Сады Франции. Версаль

Местечко Версаль, рас­положенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и пред­ставляло собой равнинную заболо­ченную местность, частично покры­тую мелколесьем. На этой террито­рии в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так назы­ваемый Малый парк занимал пло­щадь 1738 га, а примыкающий к не­му Большой охотничий парк — 6600 га. Сначала развернулись пред­варительные работы по подготовке территории — осушению местности с помощью каналов, созданию резер­вуаров, питающих водные устрой­ства парка, подсыпке земли на зна­чительной площади. Для посадки бы­ло привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, не­смотря на все старания, посадки ока­зались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось за­менить. В ассортименте из листвен­ных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных — тисе и ель, из плодо­вых — яблоня, груша, вишня.

В итоге Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной приро­дой окружающего леса.

В основе реализации этих идей лежали следующие принципы:

— развитие пространства по глав­ной продольной оси, подчиняющей поперечные оси, уравновешивающие композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты;

— создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркивающих его гла­венство и раскрывающих архитек­туру;

— создание кульминации на глав­ной композиционной оси с раскры­тием далекой перспективы;

— введение диагональных луче­вых дорог, идущих от лесных мас­сивов через парк и сходящихся к дворцу;

— учет особенностей оптического восприятия пространства.

Дворец является доминантой пар­ка. Протяженность его фасада при­мерно 500 м. С востока к нему под­ходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящихся на Площади армии.

Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада рас­положен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, ук­рашенных скульптурами, символизи­рующими реки Франции (площадь 1,5 га). От него начинает свое раз­витие главная продольная ось, на ко­торой последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер, Колесница Аполлона и, наконец, Большой ка­нал. Далее перспектива раскрыва­ется на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ков­ра 330 м, ширина — 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии

30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длина продольной части — 1600 м, поперечной — 1000, ширина — свы­ше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое приме­чательное — декоративный эффект его зеркальной поверхности, осве­щенной солнечными лучами, особен­но сильный в вечерние часы благо­даря западной ориентации.

Конец оси за Звездой короля флан­кирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел чет­кой видимости при рассеянном осве­щении). Ленотр, стремившийся к эф­фекту беспредельных, уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними сво­бодным.

Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придворцовая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и заверша­ется Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью зем­ли на 13 м, переходит в Оранжерей­ный сад и завершается Озером швей­царцев.

Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, прохо­дящих: первая — через Колесницу Аполлона, вторая — через восточ­ный бассейн Большого канала,— отделяет лесопарковую часть от бо­скетной.

Между придворцовой частью и до­рогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится участок боске­тов.

Деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания гу­стого массива зелени. По границам боскетов устанавливали легкие де­ревянные решетчатые (трельяжные) изгороди — палисады, выкра­шенные в темно-зеленый цвет. Такая изгородь сдерживала развитие ра­стений и служила своего рода ле­калом для формирования ровной по­верхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использо­вали граб, длительное время сохра­няющий форму после стрижки. Иног­да у палисадов высаживали вью­щиеся.

Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначен­ные для проведения музыкальных концертов, театральных представле­ний, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, об­разной идеей и оформлением ка­ждый боскет получил название (Ла­биринт, Большой зал, Королевский остров).

За боскетной частью Малого пар­ка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по попереч­ной линии Большого канала прохо­дит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга — Менажерией.

Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиаль­ные дороги. Их лучи, ориентирован­ные на дворец, сходятся у восточ­ной оконечности Большого канала.

В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его ча­стей: придворцовая часть имеет бо­лее сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упро­щение композиций.

Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко продумана последовательность вос­приятия композиций с учетом рель­ефа. Так, на главной оси у водного партера виден только уходящий вдаль Большой канал, а через не­сколько метров, у края террасы, взо­ру открывается Латона, спешащий к ней Аполлон и объединяющая их полоса Зеленого ковра.

Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущест­ва «короля-солнца».

Классические парки Франции стали образ­цом для подражания. Многочисленные уче­ники и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ан­самблей можно отнести следующие: в Анг­лии — королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партера­ми и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального под­хода); в Ганновере — ансамбль Герренгаузен; в Австрии — Шенбрунн и Бельведер (арх. Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брю-ля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх. Кнобельсдорф) .

Опыт Версаля А. Ленотр исполь­зовал при реконструкции и строи­тельстве Парижа, что также получи­ло свое развитие в градостроитель­стве Франции и других государств. Подобно парковой оси Версаля Ле­нотр создал проспект Елисейских полей. Протяженность оси, равная 3 км, становится своего рода норма­тивом в градостроительстве. Так, например, Невский проспект в Пе­тербурге на отрезке от Адмиралтей­ства до Московского вокзала или главная ось центрального парка в Вашингтоне имеют длину 3 км.

Значительная протяженность ма­гистрали Елисейских полей потребо­вала ее расчленения с целью устра­нения монотонности и создания раз­нообразия. Ленотр ввел круглые пло­щади, уже оправдавшие себя в Вер­сале. Вслед за ним этот прием ис­пользовал Мансар при строитель­стве площади Победы в Париже. В последующем круглые площади стали неотъемлемой частью плани­ровки городов.

Трехлучье, введенное Ленотром, благодаря смелости решения и но­визне также нашло широкое приме­нение в планировке городов Фран­ции, Пруссии, России (Петербург, Тверь и др.)-

В Париже Ленотр много работал по строительству и реконструкции улиц. Это прежде всего улицы бога­тых аристократических предместий, а также улицы с бедной застройкой, куда он вводит озеленение в виде рядовых посадок формованных де­ревьев. Такое линейное оформление придавало улицам строгость и еди­нообразие, подобные ордерному оформлению. Оно позволило компо­зиционно объединить разнохарактер­ную застройку, а также вести за­стройку улицы с разрывами и отсту­пами, не нарушая при этом строго­сти ее перспективы. В разрывах и отступах устраивались частновла­дельческие сады, примыкающие к до­мам.

В это же время в Париже были со­зданы первые бульвары, изменившие облик города. Их значительная ши­рина (30—40—50 м) позволяла уст­раивать полосы с аллейными посадка­ми. Ширина проезжей части состав­ляла в среднем 25 м.

Таким образом, благодаря Ленотру в планировочную структуру горо­да вводятся зеленые объемы как его органическая часть.

А. В. Бунин, оценивая творчество Ленотра, отмечал, что «...планировка Версальского парка повлияла не только на аналогичные садово-парковые объекты, но и на городское планировочное искусство, вызвав к жизни ряд новых приемов в плани­ровке и застройке городских обще­ственных центров, улиц и площадей. Вот почему Версальский парк, осу­ществленный во второй половине XVII в. для прославления самого пышного королевского двора в Евро­пе, можно рассматривать как лабора­торию новых градостроительных приемов всемирного значения» [11, с. 342].

Наши рекомендации