Древнегреческая декламационная поэзия – элегии и ямбы (особ.: Тиртей, Архилох, Солон)
Как музыка не существовала в Древней Греции без слов, так стихи не существовали без музыки (Платон говорил, что музыка без слов в высшей степени безвкусна, достойна лишь фокусов). Поэзия появилась благодаря возникновению полисов, люди начали собираться не только по семейным связям, но и по интересам. И собрания по интересам назывались «симпосий». Это встреча, но не просто пирушка, а в первый очередь общение, религиозное общение, чаще всего собирались в честь какого-то бога, например бога-покровителя этой профессии. Так же собирались на площадях, городские праздники, но там хоровая лирика. А на симпосиях монодийная лирика, каждый сам пел, «я-пою». Лирика делилась хоровую и монодийную, а так же на мелику и немелику (иногда её называли декламационной).
Под лиру или кифару-мелика, немелика - под флейту, играть и петь не очень удобно, поэтому там исполнялся фрагмент, а потом декламировался стих. Противопоставление музыкальных инструментов неслучайно, потому что лира и кифара - греческие инструменты, а флейта заимствованная из Фрикии. То, что одни инструменты родные, а другой заимствованный породило разное отношение к этим жанрам. Флейту придумала Афина, но когда она увидела своё отражение в реке во время игры, оно было искажено, а для греков красота лица чрезвычайно важна. Поэтому она выкинула её. И её подобрал Сатир Марсий. Ему так понравился инструмент и вызвал на поединок Аполлона, и условие было, что кто выиграет, то сможет сделать со своим соперником что угодно. Судили состязание музы. Марсий похоже начал одерживать победу и Аполлон придумал хитрость, сказал Марсию «а сможешь ли ты играть и петь одновременно». Марсий проиграл и Аполлон содрал с него шкуру. Под флейту исполняли ямбы, комические стихи, что-то вроде частушек, хулигански - весёлые. Позже они могли превратиться в сатирическую, обличительную.
Элегия - изначально это были элегические двустишья, которые писали на могилах, одна строка - гекзаметр, вторая - пентаметр (пятистопный ямб - шестистопный ямб), и здесь суммируется вся жизнь человека и рождается философский жанр.
Вся лирическая поэзия происходит из фольклора, а у каждого народа есть свадебные, похоронные песни. Самый главный жанр для греков - гимн, молитва богам, исполнялись на площадях хором. На симпосиях исполняли «сколии», (пустое место), потому что их исполняли на досуге, в честь хозяина исполняли «энкорн».
Древнегреческая поэзия это не самовыражение, а мысли и интересы коллектива.
Тиртей
Самым древний из известных нам поэтов. Его жанр элегия. Про него есть легенда: Спарта однажды попросила у афинян полководца, они проигрывали в войне, а афиняне прислали хромого учителя Тиртея, спартанцам это не понравилось, хотели его убить, но Тиртей прочитал им такие гражданские стихи, что они пошли и победили. Лирика Тиртея была гражданской, вообще он считал что умереть за родину прекрасно, вот пример:
Доля прекрасная – пасть в передних рядах ополченья,
Родину-мать от врагов обороняя в бою,
Край же покинуть родной, тебя вскормивший, и хлеба
У незнакомых просить – наигорчайший удел.
Умереть так красиво, так же для греков понятие гражданина в буквальном смысле, значит ты приписан к конкретному городу, в изгнании ты не никто. Тиртей из воинов и граждан и он обращается к войнам и гражданам, и для них потерять, что они имеют - наигорчайший удел.
Тиртей призывал идти в самое пекло боя, «юноши хороши и в жизни и в смерти».
Архилох
Родина поэта — остров Парос в Эгейском море. По отцу Архилох принадлежал к древнейшей паросской аристократии, но так как был сыном фракийской рабыни, не мог претендовать на отцовское наследство. Поэтому бедность сопутствовала Архилоху всю жизнь, хотя среди своих соотечественников он пользовался большим авторитетом.
У него есть как элегии, так и ямбы (по сути своей насмешливый)..
Архилох жил в эпоху ожесточенных социально-политических конфликтов; настроение эпохи ярко отображено в его стихотворениях. Архилох отказывается от героического идеала гомеровской традиции. Он предпочитает активное участие в жизни, безличному «эпосу аристократии» противопоставляет субъективную поэзию личности — антагониста общественным условностям. Он не гражданин, поэтому не хочет погибнуть в бою за полис, жизнь для него важнее. Появляются новые для того времени мотивы опасности, неустойчивости жизни, чередование удач и неудач, идея человеческой беспомощности.
Вот этот самый его ямб:
Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой! Не хуже ничуть новый могу я добыть.
