Сады Франции. Версаль
Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк — 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории — осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить. В ассортименте из лиственных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных — тисе и ель, из плодовых — яблоня, груша, вишня.
В итоге Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса.
В основе реализации этих идей лежали следующие принципы:
— развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей поперечные оси, уравновешивающие композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты;
— создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркивающих его главенство и раскрывающих архитектуру;
— создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы;
— введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу;
— учет особенностей оптического восприятия пространства.
Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада примерно 500 м. С востока к нему подходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящихся на Площади армии.
Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1,5 га). От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер, Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ковра 330 м, ширина — 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии
30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длина продольной части — 1600 м, поперечной — 1000, ширина — свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое примечательное — декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной ориентации.
Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении). Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных, уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними свободным.
Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придворцовая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и завершается Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью земли на 13 м, переходит в Оранжерейный сад и завершается Озером швейцарцев.
Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходящих: первая — через Колесницу Аполлона, вторая — через восточный бассейн Большого канала,— отделяет лесопарковую часть от боскетной.
Между придворцовой частью и дорогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится участок боскетов.
Деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания густого массива зелени. По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди — палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет. Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использовали граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки. Иногда у палисадов высаживали вьющиеся.
Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал, Королевский остров).
За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по поперечной линии Большого канала проходит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга — Менажерией.
Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала.
В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его частей: придворцовая часть имеет более сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упрощение композиций.
Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко продумана последовательность восприятия композиций с учетом рельефа. Так, на главной оси у водного партера виден только уходящий вдаль Большой канал, а через несколько метров, у края террасы, взору открывается Латона, спешащий к ней Аполлон и объединяющая их полоса Зеленого ковра.
Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца».
Классические парки Франции стали образцом для подражания. Многочисленные ученики и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии — королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода); в Ганновере — ансамбль Герренгаузен; в Австрии — Шенбрунн и Бельведер (арх. Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брю-ля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх. Кнобельсдорф) .
Опыт Версаля А. Ленотр использовал при реконструкции и строительстве Парижа, что также получило свое развитие в градостроительстве Франции и других государств. Подобно парковой оси Версаля Ленотр создал проспект Елисейских полей. Протяженность оси, равная 3 км, становится своего рода нормативом в градостроительстве. Так, например, Невский проспект в Петербурге на отрезке от Адмиралтейства до Московского вокзала или главная ось центрального парка в Вашингтоне имеют длину 3 км.
Значительная протяженность магистрали Елисейских полей потребовала ее расчленения с целью устранения монотонности и создания разнообразия. Ленотр ввел круглые площади, уже оправдавшие себя в Версале. Вслед за ним этот прием использовал Мансар при строительстве площади Победы в Париже. В последующем круглые площади стали неотъемлемой частью планировки городов.
Трехлучье, введенное Ленотром, благодаря смелости решения и новизне также нашло широкое применение в планировке городов Франции, Пруссии, России (Петербург, Тверь и др.)-
В Париже Ленотр много работал по строительству и реконструкции улиц. Это прежде всего улицы богатых аристократических предместий, а также улицы с бедной застройкой, куда он вводит озеленение в виде рядовых посадок формованных деревьев. Такое линейное оформление придавало улицам строгость и единообразие, подобные ордерному оформлению. Оно позволило композиционно объединить разнохарактерную застройку, а также вести застройку улицы с разрывами и отступами, не нарушая при этом строгости ее перспективы. В разрывах и отступах устраивались частновладельческие сады, примыкающие к домам.
В это же время в Париже были созданы первые бульвары, изменившие облик города. Их значительная ширина (30—40—50 м) позволяла устраивать полосы с аллейными посадками. Ширина проезжей части составляла в среднем 25 м.
Таким образом, благодаря Ленотру в планировочную структуру города вводятся зеленые объемы как его органическая часть.
А. В. Бунин, оценивая творчество Ленотра, отмечал, что «...планировка Версальского парка повлияла не только на аналогичные садово-парковые объекты, но и на городское планировочное искусство, вызвав к жизни ряд новых приемов в планировке и застройке городских общественных центров, улиц и площадей. Вот почему Версальский парк, осуществленный во второй половине XVII в. для прославления самого пышного королевского двора в Европе, можно рассматривать как лабораторию новых градостроительных приемов всемирного значения» [11, с. 342].