстрированном изложении / Читать человека как книгу – М., 1998. С. 7-219.
12. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М., 1985.
13. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Уч. пособие. – М., 2008.**
14. Читать человека, как книгу / Сост. Е. Знак. – М., 1997.
Интернет-ресурсы
1. http://www. gramota.ru – справочно-информационный портал«Русский язык»
2. http://www. orator.ru
3. http://www. Subscribe.Ru. Информационный канал
4. http://www. zhestov.net