В 1031-36 годах в Чернигове греческими зодчими был воздвигнут Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси
Спасо-Преображенский собор в Чернигове
Вершиной южнорусского зодчества XI века является Софийский собор в Киеве – огромный пятинефный храм, построенный в 1037-1054 годах греческими и русскими мастерами.
храм Святой Софии в Киеве.
Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (1045-1060)существенно отличается от киевского собора. Она проще, лаконичнее, строже своего оригинала. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнороссийскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане и т.п. Частично это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием романской архитектуры.
· собор Святой Софии в Новгороде
С XII века начинается новый этап в развитии русского зодчества, которое отличается от архитектуры предшествующих времен меньшей масштабностью зданий, поисками простых, но в тоже время выразительных форм. Наиболее типичным стал кубический храм с позакомарным покрытием и массивной главой. Со второй половины XII века заметно ослабевает византийское влияние, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Наиболее ранним примером такого храма является собор Спасо-Ефросиниева монастыря в Полоцке, а также собор Михаила Архангела в Смоленске. Устремленность здания вверх подчеркивалась высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошниками у основания барабана.
Спасо-Преображенский храм Полоцкого монастыря
Заметнее становится влияние романского стиля. Оно не затрагивало основ древнерусской архитектуры – крестово-купольной конструкции храма с позакомарным покрытием, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, подобия контрфорсов на внешних стенах, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.
·
Использование элементов романского стиля распространилось в XII веке в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси. Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле начинается на рубеже XI-XII веков с возведением Владимиром Мономахом собора в Суздале, но наивысшего расцвета оно достигает в XII – начале XIII века. В отличие от суровой архитектуры Новгорода, зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило парадный характер, отличалось изысканностью пропорций, изяществом линий.
Большого подъема достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Согласно летописи, Андрей Боголюбский, обстраивая свою столицу, собирал «из всех земель мастеров», среди них были и «латиняне». Украшенные скульптурой белокаменные храмы Владимирского княжества появились благодаря приглашению Андреем Боголюбским мастеров "со всех земель". Возводятся городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые ворота.
В последней четверти XII века завершается в основном возведением архитектурного ансамбля Владимира. После пожара 1184 года перестраивается и получает окончательные формы Успенский собор. Успенский собор во Владимире
По сообщению русского историка Татищева (жившего в XVIII веке) зодчие были присланы во Владимир германским императором Фридрихом Барбароссой. Однако эти храмы не идентичны романским постройкам католической Европы – они представляют собой своеобразный синтез византийской типологии крестово-купольного храма и романской техники белокаменного строительства и украшения.Такое смешение греческих и западноевропейских традиций стало возможным только на русской почве, а одним из его результатов стал знаменитый шедевр владимирской архитектуры – церковь Покрова на Нерли
·
(1165г.) – сейчас известная всем как символ культурной самобытности Древней Руси. Традиции и приемы, выработанные мастерами владимирской школы, продолжали развиваться в Суздале, Юрьеве-Польском, Нижнем Новгороде. Георгиевский собор Юрьево-Польского был покрыт декоративной резьбой сверху донизу. Рельефные изображения на фоне сплошного коврового узора образовывали законченные сюжетные композиции.
·
Установление в Новгороде республиканского строя привело к значительной демократизации культуры, что не могло на сказаться на архитектуре. Сокращалось княжеское строительство. Заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, коллективы прихожан. Церкви были центрами общественной жизни отдельных районов города, нередко они служили складом товаров, местом хранения имущества горожан, в них собирались братчины. Возник новый тип храма – четырехстопный кубический храм с одним куполом и тремя апсидами, отличавшийся небольшими размерами и простотой в оформлении фасадов.
Изобразительное искусство.
С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи – мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись).В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и фрески.
Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней или смальты (цветное стекло) Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке (фрески Софийского собора в Киеве.
Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.
· "Христос-Вседержитель" (Христос-Пантократор. Мозаичное изображение). Главный купол:
· В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.
На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена "Благовещение": слева — архангел Гавриил, справа — дева Мария.
· Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери — Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.
· Главный алтарь Софии Киевской «Оранта» София Киевская
· В среднем ярусе апсиды Софиевского Собора широко развернута многофигурная композиция "Евхаристия"— символическая сцена причащения апостолов,
·
Целование Марии и Елизаветы"
·
Главной светской композицией собора София Киевская был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.
Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской.
Академик Б. Греков писал: "Переступив порог Софии, вы сразу попадаете во власть ее грандиозности и великолепия. Величественные размеры внутреннего пространства, строгие пропорции, роскошные мозаики и фрески покоряют вас своим совершенством, прежде чем вы успеете вглядеться и вдуматься во все детали и понять все то, что хотели сказать творцы этого
ИКОНОПИСЬ
К новгородской школе относится икона «Ангел Златые власы», привлекающая внимание лиризмом образа и светлым колоритом.
К владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII – начала XIII веков. Большой интерес представляет икона «Дмитрий Солунский». Дмитрий изображен сидящим на троне в дорогих одеждах, в венце, с полуобнаженным мечом в руках. Хорошо известно мозаичное изображение Дмитрия Солунского – воина в золоченом панцире и синем плаще. К началу XII века дорогая и трудоемкая мозаика полностью вытесняется фреской.
На середину 12 века приходится начало распада Киевской Руси (далеко не все историки считают возможным называть ее государством в полном смысле этого слова) на отдельные княжества. В середине XII века Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир (перевозя с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской).
Владимирская икона Божией Матери — икона Богородицы, написанная в XII веке. По церковному преданию её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в 5 в. н. э. при императоре Феодосии.
· Игорь Грабарь, художник и искусствовед, изучавший икону «Владимирская Богоматерь», так определил свое отношение к этому произведению: «Несравненная, чудесная, извечная песнь материнства – нежной, беззаветной, трогательной любви матери к ребенку!», «Не знаю произведения ни в эпоху Возрождения, ни в более близкие нам времена равной силы. Равного вдохновения и равного очарования.Сын, сидящий на правой руке, прижался округлым личиком к материнской щеке, и его детские глаза устремлены к Марии. Тонкие уста матери сомкнуты, но в уголках губ мы ощущаем горечь. Глаза, в которых сосредоточена вся жизнь, устремлены вдаль. Мария придерживает левой рукой младенца, словно пытаясь робко защитить его от уготовленной ему судьбы.Глаза матери полны чувства, которое в средние века определяли как радость святой печали.Свершится то, что должно. Грядущее неотвратимо. Дитя вырастет и примет мученический конец – пострадать за людей. Мать это знает. В испытующем взоре есть и какая-то смутная тайна, невыразимая словами боль, и влекущая, загадочная сила.
· Местонахождение
· Икона стояла прежде в Успенском соборе московского Кремля, по левую сторону царских врат иконостаса. Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате).
· В 1918 году ее изъяли из собора, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (Инв. № 14243). Сейчас находится в церкви Николы в Толмачах (храме-музее), что при Третьяковской галерее.
· Иконография Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.
· Стиль
· Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комнинского возрождения (1057—1185).
Прикладное искусство.
- зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла
- гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле
- филигрань– ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки
Поворотным событием для истории русской государственности и культуры стало Батыево разорение и последующее подчинение Орде.