Во второй части занятия — беседа о положительных свойствах
персонажа, показать, что он делает, когда добрый. Обязательно включать в занятие упражнения с руками, так как руки служат источником опасности и агрессии, именно с руками часто связаны опасные ситуации и страхи (черная рука, рука-невидимка, черная перчатка); используются сказки с участием Дракулы, инопланетян, киллера и иных отрицательных персонажей.
Работа со сказкой обычно связана с проведением праздников, театрализованных представлений, карнавалов персонажей, использованием фрагментов сказок в конкурсах и шоу; проведением литературно-художественных мероприятий, выставок рисунков по сказочными сюжетами, семейных вечеров, народных гуляний и др.
Глинотерапия
Глинотерапия — эффективный способ реабилитации, сочетающий комплекс медицинских, валеологических, культуроориентированных, креативных компонентов, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.)
Издавна известно о лечебных свойствах глины. Российские глины — очень чистые и для лепки идеальные. Повсюду, где выходили на поверхности ее пласты возле озер и рек, они использовались для лечения. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и другие «неприятности». Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами.
Многие учреждения используют в обучающем процессе лепку из глины. В Рязани, например, на с 1994 года работает Центр дополнительного образования под руководством художника О.В. Шустиной, коллектив которого занимается глинотерапией в целях социокультурной реабилитации инвалидов.
В Центре занимаются инвалиды разного возраста, имеющие различные виды дефектов (ДЦП, органические поражения, с синдромом Дауна, незрячие, глухие, с дефектом речи и другие). Основной вид деятельности — изготовление глиняной игрушки. Чтобы ее изготовить, необходимо постичь все тайны ее происхождения, смысловое назначение, специфику изготовления. Поэтому практические занятия сочетаются с рассказом об истории возникновения игрушки, сложившихся народных традициях и техники изготовления. Освоение технологии изготовления помогает, например, слепому человеку реконструировать образ того или иного животного, человека, сформировать картину мира, приближенную к реальности.
В созданном при Центре музее собрано и представлено множество игрушек различного происхождения: скопинские, калужские, аба-шевские, кораблинские, каргопольские, дагестанские, филимоновские, касимовские, сапожковские, дымковские и другие. Каждая из них имеет свои особенности и заслуживает тщательного изучения.
Необычно производится в Центре процесс росписи игрушки. Здесь используется не только кисть, но и прием пальцевой росписи, облив, причем в процедуре росписи участвуют незрячие. Зная, что перед ними находятся две емкости, а значит два цвета, эти художники попеременно наносят их на фигурку, ориентируясь на пояснения педагога-руководителя. Получаются затейливые узоры, причем очень сходные с теми, которые на самом деле характерны для росписи игрушки данной местности.
Особо следует отметить положительное влияние цветотерапии. В основном используются положительные энергоемкие цвета — красный, коричневый, желтый, белый, символизирующие цвет солнца, земли, цветов, радости, удивления, восторга, добра. Художники-специалисты отмечают, что дети очень раннего возраста, еще не осознавая увиденное, инстинктивно тянутся к глиняной игрушке. Это реакция на яркость росписи, удовлетворение «цветового голода». Цвета должны настраивать на определенные положительные эмоции, нести терапевтический эффект. Раскрашивание происходит таким образом, чтобы не было диссонансов, чтобы цвета сочетались.
Одинаковых игрушек не бывает, нет штампа. У каждой свое выражение лица, свои одежда, цвет, форма, настроение, которое у мастера отражается в глине. Присутствует элемент сказочности, загадочности, который делает игрушку волшебной, притягательной. Часто игрушка рождает ассоциации с конкретным человеком, что мотивирует желание ее приобрести. Работая над игрушкой, инвалид проецирует через нее свой духовный мир.
В ходе изготовления игрушек, посуды, других изделий среди участников занятий возникает атмосфера заинтересованного общения, подчас звучат народные мелодии — полевки, прибаутки, наигрыши, хороводы, заклички, органично сочетающиеся с основным делом. В коллективе, таким образом, формируется положительная аура, способствующая созданию гармонии в отношениях, доверия, любви, столь необходимые каждому.
