Основные этапы развития культуры, их характеристика

ВОПРОС 1. Сущность и основные черты культуры советского периода.

Культура советского периода – это культура семидесятилетнего периода. Она сложна, противоречива и нужен серьезный анализ ее удач, поражений, ошибок и исканий.

Сегодня в оценке культуры советского периода существует два подхода:

1) объявляющий ее «врио» культурой, не представляющей никакого интереса, «мрачной ямой тоталитаризма»;

2) научный подход – конкретно-исторический, системный, комплексный - с учетом противоречий развития, без шараханья и замены «плюса» на «минус», без нигилизма и «моды» в угоду конъюнктуре. Следует помнить, что культуру и, в целом, историю советского периода нельзя рассматривать вне реальных противоречий общественной жизни, социальной психологии масс, иначе ее осмысление превратится в тупики «черно-белого» подхода.

Украинская культура советского периода включает в себя:

1) официально-признанную культуру, т.е. собственно советскую культуру (которая поддерживалась и финансировалась государством);

2) культуру оппозиции (т.е. находящуюся в «тени», часто преследуемую, например в к. 20-30 г.г. или в 60-е годы). Оппозиция – (от лат. oppositio) – противодействие, сопротивление, противо- поставление своих взглядов, политики другим взглядам и политике.

3) зарубежную культуру

а) культура украинцев, проживающих вне Советской Украины (в 20 – 30-е годы) (ГаличинаПольша, БуковинаРумыния, ЗакарпатьеЧехословакия.

б) культуру диаспоры

Диаспора – (от греч. рассеивание) – пребывание значительного количества народа за пределами страны его происхождения.

Украинская диаспора начала формироваться еще во второй половине 19 века из представителей западно-украинских земель, которые по трудовым мотивам выезжали из Австро-Венгрии, в составе которой находились. Следующая волна эмиграции была вызвана событиями национальной революции и гражданской войны 1917-1920гг. Третья волна эмиграция падает на период второй мировой войны, а четвертая – на 70 –е годы 20 века. Кроме того, в границах бывшего СССР население свободно перемещалось. Таким образом, в настоящее время численность украинской диаспоры составляет около 15 млн.человек и ее принято делить на западную и восточную( бывшие республики СССР).

Преобладающей в рассматриваемый период, безусловно, являлась собственно советская культура. На ее анализе мы и остановимся более подробно.

Основные черты советской культуры:

1) классовый партийный характер культуры (рассмотрение любого вопроса допускалось только с позиции рабочего класса и коммунистической партии,)

2) принцип социалистического реализма (художественный метод в литературе и искусстве, основным принципом которого является правдивое изображение действительности в ее революционном развитии)

3) создание своеобразной мифологии (красные  хорошие, белые  плохие)

4) создание советской массовой культуры – массовая песня и кинофильмы, в которых все было хорошо.

5) манипуляция именами, фактами, фальсификация истории.

6) атеизм – система воззрений, отвергающая, исходя из данных естествознания, всю совокупность религиозных представлений. Политика атеизма вылилась в притеснение церкви, уничтожение храмов, икон и т.д.

Особое место в советской культуре занимали личные пристрастия Сталина. Например, Маяковского он любил, поэтому Маяковский был провозглашен пролетарским поэтом.

Основные этапы развития советской культуры или социо-культурные эпохи.

І – 20-е годы – бурное развитие культуры в Украине, украинизация, плюрализм в культуре; (плюрализм – множество мнений) – национально-культурное возрождение, начало культурной революции

ІІ – 30-е годы – свертывание украинизации, политические процессы над представителями украинской интеллигенции – «расстрелянное возрождение», установление монополии марксистско-ленинской идеологии, завершение культурной революции; начало русификации

ІІІ – 40-50-е годы – война, послевоенные годы – наступление идеологии сталинизма на культуру, ужесточение партийного контроля, новая волна репрессий; «ждановщина», запрет в 1946 г. - греко-католической церкви

ІV – сер. 50-х – сер. 60-х “оттепель”- демократизация культуры; появление поколения шестидесятников

V – сер. – 60-х – до сер. 80-х г.г. – застой и кризисные явления в культуре – борьба с инакомыслием, неосталинизм, усиление политики русификации; диссидентское движение. Диссидент (от лат. dissidens – несогласный, инакомыслящий).

