Вопрос 1. Роль науки и техники в истории человечества. Традиционное и индустриальное общество
Вопросы к госэкзамену по дисциплине «История дизайна, науки и техники» для студентов 6 курса специальности «Дизайн»
Художественно-графического факультета.
1. Роль науки и техники в истории человечества. Традиционное и индустриальное общество.
2. Первые орудия труда и понятия об удобстве. Составные орудия труда.
3. Первые великие изобретения, их роль в истории человечества.
4. Зарождение первых ремесел: плетение, ткачество и керамика.
5. Обработка металлов. Зарождение массового производства.
6. Разделение труда и обособление ремесел.
7. Цеховые объединения ремесленников и мануфактуры. Особенности, историческое значение.
8. Теория машин и ее развитие. Предпосылки промышленной революции.
9. Этапы технической революции в Европе конца XVIII – начала XIX веков. Изобретение самолетного челнока и прялки «Дженни».
10. Паровой двигатель Джеймса Уатта. Предшествующие идеи и дальнейшее внедрение.
11. Переход от ремесленного ручного труда к производству машин машинами. Изобретение конвейера.
12. Роль дизайна в эпоху промышленных революций. Противоречия машинного производства.
13. Определение и задачи дизайна.
14. Возникновение дизайна как профессиональной деятельности.
15. Первые промышленные выставки, их роль в истории промышленности и дизайна.
16. Стилевые направления в промышленном формообразовании рубежа XIX – XX веков.
17. Первые теории дизайна. Джон Рескин и Уильям Моррис.
18. Развитие идей первых теоретиков дизайна. Готфрид Земпер и Франц Рело.
19. Американский функционализм начала XX века. Идеи, представители.
20. Немецкий функционализм начала XX века. Идеи, представители.
21. Модерн в культуре и дизайне Европы и России. Формообразование в стиле Модерн.
22. Европейский авангард начала XX столетия. Новая эстетика в искусстве и дизайне.
23. Архитектура, производственное искусство и дизайн в Советской России.
24. Баухауз – одна из первых европейских школ дизайна. История, концепция, представители.
25. ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) – школа дизайнеров в Советской России. История, концепция, представители.
Литература для подготовки к экзамену.
1. Михайлов С. М. История дизайна (в 2-х томах). Москва: «Союз дизайнеров России», 2002.
2. Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна. Москва: «Союз дизайнеров России», 2002.
3. Михайлов С. М., Михайлова А. С. История дизайна. Краткий курс: Учебник для вузов. - Москва: «Союз дизайнеров России», 2004.
Теоретические материалы для подготовки к госэкзамену.
История дизайна, науки и техники.
Вопрос 1. Роль науки и техники в истории человечества. Традиционное и индустриальное общество.
Для людей нашего времени очевидно, что наука и техника играют в современном
обществе главную, решающую роль. Однако так было далеко не всегда. Древние греки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика, как на занятие простолюдинов, не достойное истинного ученого. Появившиеся позже мировые религии поначалу вообще отвергали науку. Один из отцов христианской церкви, Тертуллиан, утверждал, что после Евангелия ни в каком ином знании нет необходимости. Подобным образом рассуждали и мусульмане. Когда арабы захватили Александрию, они сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку - халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. Эта догма господствовала вплоть до начала Нового времени. В XVII веке, в эпоху возрождения знаний, инквизиция преследовала Галилея и сожгла на костре Джордано Бруно. Изобретатели новых механизмов тоже подвергались гонениям; к примеру, в 1579 году в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Причиной расправы было опасение муниципалитета, что это изобретение вызовет безработицу среди ткачей. Понимание роли науки пришло лишь в эпоху Просвещения, когда Жан-Батист Кольбер, знаменитый министр Людовика XIV, создал первую Академию. С этого момента наука стала получать организационную и финансовую поддержку государства.
Первым достижением новой науки было открытие законов механики – в том числе
закона всемирного тяготения. Эти достижения вызвали восторг в обществе; Вольтер написал книгу о Ньютоне и посвятил поэму “героям-физикам”, “новым аргонавтам” науки. Философы XVIII века воспевали культ Разума и создали “теорию прогресса”; до этого времени никто не знал, что такое “прогресс”. В начале XIX века «теория прогресса» породила позитивизм – философию науки; эта философия утверждала, что все явления и процессы подчиняются законам, подобным законам механики, что эти законы вот-вот будут открыты, что прогресс науки решит все проблемы человечества.
Действительно, промышленная революция резко изменила жизнь людей, на смену
традиционному укладу сельской жизни пришло новое промышленное общество; открытия и изобретения следовали одно за другим, и мир стремительно менялся на глазах одного поколения. Вслед за «индустриальным обществом» родилось «постиндустриальное», а затем «технотронное» общество.
Таким образом, история человечества делится на два неравных периода, первый
период – это общество до промышленной революции, «традиционное общество». Второй
период – это период после промышленной революции, «индустриальное общество». В «индустриальном обществе» роль науки и техники более очевидна, чем в традиционном,
однако в действительности развитие традиционного общества, в конечном счете, также определялось развитием техники.