Увертюра к опере «Тангейзер»

Рихард Вагнер

(1813-1883)

Вагнер – немецкий композитор, один из крупнейших в европейской оперной школе, оперный реформатор, дирижёр, теоретик и философ искусства (автор таких работ, как «Музыка и драма», «Музыка будущего»), драматург, эстет и мыслитель. Его философские и эстетические взгляды реализовались в творчестве, которое относится к эпохе позднего романтизма (по мнению исследователя Эрнста Курта, музыка Вагнера, в частности, его гармония, подвели итог эпохе романтизма).

Личность и мировоззрение Вагнера достаточно противоречивы в контексте культуры XIX века. По своему характеру Вагнер – жёсткий, амбициозный и не терпящий возражений человек. Отстаивая точку зрения новаторских преобразований в музыке, Вагнер не признавал достижения современных ему композиторов (противостояние с И.Брамсом).

Идея Вагнера такова: классическая симфония в её чистом виде не может существовать, так как Бетховен в Финале 9-й Симфонии привлёк Слово (ода Шиллера «К радости»), тем самым дав понять, что инструментальная музыка не может выразить всей полноты смысла без поэтического начала. Поэтому он развивает концепцию музыкальной драмы, синтетической (синкретической) по своей природе, объединяющей в себе музыку, поэзию, драматическое действие, живопись (декорации, костюмы), пантомиму, пластику. Истоки такого рода представлений он находит в древнегреческом театре.

Назначение искусства, по Вагнеру, заключается в духовном воспитании человечества, преображении и совершенствовании людей. Его произведения мыслились им как религиозное, ритуальное, священное действо.

Вагнер вошёл в историю музыки как оперный реформатор, создавший 13 опер. Путь эволюции его оперного стиля оригинален, поэтому прямых продолжателей его принципов не было и нет. Существуют лишь отдельные элементы оперной драматургии Вагнера, к которым чаще всего обращались западно-европейские и отечественные композиторы.

Принципы оперной реформы Вагнера:

1. Основа сюжета – миф.

По мнению Вагнера, исторические хроники или современные сюжеты сиюминутны, плоски. Только миф многомерен, наполнен глубоким символическим смыслом, актуален для прочтения в самые различные эпохи.

2. 3 действия в опере идеально отражают завязку драмы, развитие и развязку. Все реформаторские оперы Вагнера – в 3-х действиях.

3. Оркестровое вступление к опере заменяет масштабную увертюру.

Вагнер полагал, что Вступление служит подготовкой для событий оперы и должно быть кратким, сосредоточенным на развитии лейттемы главного героя. Хотя есть исключения: Увертюры предваряют оперы «Тангейзер» и «Нюрнбергские мейстерзингеры». В этих случаях увертюры – краткие конспекты опер.

4. Сквозные сцены, подобные явлениям в драматическом спектакле, заменяют номерную структуру. Отсюда и непрерывность, динамичность действия.

5. Декламация заменяет распевность традиции bel canto.

Вагнер стремился к совершенной декламации, приближенной к интонациям человеческой речи. Он старательно избегал обращения к немецкому или иному фольклору во имя интернациональности музыкального языка (невозможно обращаться к людям всего мира «по-немецки»). Его мелодика есть совершенная декламация.

6. Основа музыкального языка – лейттемы, звучащие как в партии оркестра, так и в вокальных партиях героев.

Лейттемы даются героям (л/т Лоэнгрина), предметам (л/т меча, л/т копья), идеям (л/т любви, л/т судьбы). Отличительная черта л/т Вагнер – их многочисленность (в тетралогии «Кольцо Нибелунга» их около 400) и неизменность на протяжении оперы. Л/т – это кристалл, символически воплощающий героя, идею, предмет и не могущий подвергаться изменениям.

7. Традиционные арии Вагнер заменяет на рассказы и монологи.