ІV – сер. 80-х до 91 г. – культура перестройки; главным лозунгом является – “Гласность”, поэтому постепенно в обществе меняется атмосфера, культура освобождается от жесткого партийного контроля, обсуждаются многие, ранее запрещенные темы, выходят в свет книги, которые ранее не издавались, а также начинают печатать в Украине работы представителей украинской диаспоры.

2) Развитие культуры в 20-е годы

а) политика украинизации

Под влиянием революции 1917-1920 г.г., роста национального самосознания украинская культура получила большое развитие. Это развитие усилилось после образования СССР (в 1922 г.). В 1923 году 12 съезд РКП (б) – 1923 г. принимает решение о проведении политики коренизации – в Украине эта политика получила название «украинизации.»

Сущность политики украинизации:

1) на руководящую работу назначали представителей коренной национальности;

2) всемирное развитие украинской культуры: преподавание на украинском языке, делопроизводство, издание книг и газет, радиовещание, фильмы и т.д.;

3) создание условий для развития национальных меньшинств (в Украине выделяли 13 национальных радонов, где компактно проживали лица иной национальности (венгры, молдаване, немцы, поляки, евреи, болгары)).

б) осуществление культурной революции.

Строительство социализма нашло отражение и в культуре – проведение государственной политики культурной революции. Она проводилась в 20-30-е годы.

Что такое культурная революция? Социалистические преобразования в культурной сфере.

Задачи культурной революции:

1) распространить марксистско-ленинское мировоззрение (через школы, Вузы, общественные организации)

2) заложить в человеке принципы социалистического общества (коллективизм, интернационализм и др.)

3) создать социалистическую интеллигенцию, преданную Советской власти

 
  Основные этапы развития культуры, их характеристика - student2.ru


перевоспитать старую дореволюционную интеллигенцию воспитать новую выходцев рабочих и крестьян - 1921 г. – создание рабфаков - преимущество рабочих при поступлении в ВУЗы - направление коммунистов на учебу

4) ликвидация неграмотности до революции – 2/3 населения не умели читать и писать

Грамотность – умение читать и писать.

Серьезным препятствием при проведении украинизации было отсутствие книг, учебников, словарей на украинском языке, и самое главное – специалистов и работников советского государственного и партийного аппарата, владеющих украинским языком.

Важную роль в проведении украинизации сыграли декреты ВУЦИК УССР от 27 июля «О мерах по украинизации учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждениях» и от 1 августа 1923 г. «О мерах обеспечения равенства языков и о содействии развитию украинского языка». Наряду с этим подтверждалось равенство языков всех национальностей, населяющих территорию Украины.

В 20-е годы были сделаны большие успехи в украинизации.

Учитывая, что украинизация является длительным процессом, особое внимание уделялось изучению украинского языка молодежью. К ноябрю 1927 г. на украинском языке работало 78% школ и 39% техникумов, 34,1% детских домов.

Осуществление украинизации высшей школы осложнялось отсутствием необходимого количества учебников и недостаточной разработкой украинской научной терминологии. Тем не менее, в 1928/29 уч. году в вузах республики на украинском языке преподавали 57% дисциплин.

Большое внимание было уделено вопросам украинизации органов Советской власти. Во второй половине 20-х годов 75% местных государственных учреждений и 50% республиканских наркоматов и ведомств вело делопроизводство на украинском языке.

Наркомату просвещения было поручено создать специальные межведомственные курсы по изучению украинского языка.

В ограниченном единстве с украинизацией национальная политика была направлена и на всемирное обеспечение развития культуры национальных меньшинств, проживающих в республике.

В середине 30-х годов политика украинизации была свернута, а украинская культура развивалась в русле общесоюзной культуры.

Образование

Важным направлением культурного развития в 20 – е гг. была ликвидация неграмотности населения. В 1923 году в Украине было создано общество «Долой неграмотность». Его возглавлял председатель ВУУИК Г. Петровский.

Вследствие активной просветительской компании до 1927 г. в республике научились читать и писать 2 млн. человек. В конце 20-х годов количество неграмотных сократилось с 76 до 43% взрослого населения. В конце 30-х годов фактически не осталось неграмотных.