В Центре изучается искусство шитья костюмов и вышивания. Каждый элемент одежды имеет свое толкование и символику, что необходимо знать участникам группы, которые, создавая игрушку, не только «надевают» на нее одежду, но и его обыгрывают. Изготовив игрушку, автор-инвалид стремится представить ее в сюжете, оживить, придумывает новые модели. Все это развивает фантазию, творческое и ассоциативное мышление.
Занятия в Центре ведутся по программам, рассчитанным на один, два и три года. Их тематика предусматривает повышение степени сложности выполнения работ. Это могут быть: животные и птицы, человек и мифический персонаж, пряники и домашняя утварь.
Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат повышение уровня и качества общения инвалидов, развитие их интеллекта, мотивация активного участия в социокультурном пространстве, повышение самооценки, овладение навыками профессионального мастерства.
Гарденотерапия
Гарденотерапия — это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что инвалиды успешно справляются с работой на земле выращиванием растений и созданием из них различных произведений (чаще всего в засушенном виде). Такая деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает.
Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять интегративно с элементами других технологий социокультурной деятельности — музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.
Использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что продукты деятельности имеют конкретный наглядный результат и находятся в прямой зависимости от усилий, которые человек вложил в свой труд.
Гарденотерапия — это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей и взрослых к работе с растениями.
Туротерапия
Туротерапия — это социокультурная реабилитационная технология, в основе которой положены туристские и экскурсионные виды деятельности. Основными функциями туризма с социальной точки зрения являются: воспроизводящая, компенсаторная, восстановительная, реабилитационная. Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом доступности для людей со специальными нуждами — все это создает равные возможности для осуществления права на отдых, для приобщения к культурным ценностям. Туризм становится стилем жизни современного человека, в том числе многих людей с ограниченными возможностями.
Рассматривать туризм как средство реабилитации позволяют следующие факторы. Туризм — это двигательная активность, которая компенсирует ограниченность движений (гипокинезии). Таким образом осуществляется терапия и профилактика психосоматических заболеваний, поддержание физической формы и здоровья. Туризм создает сферу полноценного общения, возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получение поддержки, интеграцию в общество. Туризм предоставляет возможность осваивать эко-лого-культурные виды деятельности; эстетику природы, архитектуры, памятников. Для эффективного использования технологий туризма в социокультурной реабилитации инвалидов необходимо соблюдать следующие правила:
ü вид туризма подбирается в зависимости от имеющихся физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывать персональный интерес, желание, финансовые возможности, место проживания, ожидаемые реабилитационные результаты;
ü обеспечение безопасности для туристов и окружения;
ü программа включает осмотр достопримечательностей;
ü наличие некоторой физической подготовки, психологической готовности к трудностям;
ü планируемые нагрузки должны быть адекватны состоянию здоровья.
Подготовка туристов подразделяется на физическую, техническую, тактическую, психологическую и специальную (связанную с выполнением прикладных задач — сбор материалов, решением реабилитационных задач, подготовкой волонтеров и др.). Условие успешности — тщательная подготовка участников. На привалах обязательными является организация отдыха, культурной программы.
По окончании маршрута руководитель оформляет соответствующие документы, сдает снаряжение. Подготавливается итоговый вечер с показом фотографий, слайдов, видеофильмов, вручаются дипломы, сертификаты, удостоверения, призы. В средствах массовой информации публикуются заметки и статьи.
В основе лечебного и оздоровительного туризма лежат маршруты, связанные с природными факторами. Среди туристских зон России особенно выделяются Подмосковье, Владимирское Ополье, Ленинградская область, Карелия, Ставропольский край, районы Большой Волги, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Выбор маршрута и его продолжительность зависят от цели путешествия, от финансовых возможностей, ресурса свободного времени. Выбирается район, пункты следования, составляется график движения по дням (используется географический материал), с постепенным увеличением нагрузки.
Многофакторное терапевтическое воздействие туризма способствует переключению мышления на саногенное (оздоровительное), когда ситуация не кажется безысходной, и человек находит решение проблем. Сегодня важна и профилактическая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических заболеваний.