Искусство России периода классицизма
Классицизм в России - стиль в искусстве, распространённый во второй половине XVIII — 1-й половине XIX века, 1760—1830-е гг., от времени раннего екатерининского правления до первого десятилетия царствования Николая I.
В рамках классицизма существовало несколько фаз:
Ранний классицизм (1760 — 1780), когда еще не до конца изжиты признаки барокко и рококо
Зрелый, строгий классицизм (1780 — 1790) — почти декларативное неприятие любых неклассических тенденций, принципиальное тяготение к антикизации.
Высокий классицизм, поздний классицизм, русский ампир (1 треть XIX века) — чувствуется влияние романтизма, окрепшего в живописи и графике.
Классицизм возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности.
Архитектура. Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.
В раннем русском классицизме ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов.
К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры классицизма — В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Архитекторы русского ампира — Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Тома де Томон, Карл Росси. Адмиралтейство - И.К.Коробов, А.Д.Захаров
Аничков Дворец - М.Земцов Пашков Дом - В.И.Баженов
Таврический дворец - И. Е. Старов
Скульптура. В эпоху классицизма скульптура пользовалась уважением, как соответствующая главному требованию стиля - подражанию природе, а также как самая сохранная часть античного наследия. Многие русские художники сделали своей главной задачей постижение античного идеала, меры классического совершенства. Мастера этого стиля, прежде всего — Фёдор Гордеев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Прокофьев, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван Теребенёв.
Ф. Гордеев. «Прометей»
М. Козловский. Фонтан «Самсон»
И. Мартос. «Бегущий Актеон»
М. Козловский. «Памятник Суворову»
В начале XIX века ведущее положение в русской скульптуре занимал Иван Мартос, который работал очень плодотворно и в самых разных жанрах — портреты, декоративные статуи и рельефы, надгробия. Среди его декоративных работ особенно выделяются работы для Петергофа и Казанского собора.
И.П. Мартос. «Минин и Пожарский»
скульптуры связанные с историей Отечественной войны, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором
В первой половине XIX века больших успехов достигает и жанр портретной скульптуры. Особенно показательно творчество Ивана Витали и Самуила Гальберга И.П. Витали. Скульптура западного фронтона Исакиевского собора.
С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт, И. Леппе - Нарвские триумфальные
Живопись. Живопись эпохи классицизма, в отличие от архитектуры и скульптуры, не была настолько строго подвержена влиянию главного стиля эпохи. характерные черты классицизма в живописи: строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. художники: Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский(портрет М.И.Лопухиной , вице-канцлера князя А. Б. Куракина, Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных) Орест Кипренский: : (Портрет Е. В. Давыдова, В.А.Жуковского, С. Пушкина).
Литература. Одной из важных черт этого литературного течения являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Важнейшими представителями являлись М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и Горбушкин