Солон
Древнегреческий мудрец, афинский политик, законодатель-реформатор, поэт. Точная дата рождения неизвестна, считается, что он родился около 640 г. до н. э. К тому времени, когда его избрали правителем, противоречия между народом и знатью достигли предела, но у враждующих сторон хватило благоразумия обратиться к Солону с просьбой о проведении необходимых реформ. Солон не без колебания приступил к преобразованию государственного строя Афин. Знать надеялась, что Солон, сам будучи аристократом, укрепит ее позиции. Демос, считая Солона человеком справедливым, ждал от него проведения всеобщего передела имущества и уравнения всех в правах. Солон же не собирался делать ни того, ни другого. Претензии знати он считал чрезмерными и укорял её в своих стихах: «Вы же в груди у себя успокойте могучее сердце: Много досталось вам благ – ими пресытились вы, Меру поставьте надменному духу: не то перестанем мы подчинять, а вам будет не по сердцу всё».
По убеждению Солона, жизнь общества должны регулировать право и законы, принятые при всеобщем согласии. Эти принципы были положены Солоном в основы проводимых им реформ. Для Солона богатые и бедные, знатные и незнатные – равноправные челны единого гражданского общества.
Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен —
Не сократил его прав, не дал и лишних зато.
Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством
Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид.
Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,
И никому побеждать не дал неправо других[
8. Мелика – хоровая и сольная лирика (особ.: Пиндар, Алкей, Сапфо).
Как музыка не существовала в Древней Греции без слов, так стихи не существовали без музыки (Платон говорил, что музыка без слов в высшей степени безвкусна, достойна лишь фокусов). Поэзия появилась благодаря возникновению полисов, люди начали собираться не только по семейным связям, но и по интересам. И собрания по интересам назывались «симпосий». Это встреча, но не просто пирушка, а в первый очередь общение, религиозное общение, чаще всего собирались в честь какого-то бога, например бога-покровителя этой профессии. Так же собирались на площадях, городские праздники, но там хоровая лирика. Там исполняли гимны, то есть молитвы богам.
Гимн состоял из трёх частей: призывательная часть, с эпитетами, подходящими случаю., вторая часть-повествовательная, подходящий к случаю миф с этим божеством, а третья часть-просительная, что просят от божества.
А на симпосиях монодийная лирика, каждый сам пел, «я-пою». Лирика делилась хоровую и монодийную, а так же на мелику и немелику (иногда её называли декламационной)
Под лиру или кифару-мелика, немелика – под флейту, играть и петь не очень удобно, поэтому там исполнялся фрагмент, а потом декламировался стих. Противопоставление музыкальных инструментов неслучайно, потому что лира и кифара – греческие инструменты, а флейта заимствованная из Фрикии. То, что одни инструменты родные, а другой заимствованный породило разное отношение к этим жанрам. Флейту придумала Афина, но когда она увидела своё отражение в реке во время игры, оно было искажено, а для греков красота лица чрезвычайно важна. Поэтому она выкинула её. И её подобрал Сатир Марсий. Ему так понравился инструмент и вызвал на поединок Аполлона, и условие было, что кто выиграет, то сможет сделать со своим соперником что угодно. Судили состязание музы. Марсий похоже начал одерживать победу и Аполлон придумал хитрость, сказал Марсию «а сможешь ли ты играть и петь одновременно». Марсий проиграл и Аполлон содрал с него шкуру. Под флейту исполняли ямбы, комические стихи, что-то вроде частушек, хулигански – весёлые. Позже они могли превратиться в сатирическую, обличительную.
Элегия – изначально это были элегические двустишья, которые писали на могилах, одна строка – гекзаметр, вторая-пентаметр (пятистопный ямб – шестистопный ямб), и здесь суммируется вся жизнь человека и рождается философский жанр.
Вся лирическая поэзия происходит из фольклора, а у каждого народа есть свадебные, похоронные песни. Самый главный жанр для греков – гимн, молитва богам, исполнялись на площадях хором. На симпосиях исполняли «сколии», (пустое место), потому что их исполняли на досуге, в честь хозяина исполняли «энкорн»
Древнегреческая поэзия это не самовыражение, а мысли и интересы коллектива.
Пиндар
Один из девяти канонических мелических поэтов Древней Греции.
Жил до середины 5 в до н.э.
Среди его произведений обращённые к богам гимны и пеаны,дифирамбы Дионису, просодии (песни для торжественных процессий), энкомии (хвалебные песни), плачи и эникии (оды в честь победителей на общегреческих играх).
Эникии Пиндара-стихи на победу спортсменам, являются образцом жанра. Для кастовой идеологии греческой аристократии атлетический успех имел ценность в первую очередь как проявление «классовой доблести»; соответственно герой-победитель должен был прославляться в свете подвигов мифологических персонажей, от которых обычно вёл происхождение знатный род.
Спорт-форма служения богам, состязания угодны богам, даже похороны сопровождаются играми.
