Культурный герой и трикстер в мифологии
Культурный герой - мифический персонаж, который добывает или впервые создаёт для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, вводит определённую социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники.
К. г. приписывается также участие в мироустройстве: вылавливание земли из первоначального океана, установление небесных светил, регулирование смены дня и ночи, времён года, приливов и отливов, участие в создании, формировании и воспитании первых людей и др.
В древних версиях мифов, отражающих специфику присваивающего хозяйства, К. г. добывает готовые блага культуры, а порой и элементы природы путём простой находки или похищения у первоначального хранителя (у старухи прародительницы, у хозяйки царства мёртвых, у небесных богов, у духов хозяев). Типичный пример — похищение огня. (Прометей - греческая мифология)
летопись первых успехов людей в трудовой и общественной практике
иногда выступает также борцом со стихийными хаотическими природными силами, которые (в виде разнообразных чудовищ, хтонических демонов и др.)пытаются смести установленный порядок. При этом стихийные силы природы часто сливаются с образами иноплеменников.
Следующий шаг — отделение трикстера от К. г. В греческой мифологии к трикстеру близок обожествлённый Гермес. Озорные проделки трикстера большей частью служат удовлетворению его прожорливости или похоти. Обычно преобладает какое - нибудь одно качество.
В типе трикстера как бы заключён некий универсальный комизм, распространяющийся и на одураченных жертв плута, и на высокие ритуалы, и на асоциальность и невоздержанность самого плута. Этот универсальный комизм сродни той карнавальной стихии, которая проявлялась в элементах самопародии и распущенности, имевших место в австралийских культовых ритуалах, римских сатурналиях средневековой масленичной обрядности, «праздниках дураков» и др. Советский литературовед M. M. Бахтин считает подобную «карнавальность» важнейшей чертой народной культуры вплоть до эпохи Возрождения. К. г. (с чертами первопредка и демиурга) и его комический дублёр — трикстер— центральные образы не только архаической мифологии как таковой, но и первобытного фольклора в целом.
Психоаналитик К.Юнг в соответствии со своей теорией архетипов воспринимает образы трикстеров как взгляд «я», брошенный в далёкое прошлое коллективного сознания, как отражение недифференцированного, едва от животного мира, человеческого сознания.
Миф и сказка. Сходство и различие
Миф – «мютос» (с греч. Священное предание) форма идеологии ранне родового общества, предание о мире в родовом обществе.
Сказка – вымышленная история, события в сказке придуманы, их никогда не было на самом деле.
Сказка возникает, когда начинает разлагаться мифологическая культура. Верхняя часть мифологии превращается в эзотерику, нечто для посвященных, а нижняя в сказку. Сказка эгоистичная. Не отличается достоверностью. Если мы говорим о сказке, значит, литература уже выделилась из мифа. Сказка обладает очень многими похожими на миф сюжетами, а так же повторяемостью сюжета. Сходство, конечно, есть, но все же различия принципиальные.
Миф | Сказка |
Сакрален | Совершенный вымысел |
Бог делает всё для остальных | Герой сказки делает всё бля себя |
Основная функция – объяснительная | Основная функция: развлекательная и морализаторская |
1. В сказку не верят, а в миф наоборот
Архаические С. обнаруживают отчётливую сюжетную связь с первобытными мифами, ритуалами племенными обычаями. Мотивы, характерные для тотемических мифов и особенно мифологических анекдотов о трикстерах, широко отразились в С. о животных
разрыв непосредственной связи этих мифов с ритуальной жизнью племени. Демифологизация героя волшебной и волшебно - героической С. Сопровождается его полной антропоморфизацией и в известной мере идеализацией: у него – божественные родители, чудесное происхождение, иногда сохраняются реликтовые тотемические черты. Однако сказочный герой не имеет изначально магических сил, которыми по самой своей природе обладает герой мифологический.
В архаических С. он приобретает эти качества в результате инициации, шаманского искусства, особого покровительства духов. С., ещё в значительной степени сохранившие мифологическую фантастику Демифологизация героя в С. дополняетсячасто нарочитым выдвижением в качест_ве героя «не подающего надежд», соци_ально обездоленного, гонимого и унижен_ного представителя семьи, рода, селения.
На стилистическом уровне важнейшими жанровыми показателями, которые противопоставляют волшебную классическую С. мифу как художественный вымысел, являются сказочные традиционные формулы, указывающие на неопределённость времени и места (в зачинах), недостоверность (указание на небылицу через категорию невозможного в концовке)и т. д.
Литература и мифология. Роль мифа в современной культуре
Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние
выделение профессионального искусства из родового мифотворчества происходит не так быстро: это не мгновенный взрыв, а процесс, для древней Греции, например, занимающий не только эпоху архаики (VIII–VI вв. до н. э.), но и эпоху высокой классики (V в. до н. э.), — уже Гомер не есть первобытная мифология, но еще Софокл не есть до конца индивидуалистическая «литература».
мифы «красивы», а потому для поэта или художника естественно их заимствовать и использовать.
1) убежденность в том, что мифология (почти всегда имеется в виду греко-римский материал) — это непременно «красиво»;
2) представление о чисто механическом «заимствовании» и «использовании» — как будто из театрального реквизита взяли нужный предмет, использовали, а затем водворили на место. Классицистическое новоевропейское видение: нечто донельзя формальное, лишенное жизненности, но как раз поэтому необычайно возвышенное и изящное; для той типической фигуры, которая имеется в виду во флоберовском «Лексиконе прописных истин», мифология — несомненная бессмыслица, но вместе с тем предмет преклонения, сюжет для оперетки, но в то же время столп и утверждение академического благородства. Эти по видимости противоречащие друг другу оценочные моменты сливаются в одном неоценочном: в утверждении формалистической концепции мифа
Становление нового подхода к мифу происходит с начала XIX столетия и притом с особой интенсивностью в Германии. Уже во второй части «Фауста» Гёте проходят образы греческих и христианско-католических, но также и простонародно-немецких мифов,
в совокупности складываются в некоторый новый миф, уже не «заимствуемый», но заново «творимый».
Эта линия идет от Гофмана с его относительно условной и наивной стилизацией к фантастике Гоголя («Нос»), к натуралистической символике Золя — и уходит в наши дни.
невозможно найти «мифологические» имена, но архаические ходы мифомышления активно работают в заново творимой образной структуре на выявление простейших элементов человеческого существования и придают целому глубину и перспективу.
Психологизм XIX века в своем развитии с необходимостью наталкивается на мифологические первоосновы современного сознания, что дает возможность в еще большей степени лишить миф книжной условности и заставить мир архаики и мир цивилизации активно объяснять друг друга.
И еще раз: что такое миф в художественном творчестве? Прежде всего необходим такой критерий определения «мифологичности» мотива, который, счастливо избежав пустой формальности прежних критериев, был бы столь же ясным и общеобязательным.
В чем признак мифа? При самом приблизительном описании того, как мы представляем себе миф, невозможно обойтись без таких слов, как «первоэлементы», «первообразы», «схемы», «типы», и их синонимов. Итак, мифологичны какие-то изначальные схемы представлений, которые ложатся в основу самых сложных художественных структур. Дело идет о том, чтобы возможно более адекватным образом выявить повторяющиеся схемы и систематизировать их.