Средневековый театр западной Европы
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА, вид средневекового западноевропейского религиозного представления, входившего в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии). Отсюда и его название.
Литургическая драма возникла в эпоху раннего средневековья — в 9 в., и стала источником возрождения профессионального театра, переживавшего во времена становления христианства гонения и запреты из-за связи театрального искусства с языческими ритуальными культами или развлечениями. Поскольку богослужения в Средневековой Европе велись на латинском языке, большинство прихожан не понимало и малой доли всего того, что происходило в храме во время службы. Встала острая необходимость через обыгрывание важных для понимания христианства сцен передать прихожанам смысл христианского вероучения.
Первые литургические драмы отличались кратким диалогом и строгим ритуально-символическим характером исполнения. Однако с течением времени в литургическую драму стали проникать некоторые бытовые черты, народные выражения, комические элементы. Такое усиление мирского характера литургической драмы сделало не возможным проведение ее в храме во время службы. Литургическая драма «вышла» на паперть перед храмами. Это привело к увеличению количества зрителей. Церковные драмы начали исполняться на народном языке; помимо духовенства, в представлениях стали принимать участие и миряне.
МИСТЕРИЯ (от греч. mysterion — «таинство, тайна»), жанр средневекового европейского религиозного театра, выросший из литургической драмы.
С ростом интереса к христианским театральным представлениям возникает и желание принять в них непосредственное участие. Несколько раз в год, на великие христианские праздники, масштабные представления устраивались на центральной площади средневекового города. На площади воздвигался длинный помост, на котором одновременно располагались все декорации, обозначающие нужные места действия. Помост-сцена могла состоять из нескольких этажей. И на сцене одновременно разыгрывались несколько различных эпизодов из Библии, несвязанных местом и временем действия. Это было обусловлено тем, что для Бога нет понятия времени (для Бога всё происходит одномоментно – симультанно). Число действующих лиц мистерии могло доходить до нескольких сотен.
Представления мистерий организовывались городским муниципалитетом совместно с городскими цехами ремесленников. Ремесленники стали исполнять и большинство ролей. Роли христианских пророков, святых и даже самого Христа продавались с аукциона. Это было необходимо, чтобы заплатить деньги тому, кто соглашался сыграть роль отрицательных персонажей – предателя Иуды, бесов, сатаны.
Именно в недрах мистерии зародились, помимо актерских, многие другие театральные профессии: сценографы, постановщики и даже продюсеры, осуществляющие всю финансово-организационную работу по выпуску спектакля.
МИРАКЛЬ (от лат. miraculum — чудо), жанр средневековой религиозной драмы, разновидность мистерии. Основу сюжета миракля составляет религиозное чудо, совершенное Девой Марией или христианскими святыми.
Миракль возник во Франции самом начале 13 в. Часто в инсценировках библейских событий встречались эпизоды с различными чудесами. «Устройством» таких чудес во время спектакля занимались специальные мастера. Постепенно таких эпизодов становилось все больше и, наконец, они выделились в отдельные пьесы, называемые мираклями. Чудесами в мираклях занимались особо. Появление черта, проваливание в ад, видение адской пасти, чудесное появление ангелов, хождение по водам Христа, разверзание морских волн – все обставлялось с величайшей тщательностью.
Неудивительно, что первые спектакли этого жанра были посвящены чудесам одного из самых почитаемых христианских святых – Св. Николая (который за доброту к детям и чудесные дела был со временем преобразован в знаменитого Санта-Клауса).
Не менее популярными были миракли с участием святой Девы Марии и составляли целый цикл так называемых Miracles de Notre Dame («Чудеса Нашей Госпожи»). Дева Мария обычно вызволяла людей из их личных невзгод и особенно часто спасала от всяческих бедствий неразумных молодых дев и простодушных добродетельных жен. Миракли Notre Dame отличались особенным житейским жизнеподобием, делающими эти религиозные пьесы прямыми предшественниками светских бытовых драм.
В силу специфических особенностей миракля, основной акцент в этом жанре приходился не на актера, а на спецэффекты, техническое оснащение, позволяющее зримо воплотить чудо. Уже в первые миракли, наряду с основными сюжетными библейскими сценами, были включены и бытовые эпизоды.
МОРАЛИТЕ (от лат. moralis — нравственный), нравоучительное аллегорическое представление западноевропейского театра позднего Средневековья.
Источником художественно-изобразительных средств моралите послужили средневековые мистерии и миракли, пропагандирующие идеологию и мораль христианства, провозглашавшие торжество добродетели и наказание порока, наступавшее благодаря вмешательству высших сил.
Поначалу аллегорические персонажи, изображающие различные пороки и добродетели, служили лишь вспомогательным средством в религиозных эпизодах мистерии. Это была своеобразная иллюстрация, акцентирующая основную идею всего спектакля. Однако когда мистерии были запрещены из-за чрезмерного удаления от религиозной идеи, моралите выступило альтернативой мистерии на проведении народных праздников, и постепенно выделилось в самостоятельный жанр. С этого момента персонажами стали не только религиозные понятия, но и времена года, война, мир, голод, милосердие, правосудие и т.п.
В моралите нет событийных сюжетов, персонажи моралите не индивидуализированы. Эта форма была максимально удалена от жизнеподобия, а значит, она была защищена от проникновения любой языческой традиции, сохранившейся с давних времен.
Каждый из персонажей моралите был снабжен определенными атрибутами, расшифровывающими его аллегорический смысл: Себялюбие выступало с зеркалом, Глупость была увенчана ослиными ушами, Скупость держала в руке мешок с монетами, опознавательным знаком Надежды был якорь, Веры - крест и т.п. Однако отсутствие живой идеи, и главного признака театра – драматургии (зритель оставался пассивным созерцателем, а не участником действа) – сделали этот жанр не особо популярным, а значит, и недолговечным.
ФАРС (от лат. farcio — начинка, фарш), вид народного театра, получивший распространение в большинстве западноевропейских стран в эпоху позднего Средневековья. Легкие развлекательные сценки, разыгрываемые актерами-масками, действующими в рамках постоянных типажей-характеров.
В период становления христианства этот вид зрелищ сохранялся в представлениях странствующих актеров, называвшихся в разных странах по-разному (гистрионы, скоморохи, ваганты, шпильманы, мимы, жонглеры и т.д.). Такие представления жестоко преследовались церковью, и существовали практически на "подпольном" положении. Однако, с развитием и ростом популярности мистерий, в них все большее место начали занимать комедийно-бытовые элементы, интермедии, сатирические вставки слабо связанные с основным религиозным действом. Собственно, именно тогда и возник термин "фарс" — главное патетическое и торжественное действие "начинялось" комедийными вставками.
Фарс стал истинно народным, демократическим жанром зрелищно-театрального искусства, где все персонажи выступали в обличии "дураков", аллегорически изображающих общественные пороки. Для фарса характерен грубоватый юмор, импровизация, акценты не на индивидуальные, а типические черты персонажей. Именно это сторона и роднит фарс с древнеримской ателланой.