Интенсивно развивалось образование. Еще в 1919 г. наркомпрос Украины опубликовал положение об единой трудовой школе, согласно которому создавалась единая 10- летняя школа двух ступеней (полная и не полная). В этом документе провозглашались основные принципы советской школы:

- всеобщность

- доступность

- бесплатность

- обязательность

- осуществление трудового воспитания.

Важной предпосылкой успешного развития образования стала его украинизация, которая открыла массам украинцев доступ к знаниям на родном языке.

В 1921 г. при Вузах были открыты рабочие факультеты – рабфак. В 1928 г. – 34 рабфака. Рабфаки сыграли решающую роль в реализации классового подхода в комплектовании студенческого контингента.

В начале 20-х г.г. в Украине насчитывалось около 1 млн. беспризорных детей – сироты. Для решения этой проблемы создавали детские дома, интернаты, приюты, колонии – коммуны. Уже в 1923 г. действовало более тысячи подобных заведений.

Одним из них была колония им. Горького близ Полтавы, которую возглавлял А.С. Макаренко. Его педагогические теории приобрели тогда значительную популярность. Их стержнем являлось положение о том, что в развитии детей главную роль играет социальная среда, а не наследственность.

Подъему культуры способствовали и те перспективы, которые раскрылись в послереволюционный период. Украинский язык стал государственным, открылись украинские государственные университеты в Киеве и Камянце, а также историко-философический факультет в Полтаве. При всех высших учебных заведениях были основаны кафедры украинского языка, истории, права.

В 1922 году начинает свою работу Украинская Академия Наук. И хотя вследствие значительных потерь ученых во время гражданской войны, а также эмиграции, наука оказалась в нелегких условиях, все же в 20-е годы она имела значительные достижения. В 1924 году из эмиграции возвращается М. Грушевский, который возглавил отдел истории, издает много трудов.

В главных центрах были организованы «Научно-исследовательские кафедры, как местные филиалы Академии наук. В Нежине, Полтаве, Камянце проводились научные исследования по проблемам украинистики. «Шевченковские сборники», которые издавались в Киеве и Харькове специальным «Институтом Т.Шевченко» имели большое значение для исследований творчества великого Кобзаря.

Украинская литература в советский период

Под влиянием идей Октябрьской революции часть писателей считали, что революция должна захватать и литературную сферу. Исходя из этого, по их мнению, буржуазное искусство должно уступить место искусству пролетарскому.

Это привело к созданию писательской организации в России и на Украине под названием «Пролеткульт», которая положила в основу своей деятельности 2 главных принципа:

1) создавать пролетарскую культуру, отбросить традиции и представления культуры предыдущего времени;

2) необходимость участия широких народных масс в этом процессе.

Идеи Пролеткульта оказали серьезное влияние на появление и развитие многих массовых литературных организаций в Украине.

Первыми массовыми объединениями литературных сил были союз Крестьянских писателей «Плуг» (1922) и союз пролетарских писателей «Гарт» (1923).

Организация «Плуг» возглавлялась Сержем Пилипенко. Заявив, что массы (для Украины это значило крестьянство) способны создать тот тип литературы, который им нужен, организация создала целую сеть писательских кружков, очень скоро объединивших около 200 писателей и тысячи начинающих любителей. «Задача нашего времени в области искусства – спустить его с пьедестала на землю, сделать его близким и понятным каждому».

Члены «Гарта», которую возглавил Василий Элан-Блакитный, ставили также задачу создания пролетарской культуры, однако, более осторожно относились к идее «массовости», опасаясь, что она приведет к снижению уровня искусства.

В 1923-24 годах были созданы союз пролетарских писателей Донбасса «Забой» и киевская группа «Аспис», из которой впоследствии выделилась «Ланка».

После смерти Блакитного в 1925 г. и распада «Гарта» часть его членов создала «Ваплите-аббревиатура от назв. «Вільна академія пролетарської літератури”, элитарную писательскую организацию, в которую вошли драматурги М. Кулиш, поэты Тычина, Бажан, прозаики П. Панч, Ю. Яновский, И. Сенченко, во главе с Хвылевым. Они считали важнейшей задачей национальной литературы достижение высокого литературно-художественного и эстетического уровня. Они призывали к ориентации на Европу и традиционные общечеловеческие духовные ценности мировой литературы, к провозглашению культурной независимости Украины от Москвы. Активная пропаганда Хвилевым этих взглядов вызвала серьезную полемику, обычно называемую «литературной дискуссией 1925-1927 г.г.», однако круг вопросов, поднятых в ней, выходил далеко за рамки чисто литературных проблем.