Ария, как правило, пишется в конкретной форме (сонатной, рондо, 3-хчастной). Рассказ или монолог представляют собой свободные формы, основанные на чередовании ряда разнохарактерных разделов. Кроме того, рассказ или монолог органично вписываются в сцену, не являясь обособленными фрагментами.

Для постановок своих опер Вагнер создал проект оперного театра, который и был построен в городе Байрейте. В нём идеально рассчитано акустическое равновесие между оркестром и голосами вокалистов. Зал построен по образцу древнегреческого театра и вмещает 1800 человек. Особенностью является то, что оркестровая яма скрыта от зрителей специальным «козырьком»: Вагнер представлял каждый спектакль как чудо, и непозволительно было зрителю видеть, как оно творится. Вместе с тем звук оркестра становится мягче и тише, таинственнее, доносясь как бы из глубины сцены.

Театр существует и по сей день. Руководство им может принадлежать только человеку из семьи Вагнеров. Претенденткой на пост директора театра сейчас является правнучка Вагнера, Катарина.

Ежегодно летом проводится фестиваль, в котором представляются постановки опер Вагнера.

Увертюра к опере «Тангейзер»

Необходимо прочитать краткое содержание оперы «Тангейзер» в учебнике (Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.4) или в сборнике оперных либретто (в библиотеке).

Основой для сюжета оперы послужили два источника:

1. Средневековая христианская легенда о рыцаре Тангейзере и Папе Урбане;

2. Исторические хроники о турнире певцов (мастеров пения) в Вартбурге.

Основными идеями оперы можно считать следующие:

1. Любовь всечеловеческая, христианская побеждает любовь земную, чувственную (образы Елизаветы и Венеры).

2. Человек не должен считать себя Богом (Папа Урбан отказал в прощении Тангейзеру, а Бог простил его).

3. Искусство пения может быть совершенным и без соблюдения строгих правил сочинения. Произведение, созданное по правилам, не несёт в себе той полноты эмоций и жизненности. В конце концов утверждается союз мастерства и непосредственности, эмоциональности.

В Увертюре раскрыт основной драматургический конфликт – конфликт между любовью возвышенной и любовью земной, что адекватно воплощено и в форме, и в тематическом материале.

Увертюра написана в 3-хчастной форме, средний раздел которой представляет собой сонатную форму.

А В А1

А b Г.П. П.П. Реприза зеркальная а1 b1

Гимн страдания грот гимн побеждает

Пили- Тангейзера Венеры в честь Венеры

гримов

Эта Увертюра исполняется как самостоятельное произведение в симфонических концертах.

Музыкальный материал: Увертюра к опере «Тангейзер».

Опера «Лоэнгрин»

NB! Обязательно прочитать краткое содержание оперы!!!

1. «Лоэнгрин» – ранняя реформаторская опера Вагнера.

2. Основа сюжета – легенда из т.н. Граальского цикла о рыцаре Грааля. Грааль – чаша, в которую была собрана кровь распятого Христа. В ней сосредоточена духовная сила. Чаша хранится высоко в горах, в замке Монсальват. Для её сохранности создан Орден Святого Грааля, состоящий из рыцарей. Основа их служения – бескорыстие. Раз в год каждый из них приходит к людям для того, чтобы восстановить справедливость, спасти неправедно обвинённых людей. Один из рыцарей – Лоэнгрин.

Вагнер трактует образ Лоэнгрина современно: он видит в нём романтического художника, несущего своё искусство людям, но непонятого ими и вынужденного вернуться в свой мир грёз.

3. Строение оперы: Вступление и 3 действия.

4. Драматургия оперы.

Драматургия оперы основана на конфликте сил Добра и сил Зла. Со стороны Добра выступает Лоэнгрин: он – воплощение доброты и бескорыстия.

Силы Зла представляют Ортруда (злая колдунья) и Фридрих Тельрамунд (её союзник, рыцарь). Оба они пытаются погубить Эльзу.