Спортсменам ставят статуи, Пиндару заказывали стихи восхваляющие их.
На победу в кулачном бою:
Кто хочет и может
Претерпеть отраду,
Вняв советному слову Дальнего Стрельца
Агамеду и Трофонию…
Алкей
Алкей (тоже один из девяти канонических мелических поэтов Древней Греции) родился во второй половине VII в. до н. э., вероятно, в Митиленах на о.Лесбос, и был современником и соотечественником Сапфо и Питтака.
Дошедшие до нас политические песни Алкея ярко отражают борьбу аристократии, к которой он принадлежал, с демократической партией в городе Митиленах (на острове Лесбосе), откуда он был изгнан демократией. Мотивы гражданской войны
занимают большое место в его стихотворениях. Характерны песни с нападками на
ненавистного ему вождя демократии Питтака. Алкею государство
представляется кораблем, застигнутым бурей.
О Питтаке: Всенародным судом отдали вы родину бедную, Злополучный наш град, в руки — кому ж? Родины пасынку! Стал тираном Питтак, города враг, родины выродок.
Под влиянием поражений аристократии поэт в ряде стихотворений призывает забыться в наслаждениях вином и любовью; он воспевает красоту и обращается с любовным признанием к Сапфо.
К Сапфо:
Сапфо фиалкокудрая, чистая, С улыбкой нежной! Очень мне хочется Сказать тебе словцо тихонько,
Только не смею: мне стыд мешает.
Его стихотворения отличаются страстностью; политические – воодушевляющие на заговор.
Сапфо
Родилась около 630 года до н. э., остров Лесбос, жрица Афродиты, она пишет любовную лирику, потому что служит Афродите, в её поэзии присутствуют птицы Афродиты-голуби и воробьи, символы плодородия, семьи и деторождения, потом присутствует свадебная лирика, потому что она состояла культовом объединении посвященном Афродите, задачей которого была подготовка к замужеству знатных девушек.
На островах жили более древними традициями, в основе лирики Сапфо лежат традиционные фольклорные элементы; здесь преобладают мотивы любви и разлуки, действие происходит на фоне светлой и радостной природы.
Традиционные формы культового фольклора наполняются у Сапфо личными переживаниями; главным достоинством её стихотворений считается напряжённая страстность, обнажённое чувство, выраженные с чрезвычайной простотой и яркостью. Любовь в восприятии Сапфо — страшная стихийная сила, «сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты». Сапфо стремится передать своё понимание синтезом внутреннего ощущения и конкретно-чувственного восприятия (огонь под кожей, звон в ушах и т. п.)
Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться:
Лишь тебя увижу, уж я не в силах
Вымолвить слова.
Но немеет тотчас язык, под кожей
Быстро легкий жар пробегает, смотрят,
Ничего не видя, глаза, в ушах же —
Звон непрерывный.
Потом жарким я обливаюсь, дрожью
Члены все охвачены, зеленее
Становлюсь травы, и вот-вот как будто
С жизнью прощусь я.
Но терпи, терпи: чересчур далёко
Все зашло…
Сапфическая строфа – одна из наиболее употребительных строф античной метрики, была введена в употребление Сапфо, состоит из 11-сложных «сапфических стихов» и 5-сложного «адония» (нормального объяснения, что это такое я не нашла).
9. Происхождение древнегреческой трагедии. Устройство древнегреческого театра. Структура трагедии.
Древнегреческая трагедия произошла из культа Диониса. Трагедия переводится как «песнь козла»-обречённой жертвы.
Культ ДиОниса пришел позже всех – в 7 веке из Фракии. До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны. Мера, порядок, гармония были доминантами, главные характеристики греческого искусства. В дионисийском начале – чувства. Дионис – сельскохозяйственный культ, аграрный, культ зерна. Поэтому Дионис связан с умиранием и воскрешением, как на зиму засыпает природа, а весной возрождается. Дионис, как и Азирис, и Христос – умирающий и воскресающий Бог.
Культ Диониса изначально был связан с человеческими жертвоприношениями. На деле человек заменяется животными – быком, разорванным на части. Греки приносили животных в жертву до самого конца античности.
Дионис перекликается с Деметрой, богиней плодородия. Когда её дочь, Персифона уходит к Аиду, Деметра печалится, страдает, наступает зима. Когда Персифона возвращается к матери, природа оживает и так раз за разом.
Также Дионис связан с Паном, комическим божеством, тоже отвечающим за плодородие земли, скота и человека.
Дионис сын смертной Семелы и Зевса.