Позиции «Вапліте», охарактеризованные как проявления буржуазно-националистических идеологий, стали объектом критики со стороны правящей Коммунистической партии.

В 1927 г. с целью не допустить распространения «националистических» идей в литературе была создана просветительская писательского писательская организация – ВУСПП (Всеукраїнська спілка пролетарських письменників”), значительно усилился партийный надзор за литературным творчеством.

В период 1921-1927 г.г. активно выступала группа «неоклассиков», которые уходили от новой тематики, ориентировались их античные образцы. (Во главе стояли Максим Рыльский и Микола Зеров).

В украинской литературе были символисты, среди которых выделялся Павло Тычина, футуристы, возглавляемые М. Семенко.

Все литературные группы и организации имели свои печатные органы, на страницах которых пропагандировались их взгляды и критиковались идеи оппонентов.

В 1927 г. начала выходить «Літературна газета”.

В 30 –е гг. по мере становления командно-административной системы сужались сфера свободы украинской культуры..

В начале 30 – х гг. по решению компартии все писательские объединения были упразднены и создан единый союз писателей Украины. Главной темой литературы стала тема социалистического строительства. Впоследствии были созданы союзы художников, композиторов и т.д.

Этот переход от плюрализма к монополии социалистического реализма сопровождалось трагическими событиями. В 1930 году было арестовано несколько десятков украинских деятелей культуры. В 1933 году арестовали Остапа Вишню, его обвинили в связях с мифической контрреволюционной организацией. Он пробыл в лагерях до 1943г.

В 1933 г. наложил на себя руки Хвылевой. Трагически сложилась судьба Зерова – одного из наиболее ярких личностей послеоктябрьской литературы. Арестованный в 1935 г. он погиб в ссылке. На протяжении 1934-1938 г.г. были арестованы больше половины членов и кандидатов в члены Союза писателей Украины (насчитывается около 300 человек).

В 30 –е годы были сделаны и значительные успехи. Так, в основном, была преодолена неграмотность, введено обязательное начальное образование (1931 г.), широко осуществлялась подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием. Однако, культурное развитие проходило в условиях установления партийного контроля со стороны компартии, массовых репрессий, преследования инакомыслящих. На смену политике украинизации пришла политика русификации.

Таким образом, на протяжении 20-30 г.г. в духовной жизни Советской Украины происходили сложные и весьма противоречивые процессы. Культурное строительство в 20-е годы осуществлялось под знаком национального возрождения, а 30 –е гг. вошло в историю культуры как «расстрелянное возрождение».

Усиление партийного контроля в области культуры в 40-х нач. 50-х г.г.

В годы Великой Отечественной войны украинской культуре был нанесен большой ущерб: разрушены театры, помещения школ (около 33 тыс.), вузов, гибель многих специалистов, утрата культурных ценностей. Например, из Харьковского Художественного музея были вывезены в эвакуацию наиболее ценные картины. Часть оставшихся картин была разграблена.

Восстановление культурной жизни Украины в послевоенные годы было сопряжено с большими трудностями. На культуру, как всегда, не хватало средств. Поэтому были выделены приоритеты – школы, вузы, научно-исследовательские учреждения. Без налаживания их работы восстановление экономики было невозможным.

В этих условиях осуществлялось восстановление системы народного образования. Школы возобновили работу по мере освобождения от немецких захватчиков.

С сентября 1943 года начали создаваться школы рабочей молодежи, а с сентября 1944 г. и школы сельской молодежи без отрыва от производства.

В 1950 г. полностью возрождается довоенная сеть школ, в которых обучались 6,8 млн. детей. Для материальной поддержки тех, кому родители не могли обеспечить минимум необходимого для обучения, создавался фонд всеобуча.

На протяжении этого времени возобновили работу все вузы Украины, которых в 1950 г. было 160. За 1946-1950 г. в Украине было подготовлено 126 тыс. специалистов с высшим образованием.

