Проектирование продольного профиля железнодорожной линии
Продольным профилем называется проекция развёртки трассы на вертикальную плоскость.
Продольный профиль новой железной дороги представляет собой проектное положение оси железной дороги в уровне бровки земляного полотна и включает в себя отдельные элементы, каждый из которых характеризуется своими уклоном, длиной и направлением (подъём или спуск).
Крутизну руководящего уклона на затяжных подъёмах, когда скорость поезда становится близкой к расчётно-минимальной, в кривых участках пути следует уменьшать на величину iэ(к), эквивалентную дополнительному сопротивлению от кривой, которая определяется по формулам:
при К >lп или > lп ;
при К lсм , если lcм<lп ;
при К>lсм, если lcм<lп ; при этом ;
где К – длина круговой кривой, м;
lп – длина поезда, м;
lсм – длина участка смягчения руководящего уклона, м;
iэ(к) – уклон, эквивалентный дополнительному сопротивлению на кривой, ‰;
α – угол поворота кривой, град;
∆α,∆К – части соответственно угла поворота, град, и длины кривой, м, соответствующие участку смягчения руководящего уклона;
iр – руководящий уклон, ‰;
i – уклон элемента профиля, меньше чем iр,‰;
iсм – смягчённый уклон, ‰.
Смягчённый уклон определяется по формуле:
iсм = iр - iэ(к).
Длина элементов профиля должна быть не менее 200 метров (линия II категории при длине приемоотправочных путей 850 м.) и должна быть кратна 25 метрам.
Алгебраическая разность уклонов смежных элементов определяется по формуле
∆i=i2-i1
и не должна превышать нормативного значения для линии II категории 8‰.
Смежные элементы продольного профиля в вертикальной плоскости сопрягаются вертикальными кривыми, радиус которых для линии II категории составляет Rв=15 км.
Вертикальные кривые следует размещать вне переходных кривых, а также вне пролётных строений мостов и путепроводов с безбалластной проезжей частью, а наименьшее расстояние Тв, м, от переломов продольного профиля до начала или конца переходных кривых или до начала или конца пролётных строений определять по формуле: ;
где ∆i – алгебраическая разность уклонов на переломе профиля, ‰.
При проектировании продольного профиля трассы должно выполняться одно из основных условий проектирования, а именно стремление к минимуму земляных работ, т.е. к уменьшению общей площади, заключённой между проектной линией и линией земли.
Продольный профиль новой железной дороги проектируем уклонами, округлёнными до целых тысячных – на перегонах и до 0,1‰ – в пределах участков смягчения.
Проектные отметки, м, вычисляются аналитически с точностью до 0,01 м по формуле:
Hn+1=Hn±i*l ;
где Hn – отметка проектной линии в начале элемента профиля, м;
Hn+1 – отметка проектной линии в конце элемента профиля, м;
i – уклон элемента профиля, ‰;
l – длина элемента профиля, км.
Рабочие отметки представляют собой разницу между проектными отметками и отметками земли. Их подсчёт необходим во всех точках перелома и линии земли, и проектной линии.