Эльза – воплощение образа человека, персонаж, в процессе развития оперы переходящий со стороны Добра на сторону Зла (сомнение, неспособность поверить в чудо).

5. Музыкальное решение драматургии.

В музыке противопоставление сил Добра и Зла представлено двумя лейттемами:

· л/т Лоэнгрина (сфера Добра) – в высоком регистре, в своеобразном тембровом решении (скрипки divisi, т.е. разделённые на группы), в жанре торжественного марша, в хоральном складе. Впервые эта л/т звучит в симфоническом Вступлении к опере.

· л/т зла (Ортруда и Тельрамунд) – в низком регистре, в исполнении виолончелей и контрабасов, интонационной основой служит движение по звукам DVII7ум. Впервые эта л/т звучит в начале II действия.

· Связующим звеном между этими двумя сферами является л/т запрета, впервые звучащая в конце I д. в вокальной партии Лоэнгрина на словах «Ты все сомненья бросишь».

Рассмотрим подробнее лирическую линию оперы «Эльза-Лоэнгрин».

Экспозиция лирической линии происходит в I д., в рассказе о сне Эльзы (т.н. Сон Эльзы – «Помню как молилась, тяжко скорбя душой»). Здесь звучит и л/т Лоэнгрина, когда Эльза говорит о чудесном рыцаре, спасшем её. Затем действительно появляется Лоэнгрин и звучат Прощание с лебедем («Теперь прощай, о лебедь мой») и л/т запрета («Ты все сомненья бросишь»). Лоэнгрин берёт с Эльзы клятву в том, что она никогда не спросит его о том, как его зовут и откуда он прибыл. Эльза клянется.

Кульминация I д. – сцена поединка Лоэнгрина и Тельрамунда: Лоэнгрин победил, но подарил Тельрамунду жизнь.

Развитие лирической линии и конфликта Добра и Зла – II д., центральное в опере.

Лирическое ариозо Эльзы прерывается вторжением Ортруды, которая заставляет Эльзу узнать имя чудесного рыцаря и подталкивает её к сомнению. Вокальная партия Ортруды основана на интонациях л/т зла.

III д. – развязка драмы. В центре III д. – большой дуэт Эльзы и Лоэнгрина, развивающийся от дуэта-согласия до дуэта-поединка (редкий случай). В вокальную партию Эльзы проникают интонации л/т зла: она как бы «заражается» сомнением, неверием.

В финале этой диалогической сцены Лоэнгрин убивает Тельрамунда, т.е. совершает невольное, но зло и теперь вынужден сообщить всем своё имя и то, откуда он пришёл.

Завершение оперы – Рассказ Лоэнгрина «В краю чужом, в далёком горнем царстве…».

Лоэнгрин уплывает на лодке, ведомой лебедем (лебедь превращается в Готфрида – пропавшего брата Эльзы). Эльза падает без чувств.

В этой опере ещё сильны традиции оперной школы, поэтому здесь широко представлены массовые хоровые сцены: в I д., в III д. (свадебное шествие, свадебный хор). В последующих операх Вагнер будет сосредоточивать внимание на главных героях, приближаясь к принципам монооперы (оперы одного героя), как, например, в опере «Тристан и Изольда».

Музыкальный материал (что слушать?):

Опера «Лоэнгрин»:

Вступление

1-е д.: Сон Эльзы («Помню, как молилась…»), Прощание Лоэнгрина с лебедем («Теперь прощай, о лебедь мой…»), тема запрета в партии Лоэнгрина («Ты все сомненья бросишь…»).

2-е д.: вступление (л/т зла и запрета); Ариозо Эльзы «О ветер легкокрылый…»), сцена Эльзы и Ортруды.

3-е д.: вступление (свадебное шествие), Свадебный хор («Благ наш Господь…»), Дуэт Эльзы и Лоэнгрина (начинается как дуэт-согласие, завершается как дуэт-поединок), Рассказ Лоэнгрина («В краю чужом…»).

Наши рекомендации