В первые послевоенные годы возобновилась работа научно-исследовательских учреждений Украины, преобладающее большинство которых в годы войны находилась в эвакуации. Главным научным учреждением оставалась Академия Наук УССР, возглавляемая Палладиным. Украинская наука имела ряд достижений.

В республике в 1946 г. был осуществлен пуск первого в СССР атомного реактора. Украинский ученый С. Лебедев создал лабораторию моделирования и вычислительной техники, которая положила начало исследованиям в области кибернетики. Именно в этой лаборатории в 1948-1951 г.г. была сконструирована первая в СССР Малая электронно-вычислительная машина «МЭВМ».

В конце 40-х нач. 50-х.г.г. все больше утверждались в науке догматизм и диктат, что затрудняло, прежде всего, развитие общественных наук.

В августе 1947 г. было принято известное постановление ЦК КП(б)У «О политических ошибках и неудовлетворительной работе Института истории Академии наук УССР». В нем резкой критике были подвергнуты труды этого института, изданные перед войной и в годы войны «Краткий курс истории Украины» под ред. С.М. Белоусова, К.Г. Гуслистого, М.Н. Петровского, М.И. Супруненко, Ф.О. Ястребова, «Очерки истории Украины» под ред. М.Н. Петровского. Главным их недостатком были признаны не реальные ошибки, а то, что они составлены в антимарксистском духе, содержат в себе грубые политические… искажения буржуазно-националистического характера.

Литература и искусство в послевоенный период

В идеологической работе второй половины 40-х начало 50-х годов заметное место занимали постановления партии по вопросам литературы и искусства: «О журнале «Звезда», и «Ленинград» (авг. 1946г.)» «О репертуаре драматических театров и мероприятиях об его улучшении» (авг. 1946г.) «О кинофильме «Большая жизнь» (сент. 1946) «Об очерке Великая дружба» В. Мурадели» (окт. 1848г.), в которых проявилось грубое и некомпетентное вмешательство власти в творческую деятельность, запрещение элементарной свободы творчества, неуважительное отношение к творческой интеллигенции. Это явление получило название «ждановщина» – по фамилии секретаря ЦК ВКП(б) – по идеологии Жданова.

В соответствии с решениями ЦК ВКП(б), ЦК КП(б)У также принял ряд постановлений, суть которых составляли необоснованные обвинения представителей украинской художественной культуры. Преобладали обвинения в буржуазном национализме. Обвинения были выдвинуты против Довженко («Украина в огне»), Ю. Яновского «Живая вода»), М. Рыльского (стихи40-х годов), И. Сенченко, П. Панча, Д. Косарика, А. Малышко, В.Сосюры и др. Всего за период с 1945 по 1951 г. было принято 12 партийных «драконовских» постановлений. От них пострадала элита украинской интеллигенции. Разгромные кампании, направленные против передовых научных теорий (генетики, космополитизма, кибернетики ), захватили Украину.

На протяжении 1949-1952 г.г. из КП(б) Украины было исключено 22175 человек (3%), которых обвинила в украинском национализме. Исключение из партии тогда означало не только конец карьеры, но зачастую последующие репрессии.

Только в 1990 г. были отменены трагическая по своим последствиям для известных российских и украинских писателей и других деятелей искусства эти постановления.

несмотря на большие трудности в развитии культуры в послевоенные десятилетия, украинская литературы обратилась рядом высокохудожественных произведений.

В послевоенные годы в литературу вступило поколение молодых поэтов, прозаиков, драматургов, прошедших суровую школу войны. Появились романы, повести, книги рассказов украинских прозаиков о подвиге советского народа в годы ВОВ. Этапным среди них являлся роман О. Гончара «Знаменосцы».

Этой же теме посвящены книги «Живая вода» («Мир») Ю. Яновского, произведения П. Тычины «И расти, и действовать», М. Рыльского «Верность», «Мосты», В. Сосюры «Чтобы сады шумели», поэмы А. Малышко «Прометей», «Это было на рассвете» и тд. В жанре юмора и сатиры работал Остап Вишня.

