Виды религиозной практики
Всякая религиозная система включает в себя разнообразную религиозную практику, отражающую всю специфику религиозного сознания этой системы. В целом к религиозной практике относятся следующие виды деятельности: молитва, ритуал, церемония, обряд, культ, паломничество, проповедь, праздники и др.
Молитва – форма речевого обращения к Богу. Она имеет глубокие корни и связана не только с представлениями о сакральности слова, речи, но обусловлена действием. В древнем славянском языке есть слова, однокоренные со словом молиться — молить, моаогон что означает есть, варить, резать. Но все эти действия в древности были связаны с ритуалами жертвоприношения, а следовательно, относились к сакральному.
Молитвы могут подразделяться на:
· Просьбы;
· Восхваления;
· Выражение смирения, причастности к Богу;
Наиболее древней формой религиозной практики, религиозной деятельности является ритуал. На заре человечества ритуалы религиозной практики имели магическую природу. Их действенность заключалась в них самих. Ритуал был призван прежде всего воздействовать на сверхъестественные силы.
Слово «ритуал» происходит от латинского «ritus”, санкритского “рта”, аот неизвестную космическую энергию. Действенность ритуалов первоначально находится в руках тех, кто его исполняет. Позднее, когда возникнут идеи монотеизма, ритуал в церковной практике станет рассматриваться зависимым от самого Бога. Ритуал — компонент выражения конфессиональной семиотики.
Ритуал— это смысловая последовательность конкретных действий, совершаемых одним человеком или группой людей, обладающих сакральным характером и семиотической направленностью.
В ритуале особенно важный акцент делается на последовательность действий, цепочку событий, изменение которой недопустимо.
Ритуал – это еще и коммуникация по поводу мифологических смыслов.
Но в ритуале преобладает действие.
Обряд (от «обряжение», т.е. одевание) – ролевое выполнение функции. Каждый участник обряда «обряжен» в конкретного персонажа ритуала и должен вести себя по закону своей роли.
Ритуалы могут иметь разные формы:
· Жертвоприношения;
· Захоронения;
· Принятия власти;
· Инициация;
· Свадьба; и т.д.
Культ— это разнообразные, освященные канонами специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды, ритуалы и т.д. Культовые ритуалы выполняют для верующих функцию субъективной связи с Богом. Культ символичен и сакрален. Культ требует точного исполнения. Культ — это система религиозной практики, основанная на почитании, поклонении и возвеличивании какой-либо идеи, концепции, личности, вещи и т.д. Культ может носить и светский характер (культ денег, культ, питания, культ личности, культ разума и т.д.);
Понятие культу включает в себя два важных предмета: то, чему поклоняются и то, как (или с помощью чего) покланяются.
Паломничество — посещение святых мест, с целью укрепить свою веру, встретиться с единоверцами, проверить силу собственной веры.
Каждая религиозная система (за редким исключением) имеет свои священные места и вырабатывает правила совершения паломничества. Иногда паломничество обязательно (ислам) иногда нет (христианство).
Проповедь — вербальная деятельность, с которой начинается распространение религиозного учения. Это слово учителя, обращенная к ученикам. Цель проповеди заключается в донесении смысла слов Бога до сознания людей.
Чувственность обряда со временем начинает преобразовываться в преобладание над деятельностью. Когда обряд перерастает в активное чувственное действо, он становится праздником. Слово праздник в древнем славянском варианте звучит как праздынь, пустой день. Праздник — это день свободный от работы, деятельности, но наполненный удовольствиями.
Предметы культа и религиозной практики
Совершение культового действия как правило происходит с использованием предметов, считаемых в религии священными и обладающими некоторой божественной силой. В связи с их особой значимостью, как правило, эти предметы представляют не только религиозную ценность, но художественную: их изготавливают мастера высокого искусства, они изготовлены из дорогих материалов, богато украшены и т.д. Иногда эти предметы и не обладают художественной ценностью, но значимы для верующих.
В Африканских религиях большое место отводится маскам, статуэткам-изображениям богов, украшениям.
В некоторых религиях популярны четки, регулирующие ход молитвы.
Мусульмане также используют четки при молитве. Их четки состоят их 99 бусин, каждая из которых соответствует самым красивым именам Бога.
Исламский знак, носимый на груди — рука Фатимы, дочери пророка, пять пальцев — символ пяти столпов ислама.
