Цвет, форма и композиция
Понятие формы
В парикмахерском искусстве основным критерием в оценке образа является восприятие его человеком (как субъективное, так и объективное). Путем восприятия мы получаем непосредственное знание об окружающем мире. Но, в зависимости от различных субъективных причин, мы воспринимаем один и тот же объект по-разному, хотя существуют и общие законы, знание которых может помочь мастерам парикмахерского искусства создавать наиболее благоприятные и гармоничные образы.
В связи с этим будет уместным привести законы восприятия формы в трактовке гештальтпсихологии:
1. Простота – более простые формы воспринимаются легче;
2. Близость – близко расположенные друг к другу элементы воспринимаются как единое целое;
3. Сходство – сходные элементы воспринимаются как единое целое;
4. Замкнутость – геометрически незавершенные фигуры могут восприниматься как завершенные;
5. Фигура-фон – элементы наиболее простой формы воспринимаются как фигуры, отчетливо отделяющиеся от формы;
6. Назначение – легче воспринимаются элементы, формы которых более знакомы;
7. Контраст – контрастные линии способствуют лучшему восприятию элементов1.
Но, при создании образа, нельзя основываться только на данных законах, а следует искать основные характеристики формы. Для этого рассмотрим определение формы.
__________________
1Араухо И. Архитектурная композиция / И. Араухо. – М. : Высшая школа, 1982. – С. 45-50
Форма (от лат. forma = форма, вид, образ) - очертания, внешний вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.
Форма, также как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В прическе эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга.
Как для трех основных цветов – красного, желтого и синего, так и для трех основных форм – квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.
Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение (см. рис.8). Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм, включая сюда крест, прямоугольник и их производные. Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуются со статикой и тяжелой формой квадрата.
Рис. 8 Прически, основанные на квадратной форме
Форма треугольника возникает из трех пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными (см. рис. 9). К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник – символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области цвета со светло-желтым.
Рис. 9 Прически, основанные на треугольной форме
Круг – это геометрическая фигура, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определенной точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжелому, напряженному чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создает чувство отдыха и ослабления напряжения (см. рис. 10). Круг – символ постоянно подвижной духовности. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные.
Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет. В целом можно сказать, что квадрат – это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг – вечное движение духа.
Рис. 10. Прически, основанные на круглой форме
Подчиненность определенного цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Так, например, в композиции прически, которая определяется главным образом цветом, форма должна подчиняться цвету (рис. 11).
Рис. 11 Пример доминирования цвета в прическах
Прическа, в которой мастер придает главное значение форме, в своем цветовом решении должна идти от формы (рис. 12).
Рис. 12 Пример доминирования формы в прическах
Большинство западных экспертов сходятся во мнении, что именно окрашивание придает прическе завершенную форму. Нормой стала практика, когда стрижка выполняется, исходя из элементов окрашивания. Поэтому на сегодняшний день окрашивание становится доминантой прически.
Наглядным примером того, как цвет подчеркивает форму, стали геометрические стрижки Vidal Sassoon. Так, например, основа прически «Светлячок» (1973г.) – длинные пряди верхней зоны и коротко подстриженные волосы нижней. Контраст подчеркнут окрашиванием: сверху волосы осветлены, а снизу окрашены в темный оттенок. Примером зависимости формы стрижки от окрашивания являются сложные деструктурированные стрижки, которые демонстрируют сложное окрашивание прядей (глубину цвета, блики, осветленные кончики и т.п.).
Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще предпочтение определенным формам. В искусстве создания причесок имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в построении прически, и в распределении акцентов, и в свободном выборе форм и поверхностей с их колоритом и текстурой.
Любые волосы имеют врожденные персональные характеристики: цвет, объем, структуру. Еще одной, самой непостоянной характеристикой является их длина. Мастера парикмахерского искусства научились модифицировать эти характеристики с помощью различных приемов и способов. Кроме того, есть одно свойство волос, которое в наименьшей степени поддается радикальному изменению и может быть лишь слегка подкорректировано – их природная форма (например, две макушки, низкая линия роста волос на шее, вихры и т.п.). Эти особенности можно замаскировать с помощью правильно подобранной стрижки, или каким-нибудь образом обыграть при помощи окрашивания.
Существует мнение, что все формы причесок можно разделить по двум диаметрально противоположным критериям: открытость и закрытость. Применительно к волосам эти критерии структурируются следующим образом: открытость – пышность или не туго заколотые волосы, открывающие взгляду шею и уши; закрытость – отсутствие объема или гладкие, стянутые прически (рис. 13).
А) б)
Рис. 13 Пример причесок закрытого (а) и открытого (б) типа
Говоря о процессе создания причесок, уместно обратиться к понятию композиции, которое предполагает составление, объедение всех элементов формы в органически единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание. Взаимообусловленность конструкции и формы, выраженное в конкретном материале, - это наиболее существенное, что предопределяет композицию, начиная от композиционного приема и кончая использованием средств композиции в полоть до выявления характера формы.