В послевоенный период в живописи украинских художников ведущее место принадлежало произведениям, посвященным героизму советского народа в годы ВОВ (картины «Враг приближается» Т.Н. Яблонской (1945), «Черноморцы» В.Г. Пузырькова (1947), «Солдаты» (1960) и «На рассвете» (1960-61) А.М. Константиновского, «Незабываемое, 1943 год», А.А. Пламеницкого и т.д.

Историческому прошлому посвящены картины М.Г. Дерегуса (циклы «Хмельниччина» (1945) «Степь) (70-80-е г.г.), «Молодой Тарас Шевченко в мастерской К.П. Брюллова» Г.С. Мелихова (1947), «Навеки с Москвой, навеки с русским народом» М.И. Хмелько (1951-52) .

В послевоенное время возросло число художественных вузов. В 1946 г. во Львове был открыт институт прикладного и декоративного искусства.

Архитектура в послевоенные годы вступает в новый этап своего развития. Полностью были восстановлены города Севастополь, Тернополь (1945-54г.г.), были создан архитектурный ансамбль Крещатика – главной улицы Киева. В связи со строительством Каховской ГЭС возник город Новая Каховка (1951-54 г.г.). Градостроительству этого времени присущи поквартальная застройка, ориентация на создание законченных архитектурных ансамблей. Фасады декорировались различными архитектурными формами классики в сочетании с элементами и мотивами украинского барокко.

Возникли новые типы общественных зданий (Дом техники в Луганске, 1954 г.); киноконцертный зал им. М.И. Глинки в Запорожье, 1948-53 г.г., первый автовокзал междугородней связи в Харькове и т.д.

В послевоенное десятилетие создано более 1 тыс. проектов планировки и застройки сел республики.

На западно-украинских землях, которые были присоединены в предвоенные годы, была очень сложная обстановка. Шла партизанская война, которую вела УПА. Однако, несмотря на это, туда направлялись специалисты, учителя. Только в сельские школы западно-украинских областей было направлено почти 44 тыс. учителей.

В 1946 г. был проведен Львовский церковный собор греко-католиков, на нем под давлением партийных и советских органов было принято решение о ликвидации Брестской унии 1596 г. и полном разрыве с Ватиканом о присоединении к русской православной церкви. Греко-католическая церковь ушла в подполье.

1949 г. – убийство Я. Галана укр. националистами.

Таким образом, послевоенное время (конец 40 начало 50-х годов) было крайне противоречивым в развитии культуры:

- восстановление системы народного образования, переход в 1953 г. к обязательному семилетнему образованию;

- возобновление работы Киевского, Харьковского, Одесского университетов и других вузов, открытие университета в Ужгороде;

- возрождение научных учреждений, прежде всего АН УССР;

- появление произведений, посвященных войне и жизни людей в мирное время. Особенно плодотворно работали поэты – П. Тычина, В. Сосюра, М. Рыльскй, прозаики – Яновский и О.Вишня, художники А. Шовкуненко, М. Перегуз, Т. Яблонская.

Были восстановлены театры, работали киностудии художественных фильмов в Киеве, Одессе и Ялте.

В то же время культура находилась под открытым партийным контролем – он усиливался – "ждановщина".

Середина 50-х – сер. 60-х годов – "оттепель" Хрущева.

Проведение реформ в обществе – развенчание культа личности и демократизация обществ жизни – появилось новое поколение деятелей культуры – "шестидесятники" – деятели культуры, науки, искусства. Требовали свободного самовыражения, обеспечения украинскому языку свободного развития.

В период хрущевской оттепели – более благоприятные условия для развития общественных наук, но ненадолго. В частности, были открыты многие архивные фонды.

Научный центром оставалась Академия Наук, которую в 1962 г. возглавил академик Патон.

С 1956 г. стали присуждаться Ленинские премии за выдающиеся труды в области науки, техники, литературы и искусства. Лауреатами стали: Довженко (посмертно) за киносценарий "Поэма о море", М. Рыльский за сборники "Розы и виноград" и "Далекие небосводы", М. Стельмах за трилогию "Большая родня", "Кровь людская – не водица», "Хлеб и соль", О. Гончар за роман "Тронка".

Расширилась сеть художественных музеев, Союз советских художников Украины систематически проводил свои выставки. Стал издавать свой журнал "Образотворче мистецтво".

