Основные категории культуры

Критериями могут быть: религия, виды деятельности, региональная принадлежность, хозяйственный уклад, сферы общества, этнический состав населения, исторические эпохи и т. п. Единой универсальной типологизации не может быть в силу различных целей исследования и многогранности самого явления. Однако в культурологии встает проблема поиска критериев, которые бы позволили представить основные типы культур. Поскольку культура непосредственно связана с деятельностью людей, то в качестве основного критерия часто называют различные виды деятельности. Так как деятельность бывает материальная и духовная, то и культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят: производственную культуру, организационную культуру, воспроизводство самого человека, физическую культуру, экологическую. К духовной культуре – интеллектуальную, психическую деятельность человека, которую подразделяют на проектирующую деятельность, познавательную, ценностно-ориентирующую; все формы общественного сознания, духовные ценности, общение

В структурном плане по самым важным видам деятельности, которые обеспечивают целостность и единство общества, можно выделить четыре вида культур.

ШКультура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как хозяйственная, правовая, политическая культуры.

Ш Культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений (философская, научная, религиозная и художественная культуры).

Ш Культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации (культура массовой информации, межличностных контактов, информационно – кумулятивная культура, культура межпоколенной трансляции социального опыта).

Ш Культура физической и психической репродукции и реабилитации (культура физического развития, культура отдыха, питания).

Общество неоднородно по своему составу, оно состоит из различных групп, классов, наций, народностей, т.е. субъектов культуры. На основе этого признака можно выделить:

Шэтнические и полиэтнические культурные образования, формирующиеся по этнотерриториальному принципу: культуры наций, этносов, национальных государств, национально-культурных автономий, субкультуры этносов, племен, кланов; культуры транслокальных образований, выделяемые по основаниям: географическому (культуры народов Латинской Америки, Африки); этнолингвистическому (культуры славян, тюркских народов и т. п.);

Ш экстратерриториальные культурные образования, выделяемые по социально-функциональным и идеологическим принципам: культуры социальных классов, сословий, социальных групп, каст; культуры профессиональных и других социальных групп, выделяемых по специализированным областям деятельности; субкультуры общественных групп и объединений политико–идеологического характера (политических партий и общественных объединений, рыцарских и монашеских орденов).

Когда культуру рассматривают в историческом плане, то выделяют культурно-исторические стадии, эпохи, периоды по основаниям: социально-экономическим (общественные формации как культурные эпохи); технологическим (выделение технологий производства, социальной регуляции и коммуникации в качестве основных культурообразующих факторов – присваивающая, доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадии социокультурного развития); археологическим (культуры палеолита и неолита, бронзового и железного веков, мустье и кроманьон); культурно-стилевым (эпохи античной классики, эллинизма, готики, Возрождения); общеисторическим (Античность, Средневековье, эпоха Цинь и т.п.).

Флиер А.Я. применяет системный подход к изучению культуры и наряду с такими понятиями, как «культурные черты», «культурные объекты», «культурные формы» использует понятия «культурные системы» и «культурные конфигурации» (см. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М. 2001).

Культурная система представляет собой совокупность культурных черт и форм, исторически сложившихся в практике и сознании некой человеческой общности, и представляет конкретно-историческую культуру какого-либо народа, сословия, конфессии. Ее можно изучать как структуру и организацию, как функциональное образование, а можно и как своеобразный «культурный текст». Одним из наиболее интересных аспектов исследования этого «культурного текста» будет выявление доминирующих в нем более или менее универсальных форм социокультурного бытия или, напротив, доминирующих признаков уникальности.

Дихотомия «универсальный – уникальный» позволяет различать такие научные понятия, как «культурная система» и «культурная конфигурация». В принципе культурная конфигурация – это та же система, но рассмотренная в несколько ином ракурсе. Если культурная система как упорядоченная совокупность культурных элементов является характеристикой универсальности рассматриваемого образования, то культурная конфигурация (применительно к тому же объекту) – это неповторимый способ связи его элементов, их уникальная композиция. Таким образом, под культурной системой понимается комплекс черт и форм с точки зрения их типичности, а под конфигурацией – композиционную неповторимость этого комплекса. Такого рода культурные комплексы отличаются эмпиричностью (могут быть систематически описаны), пространственно-временной дискретностью и специфичностью (могут быть выделены среди аналогичных конфигураций, порожденных иными сообществами), более или менее выраженной структурной целостностью и функциональной системностью (могут быть рассмотрены как образования, в которых внутренние связи преобладают над внешними).

В качестве основного принципа для типологизации культур Флиер А.Я. использует черты преобладающего типа социальной солидарности, сложившегося в данном обществе. Под типом социальной солидарности понимается, прежде всего, исторически складывающийся набор принципов и методов упорядочивания мира как в практической деятельности по социальному миро- устройству (в преобладающих направлениях трудовой деятельности, характере взаимоотношений с соседними народами, выстраивании и регулировании социальных отношений и функций внутри собственного сообщества), так и в области идеальных представлений о мире (общем характере мировоззрения, религии, политической и иной идеологии, представлений о самих себе и о соседях, целях существования, ценностных ориентациях, основных интересах и потребностях). В исторической практике эти два аспекта упорядочивания мира являются взаимопорождающими.

Социальная солидарность находит свое оформление в идеологии, а идеология манифестирует именно этот тип социальной солидарности. Существование общества на избранных основах в течение нескольких десятилетий, и тем более, веков ведет: к накоплению, рефлексии и селекции социальногоопыта коллективного и личностного существования именно при этом порядке; к аккумуляции этого опыта в формирующейся специфичной системе ценностей; к воплощению ее элементов во множестве «культурных текстов» и, главное, к социальному воспроизводству этого порядка, т. е. проявлению социальной солидарности этого типа в следующих поколениях.

В основе каждой культурной системы лежат системообразующие признаки или идеи, определяющие всю конфигурацию системы.


27. Основные исторические типы культур, их взаимосвязи. Критерии выделения типов

Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура ) и отличает это множество культур от других.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Наши рекомендации