Форма каждой прически рассматривается с точки зрения определенного взаимодействия всех элементов между собой и в пространстве как объемно-пространственная структура – простая, сложная.
К свойствам форм можно отнести совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид (конфигурация), величина, состояние в пространстве, масса, фактура, цвет.
Принято выделять три вида формы: 1) объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений; 2) плоскостной, определяющийся резким (или полным) уменьшением размеров по одной из координат измерения; 3) линейный, характеризующийся преобладанием какого либо измерения над двумя другими при их относительно малой величине. Величина формы оценивается по отношению к размерам фигуры человека или как соотношение величин элементов прически. Величина формы в целом зрительно кажется больше или меньше при сопоставлении большого или малого: мелкие детали в большой форме увеличивают ее, крупные – уменьшают.
При решении многих композиционных задач большую роль играет учет зрительного восприятия массы, так как всегда следует помнить взаимосвязь в системе человек – образ.
Зрительное восприятие массы – свойство формы, определяющее визуальную оценку количества элементов, заполняющих пространство видимой формы прически. Большей по величине форме зрительно сопутствует и большая масса, если примерно одинаковы все другие свойства и условия восприятия. Восприятие массы изменяется также в зависимости от геометрической формы. Наибольшей зрительной массой обладают формы, приближающиеся к кубу и шару, и все те, измерения которых по трем координатам равны между собой или близки к равным. Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к линейным (рис.14).
А) б)
Рис. 14 Различие массы объемной (а) и линейной (б) формы причесок
Восприятие массы различно также в зависимости от плотности заполнения и фактуры формы. Например, если плотность заполнения формы прически такова, что структура поверхности зрительно не выделяется (это мы наблюдаем в гладких прическах), то массивность формы можно не различить (рис. 15).
Рис. 15 Изменение массы прически
Изменение восприятия массы происходит в зависимости от степени заполнения поверхности формы деталями, а также от цвета, фактуры и величины элементов, присутствующих в ней. Например, зрительно масса прически, кажется больше, если форма заполняется элементами или деталями меньших размеров. Если ту же форму прически заполнить деталями большего размера, то ее масса зрительно уменьшится. Данное изменение массы основано на оптических иллюзиях и часто используется при проектировании будущей прически.
Таким образом, мы выявили, что на построение прически влияют и цвет, и форма, и масса элементов. Причем, все эти характеристики активно взаимодействуют между собой, что позволяет создавать более гармоничные и правильно выстроенные образы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «форма». Перечислите основные типы форм и охарактеризуйте их.
2. Определите основные свойства формы.
3. Перечислите виды форм.
4. Объясните, каким образом форма связана с цветом и массой.
Практикум:
Подберите в публицистической литературе прически, соответствующие основным типам и видам формы. Проанализируйте их с точки зрения цвета, массы, формы. Найдите взаимосвязь между этими характеристиками. Сделайте по два наброска причесок, соответствующих основным типам форм, учитывая фактуру и цвет.
Зная общие принципы формообразования, на основе геометрических форм прически выполните упражнение, для закрепления полученных знаний.
УПРАЖНЕНИЕ 1. НАБРОСКИ КОМПОЗИЦИИ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ
Основных геометрических форм три: квадрат (прямоугольник), треугольник и круг (эллипс). Используя комбинации и сечения этих линейных форм, получите более сложные геометрические фигуры. В данном упражнении не пытайтесь придавать объем, хотя плоские формы связаны с объемными.
На трех рабочих листах нарисуйте несколько рамок (в пределах 25см) в форме круга, овала, прямоугольника или квадрата. Затем возьмите карандаш и начните рисовать внутри рамок формы, соразмеряя напряженность и отношения между ними, выстраивая целостную композицию. Не бойтесь применять резинку для внесения поправок. Разобравшись с композицией, переходите к перу и туши, работая ими поверх карандашного рисунка. Обводя контуры форм, соразмеряйте вес линий. Кроме того, можете использовать тон ( сплошную заливку, или штриховку)
Применяя знания о законах композиции и формообразовании выполните упражнение на Ф А4 используя цвет.
Упражнение 2. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКА С ДОБАВЛЕНИЕМ ТОНА
Нарисуйте на листе четыре прямоугольных формата. Разделите каждый на эффектные зоны. Можно использовать круги и дуги, но помните, что эти линейные формы должны восприниматься как часть прямоугольного целого. Закончив разделение, подумайте о тональных переходах от светлого к темному как о возможности придать отдельным участкам дополнительный вес. Кроме того, вы можете варьировать тон в пределах отдельных зон, обозначая внутри них переходы от светлого к темному