Христианство в противоположность исламу имеет огромное количество священных предметов, некоторые из которых являются общими для всех христиан, а некоторые принадлежат только верующим каждого направления. Общим почитаемым предметом христиан является крест — символ распятия Христа, который верующий носит на груди на цепочке или веревочке. Форма креста может быть разной: гугенотский или мальтйский крест, с изображением голубя. Почитаемы в христианстве также мощи святых.
Священными атрибутами иудаизма считаются тефилин, талит, менора, мезуза, кипа и т.д.
В индуизме и буддизме священными являются палочки ладана.
К культовым предметам со времен древности у многих народов относилась кухонная утварь. Очагу покланялись и тюркские народы, в языках которых само слово «очаг» подразумевает множество значений, таких как «семья», «род», «священная территория».
У калмыков новорожденного ребенка обязательно клали ненадолго в котел с водой, под которым разводили небольшой огонь, что символизировало духовное рождение ребенка. Котел в данном случае рассматривается как источник духовного.
24. Понятие, сущность, структура и специфика корпоративной культуры как видовой формы культуры.
КК—система личных и коллективных ценностей, принимаемых и разделяемых всеми членами организации; набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников.
Разграничить организационную К (как особенности и нормативность организации, корпоративную – более широкий тип К
Сфера проявленности корпоративной культуры:
Ø коммуникационные барьеры, непонимание или недопонимание
Ø различие стиля управления
Ø постановка проблем и характер принятия решений
Ø мотивация труда
Ø различия в социально-культурной компетенции
Типология корпоративных типов культур на уровне международной коммуникации:
Ø рыночная культура, основанная на господстве стоимостных отношений, достижении максимальной прибыли. Характерна для высококонкурентный сфер и новых областях
Ø бюрократическая культура, основанная на системе власти, доминировании законнодействующих и оформленных правовых систем. Характерна для развивающихся экономик, но обладающих стабильностью и защищенностью.
Ø Техническая культура характерна для традиционных производств.
Возможно и разделение корпоративной культуры на культуру штаб-квартиры и культуру филиалов.
корпоративная и профессиональнуюкультуру, где субъектом и творцом в первом случае является народ, а во втором—отдельные субъекты, обладающие профессиональными навыками и выделенными в обществе в качестве профессионалов, т.е. людей занимающихся конкретным видом культурной деятельности.
Организационная культурапредставленаформальной(должностные инструкции, положения о службах и подразделениях, документы, акрепляющие функционирование организации как системы) и неформальной (традиции и принципы).
Культура стратегического планирования –в отличие от рганизационной, часто возникающей стихийно, имеет четко целенаправленный вектор развития.
Организационная культура по Геерту Хофштеде может быть представлена следующими типами:
Ø Длина иерхической лестницы (определяется степенью использования руководителем своей власти). В Аргентине и Испании эта степень достаточно высока, а в Канаде и Австралии – достаточно мала.
Ø Избегание неопределнности и, как следствие, непредвиденностей. В Японии, Иране, Турции этот показатель достаточно высок, а в Тайване и Гонконге нет.
Ø Индивидуализм-коллектиизм, как коэффициент оказывается высоким в сторону преобладания индивидуализма над коллективизмом для США, Англия.
Ø Маскулинизм-феминизм, как характеристика доминирования мужской направленности на успех или женского направления дел, в котором отдается предпочтение качеству самого процесса, гибкость ситауции. К «мужскому» типу относят Италию, ЮАР, а к «женскому» -- Голландию, скандинавские страны.
Особая сфера корпоративной культуры – технология подготовки и переподготовки кадров. Такая система, как ролевая игра окажутся неприемлемой для японцев, потому, что они не любят попадать в «неверные» ситуации, ошибаться, а для азиатов – потому, что игра как таковая не может быть делом взрослых людей. Для США характерно не вкладывать большие деньги в обучающие программы, в то время, как в Японии это уже традиция. В Америке предпочитают при подготовке специалиста больше внимания уделять практическим вопросам узкопрофильного плана, а в Японии обуение включает и более общее обучение. Сама оценка так же отличается: В США предпочтение отдают формальной стороне оценивания знаний, в Японии оценка носит неформальный характер.
Третьей разновидностью в данном типе будут сельская и городская культура. Здесь признаки субъектов культуры определены местностью проживания.
По признаку возрастного деления общества к социальному типу можно отнести детскую культуру, молодежную культуру, культуру пожилых людей, культуру людей зрелого возраста.