Новый этап в развитии украинской архитектуры характеризуется сменой стилистической направленности, состоящей в осмыслении новых индустриальных материалов и конструкций. Грандиозные масштабы строительства породили его индустриализацию. В республике работали более 40 домостроительных комбинатов. На протяжении 50-60-х годов строили, в основном 5-этажные крупнопанельные дома с малометражными квартирами, вошедшие в историю как "хрущевки" или "хрущобы".

В это время появились новые общественные сооружения. В 1963 г. – киноконцертный зал "Украина" в Харькове.

Решению транспортных проблем в больших городах способствовало сооружение метрополитена (Киев, Харьков), кольцевых автомагистралей, мостов и др.

Продолжала развиваться музыка, театр. Появилось телевидение.

В 1962 г. с борта космических кораблей "Восток – 3" и "Восток – 4" осуществлена первая телепередача из космоса. Ретрансляция телевизионных программ через искусственные спутники Земли началось с 1965 г.

С 1967 г. из Москвы и из Киева ведутся программы цветного телевидения. В 1982 г. программы республиканского телевидения полностью переведены на цветное изображение.

В начале 60-х годов под воздействием оттепели, а затем вновь наступившей реакции появилось поколение "шестидесятников" – новое поколение литературно-творческой интеллигенции. К нему относились Лина Костенко, Василь Симоненко, Иван Драч, Алла Горская, Иван Дзюба. Позднее к ним примкнули Василь Стус, Иван Гель, браться Горыни, Михайло Осадчий, Игорь и Ирина Калинец. Они требовали исправления перегибов сталинизма, гарантий свободного культурного развития народов, обеспечение украинскому языку ведущей роли в образовании и культуры.

Однако, диссиденты не нашли широкой поддержки ни в Украине, ни в СССР в целом. Для подавления этого движения использовали КГБ, лагеря, «психушки».

Требования шестидесятников часто переходили рамки либерализации и поэтому начали пресекаться.

"Шестидесятники" сыграли важную роль в общественно-политических процессах вт. половине 80-х-начале 90-х годов, в период борьбы за становление украинского суверенного государства.

Вторая половина 60-х середина 80-х годов - свертывание демократии, неосталинизм. Для неосталинизма характерно отсутствие массовых репрессий против неугодной интеллигенции – действовали другими методами – садили в тюрьму, в психиатрические больницы, высылали за рубеж.

Большое внимание уделялось развитию высшего и среднего специального образования. В 60-80-е годы улучшалась база вузов, строились учебные корпуса, общежития, спортивные комплексы. На основе Донецкого, Симферопольского и Запорожского пединститутов были созданы университеты. Открылись новые институты. 1960/61 уч.г. – 135 выс. уч. заведений, 1986/87 уч.г. – 146 .

При этом численность студентов увеличилвсь более чем 2 раза ( с 417 тыс. до 850 тыс). Увеличилось количество профессорско-преподавательских кадров, повысилась его квалификация.

Не обошлось без ошибок и грубых нарушений в области образования. Политика "слияния наций", лозунгом которой было "отмирание национальных языков" – причина того, что в республике осталось меньше половины школ с украинским языком обучения. Были полностью ликвидированы школы и другие учебные заведения с национальными языками обучения, а вузы и средние специальные учебные заведения почти полностью перешли на русский язык, особенно эти процессы усилились в начале 70-х годов, когда первым секретарем ЦК Компартии Украины стал Владимир Щербицкий, сменив на этом посту Шелеста.

Говоря о нарушениях и ошибках в развитии системы образования, не следует забывать, что несмотря ни на что советская школа обеспечивала всем детям доступ к знаниям, позволила ввести всеобщее среднее образование, создать значительный культурный и научный потенциал.

В 70-е годы в основном был завершен переход по всеобщему среднему образованию молодежи. Причем осуществлялась также система профессионально-технического и средне-технического образования.

% грамотных в 1978 г. в республике составлял 99,9%.

В начале 1984 г. численность населения в УССР с высшим и средним/полным и неполным образованием составляла 30 млн. человек.

Увеличилось количество научных кадров. В 1987 г. 213 тыс. научных работников, из них 6 тыс. докторов и 71 тыс. кандидатов наук.

