Изображение поверхности воды карандашом
Подобно стеклу, вода прозрачна. Она обладает отражающими и преломляющими свойствами. В отличие от стекла, вода изменчива. Она может двигаться постоянно – как, например, в реке, - или через разные промежутки времени – как морские волны. Вода может падать – водопады, фонтаны или водные струи.
Абсолютно спокойная вода напоминает зеркало. Она в точности отражает все, что ее окружает. Точечный источник света может представиться в виде прерывистой вертикальной линии, тянувшейся по поверхности воды. Когда вода неспокойна, изображение предмета дробится на мелкие части, которые трудно рассмотреть.
Что касается рек и ручьев - вода здесь постоянно находится в движении. Если присмотреться, то становиться видно, что рисунок водной глади повторяется. Изменив угол зрения, можно сосредоточиться на камнях и песке речного дна.
Но нас больше интересует изображение воды в натюрморте. Отражающая способность воды в полной мере проявляется в стеклянной вазе. Если поставить в нее букет цветов, то видно как их стебли визуально преломляются и смещаются в сторону от той точки, где они входят в воду.
Изображение воды подчиняется тем же правилам, что и изображение стекла или металла. Так же как и рисование стеклянных предметов, рисование воды требует наблюдательности. Поверхность воды очень гладкая, отражения в нем получаются четкими и определенными, как и на поверхности стекла, а так же полированного металла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Передача материальности и фактуры предметов является важной задачей учебного рисунка. Как правило, натюрморт является основным жанром изобразительного искусства, где мы можем увидеть разнофактурность предметов.
"Натюрморт" - от французского nature morte означает "мертвая натура". В художественном творчестве натюрморт является одним из самостоятельных жанров, в котором воплощаются в образную форму различные окружающие нас предметы и вещи, воплощенные в произведениях графики и особенно в живописи. Его эстетическая значимость определяется не только мастерством передачи материальности и фактуры предметов, но и красотой их, характером форм, выражающих определенные эмоциональные настроения. Это может быть радость, грусть, печаль, в зависимости от поставленной задачи и от характера постановки, а также самих предметов, их смыслового значения. Передача фактуры и материальности в натюрморте и передает определенное настроение.
Если мы хотим выразить свое мироощущение через видение окружающих нас предметов, то нужно научиться передавать разность фактур этих предметов. В натюрморте очень важно передать материальность предметов быта из стекла, металла, кожи, пластмассы, а также добиться «живости» изображения цветов, фруктов и т.п.
Чтобы ярко и эмоционально передать фактуру и текстуру различных предметов, необходимо использовать законы изображения предметов в пространстве — это законы линейной и воздушной перспективы, расположения светотени на предметах, их тональность.
Если в рисунке правильно передана тональность, то и фактура предмета будет показана наиболее выразительно.
В графической технике, начиная с рисунка-наброска, также очень важно умение художника-графика правильно выразить материальность объекта на бумаге.
Наглядное представление о материале дает фактура — состояние поверхности массы материала.
Фактура может быть зеркальной или матовой, гладкой или шероховатой и т.д. Например, отличие поверхности стекла от поверхности бетона. Также имеет значение структура массы, ее строение — то, что художники называют текстурой. Например, текстура дерева отличается от текстуры мрамора.
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что для передачи фактуры предметов нам поможет штриховка. Благодаря ей мы можем передать фактуру любого предмета как бы он не выглядел. Но не только штриховка важна для передачи фактуры и материальности предметов. Растушка тоже имеет огромное значение, особенно для передачи объема. Также очень важна передача светотени , которая показывает материальность предметов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История рисунка Art gallery [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/126-istoriya-risunka.html Свободный. Дата обращения: 10.06.15
2. История рисунка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://matematikaiskusstvo.ru/histdraw.html Свободный. Дата обращения: 10.06.15
3. Ли, Н.Г. Основы учебного академического рисунка: учебник. [Текст]/ Н.Г.Ли. – М.: Эксмо, 2011.
4. Медведев Л.Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. [Текст]/ Л.Г.Медведев. – Омск: Наука, 2008
5. Основы учебного академического рисунка: рисование натюрморта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.artprojekt.ru/school/academic/035.html Свободный. Дата обращения: 15.06.15.
6. Паранюшкин, Р.В. Техника рисунка: учеб. пособие для дож. спец. - 2-е изд. [Текст] / Р.В. Паранюшкин. – Ростов/ Д: Феникс,2006.
7. Передача материальности и фактуры (текстуры) предметов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.citylady.ru/uroki-risovania-009.htm Свободный. Дата обращения: 15.06.15.
8. Рейнс, Дж. Полный курс рисования [Текст] / Джон Рейнс. – ФАИР, 2007.
9. Смит, С. Рисунок: полный курс [Текст] / Стен Смит. – Астрель: АСТ, 2005.
10. Урок рисования: передача фактуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.artacademia.kiev.ua/urok-risovania-po-peredachi-fakturu/ Свободный. Дата обращения: 10.06.15.
Приложение 1
Рис.2. «Посвящение» А.Мантенья
Рис.1.Фактура.
Рис.4. Эскиз. Микеланджело
Рис.3. Зарисовки рук.
Леонардо да Винчи
Рис.5. «Отдых на пути в Египет» Рис.6.«Введение во храм» Тинторетто
Паоло Веронезе
Приложение 2
Рис.7. «Мадонна у фонтана» Рис.8. «Рыцарь, смерть и дьявол»
Ян ван Эйк
Рис.9. «Мадонна, обнимающая Рис.10. Погрудный этюд для фигуры
младенца» Рафаэль Санти Святого Петра. Леонардо да Винчи
Приложение 3
Рис.11. «Портрет Константина Рис.12. «Каторожники под конвоем»
Николаевича Батюшкина» А.О.Орловский
О.А.Кипренский
Рис.13. «Портрет певицы Полины Рис.14.Эскиз. Последний день Помпеи
Виардо Гарсия» К.Брюллов К. Брюллов
Приложение 4
Рис.15. «Портрет К.А.Обнинской Рис.16. «Пушкин в деревне» В.А.Серов
с зайчиком» В.А.Серов
Рис.17. «Портрет художника Рис.18. «Портрет Элеоноры
В.А.Серова» И.Е.Репин Дузе» И.Е.Репин
Рис.19.«Л.Н.Толстой, пишущий за круглым столом
в Ясной Поляне» И.Е.Репин
Приложение 5
Рис.20. «Портрет Ф.Усольцева» Рис.21. «Натюрморт. Подсвечник,
М.А.Врубель графин и стакан» М.А.Врубель
Рис.22. «Кровать» М.А.Врубель
Приложение 6
Рис.23. Набросок металлических предметов
Приложение 7
Рис.24.Набросок драпировки
Приложение 8
Рис.25. Набросок стеклянных предметов