Семела — дочь мифического основателя Фив Кадма и Гармонии, мать Диониса, которого она зачала от самого Зевса. Гера, божественная супруга Зевса, в гневе на соперницу решила погубить Семелу. Приняв на себя облик Берои, кормилицы Семелы, она внушила ей желание убедиться воочию, что её возлюбленный — действительно то божество, за какое выдаёт себя, а для этого просит Зевса явиться ей во всем блеске своего величия, с громом и молниями. Вынужденный клятвой исполнить просьбу Семелы, Зевс предстал перед ней в пламени перунов; смертная женщина не выдержала небесного огня и сгорела (или умерла от ужаса[4]). Дионис был в утробе матери и когда она погибла, от него осталось только сердце, которое символизирует зерно. По мифу Зевс зашивает сердце себе в бедро. Зевс дает ему новую жизнь. Когда животного разделывали, сердце зарывали в землю, чтобы вывести плоды.
По второму мифу что Гера подговорила титанов, чтобы они убили Диониса. По мифу Дионис сидел на троне Зевса, он меняет облики (превращался то в козленка, то в теленка). Менять образы – подземельная черта, то есть он связан с миром мёртвых.)
На мистерии вновь и вновь повторялась история умирающего и воскрешающего бога.
Мисты – участники мистерии, происходили стадии просвещения. На них накладывался обет молчания. Источники не сохранились. Колос – как символ вечной жизни. Тот, кто был жертвой – изображал Диониса, вживался в этот образ, был одержим божеством, рассказывал его историю.
Суть мистерии – переживание священной истории здесь и сейчас.
Человек рассказывает историю Диониса, остальные оплакивают, с оплакивающими связан появившейся в греческом театре хор.
КАтарсис – слово ввел Аристотель. (Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, то есть возродился, гармония, всё вернулось на круги своя).Сатиры – рогатые, козлоногие и с хвостом. Выше пояса – люди. Мисты наряжались в козлиные шкуры. Исполняли веселые похабные песенки. Смех – преодоление страха. Стихия комического возникает из стихии трагического. Вот он – катарсис – чудо, превращение зла в добро, смерти в жизнь.
На орхестре происходит жертвоприношение, потом жертву съедаю, почти как причастились, приобщились к вечной жизни, чудо мистерии, жертва умерла, но дала нам жизнь.
Из закрытых мистерий всё это перерастает в театр. (но это не искусство, а культовое мероприятие)
Разделяется на при составляющих– жертва, рассказ, еда.
1я трагедия была поставлена в 534 году до н.э. в Афинах. Это случилось при правителе Писистрате, который приказал записать поэму Гомера.
Греческий полис – множество крестьянских земель вокруг, кроме самого города. Демократическое общество – власть всего народа. Боги у крестьян и горожан разные. Афина, Аполлон – городские, у крестьян – Деметра, Дионис, Персифона. Песистрат утверждает крестьянских богов наряду с городскими. То есть утверждение Диониса - демократический жест. Когда впервые игрался спектакль – не искусство, а культ. Уже тогда появились билеты, но бедным они были бесплатны.
Древнегреческий театр рождался естественно, сначала постановки проходили раз в год на Праздник Диониса, потом ещё на один праздник связанный с плодородием и на праздник мёртвых.
Все действие игралось на полукруглой площадке, за которой была деревянная палатка. Скене (сцена) и орхестра (хор с инструментами). Палатка поднялась и получилась оркестровая яма. Дальше – амфитеатр. Греческий театр рождался естественным образом. Трагедии разыгрывались на праздниках. Сначала – на Дионисиях, потом – Линнеях(то же связано с плодородием), на Анфестериях (праздник мертвых). Сначала постановку показывали в городе, а потом по деревням проводили Малые Дионисии. На всех праздниках трагедии ставились в виде состязаний. Всё это в честь мёртвых, богов героев. 3 трагика представляли по 3 трагедии и одной сатировой драме. Получалась тетралогия. Сатирова драма – то, что произошло из песен сатиров. Сатирова драма – пародия на миф. Мимесис – подражание. В процессе действия 3 трагедий происходило страдание,
воскрешение и радость. Они играли в один день одного автора, это было с утра до вечера. Это было не развлечение, а ритуал. Зритель должен в результате увидеть единственный сюжет. 3 элемента ритуала разделяются, но соприсутствует. Кормили трагематами – орехами, бобами (то, что едят в сыром виде). Раньше еле мясо в сыром виде.
Структура трагедии:
• Пролог - на орхестру выходит человек и вводит зрителя в смысл того, что будет происходить далее.
• Появляется хор из двух полухорий (12 человек, затем при Эсхиле 15). Всё действие происходит при хоре. Следует Парод-первая песня, которую не просто пели, а изображали.
• Эписодий-появляется актёр, разворачивается действие, актер уходит. И
• Между каждым эписодием стасим-«стоячая песнь»
• В конце эксод-исходящая песнь.
Смерть и воскрешение Диониса-какое-то искривление в трагедии и восстановление гармонии.
Исполнялось в масках, длинных одеждах и актёрами-мужчинами.