Активно развивались и искусство. Главной темой по-прежнему оставалась тема коммунистического строительства. Коммунистическая партия по-прежнему руководила процессом и строго контролировала творчество.

Таким образом, украинская культура в советский период прошла большой и сложный путь: были достигнуты большие успехи, в то же время были и огромные потери.

ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.

ЛЕКЦИЯ: ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР

Литература как искусство слова. Основные формы и жанры литературы

1. История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ – начала ХХІвв.).

2. Театр как род искусства.

3. Литература как искусство слова. Основные формы и жанры литературы

ЛИТЕРАТУРА (от лат. - написанное ). В широком смысле произведения письменности. Под литературой понимается – 1.совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи, человечества; 2.художественная литература как вид искусства, отображающая действительность в художественных образах. 3.сочинения по данному предмету или вопросу. Выделяется литература научная (медицинская, историческая, математическая и т. д.), учебная, художественная (Х. Л.).

В более узком значении слова под термином «литература» подразумевается художественная письменность. В прошлом - этому термину соответствовали термины «изящная словесность», «поэзия». В настоящее время соответствует художественная литература как вид искусства, ос­новным материалом которого служит слово. Таким образом, художественная литература – это искусство слова. Следует заметить, что привыч­ное словосочетание «литература и искусство» не вполне корректно, поскольку Л. также является частью искус­ства. Как элемент системы она взаимодействует с жи­вописью, музыкой, архитектурой, хореографией, ки­нематографом и проч., что-то берет от них, что-то от­дает, в свою очередь, от себя.

Возникновение литературы относится к далекому прошлому человечества – к эпохе цивилизаций - и неразрывно связано с устным народным творчеством. Первые памятники литературы обычно представляют собой переработанные и закрепленные в письменности произведения устного поэтического творчества, веками складывавшие в народе; таковы, в частности, древнейшие героические эпопеи («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Нибелунгах» и др.). Поэтому появление литературы обусловлено возникновением письменности.

Слову доступно все, что доступно мысли, а мысль охватывает все сферы и области действительности. Литературный образ апеллиру­ет к интеллекту и воображению, к зрению и к слуху, даже к таким нетрадиционным в эстетическом отноше­нии чувствам и ощущениям, как осязание и обоняние. Литература с оди­наковым успехом может изобразить мир природы и мир человека, мир отдельной личности и мир общества, ди­намическую картину его развития в прошлом, настоя­щем и будущем, передать разнообразные оттенки света и цвета, причудливые формы физического, психологи­ческого или эмоционального движения либо состояния. Иными сло­вами, писатель, как сам Господь Бог, моделирует, тво­рит вторую действительность во всем ее бесконечном многообразии как системное единство бесчисленных реалий, свойств и особенностей.

Специфика Л., по сравнению с другими видами ис­кусства, состоит в том, что она отражает действитель­ность посредством самого универсального инструмен­та — слова. Сфера Х.л. беспрецедентна по своей ши­роте: она может выразить все, что мо­жет выразить слово. Предмет Х.л. — весь мир, повернутый к человеку, и человек, повернутый к миру.

Каковы же цели Х.л.? Что заставляет писателя мучиться над чистым листом бумаги, а читателя тратить драгоценное время на, казалось бы, бесполезную, никак не вознаграждаемую работу ума и сердца? Цели Х.л. опре­деляются ее функциями как одного из самых социально значимых и активных видов искусства. Основные фун­кции Х.л. следующие: социально-эстетическая, преобразующая, познавательная, вос­питательная и языкотворческая.

Наряду с другими видами искусства, Х. Л. целенаправленно создает ле­топись исторической жизни народа, продуцирует и офор­мляет нравственные ценности и идеалы, осуществляет феноменальный разго­вор с предками, современниками и потомками. Х.л. — самый гибкий инструмент духовной коммуникации меж­ду личностью и обществом, между поколениями, между нациями и социальными слоями общества. Изображение человека в отношениях с окружающими людьми определяет отражение в литературе всего многообразия жизненных противоречий и конфликтов. Так, в рассказе Чехова «Спать хочется» доведенная до безумия жесточайшей эксплуатацией хозяев девочка-нянька душит в колыбели ребенка, которого она укачивает.

Наши рекомендации