Проведение урока музыки
Подготовка урока музыки
1. Примерный алгоритм подготовки к уроку(Б. Рачина).
· определение темы, цели, типа урока;
· моделирование художественно-педагогической идеи;
· отбор музыкального материала, установление интонационных, жанровых и стилистических соотношений внутри музыкального материала, выявление драматургических потенций, заключенных в нем, определение соответствия музыкального материала возрастным особенностям учащихся;
· освоение учителем музыкального материала, в том числе и исполнительское;
· музыкально-теоретическое (анализ) и музыкально-историческое исследование материала, выделение наиболее важных для данного урока аспектов, фактов, деталей;
· осмысление идеи, образного содержания музыкальных произведений звучащих на уроке; актуализация их содержания в проблематике, раскрывающей вопросы бытия современного мира на уровне личностно–значимых интересов учащихся;
· подбор необходимых для обогащения и конкретизации восприятия музыкального образа произведений других искусств (стихотворения, цитаты из художественных произведений, высказывания великих людей, нахождение эпиграфа к уроку; слайды с репродукциями произведений изобразительного искусства; видеоматериалы);
· проецирование темы и материала урока на конкретный классный коллектив, анализ будущего урока с позиций учеников, их психологических возрастных особенностей, социокультурной среды, круга интересов;
· поиск оптимальных педагогических технологий и методов работы, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности учителя, результативность учебной деятельности учащихся, их самостоятельность и активность на уроке;
· определение организационной структуры урока, распределение времени на все этапы урока; планирование чередования различных видов музыкальной деятельности;
· написание плана-сценария урока, являющегося итогом всей проделанной ранее работы, и воплощающим художественно-педагогическую идею в соответствующей драматургии.
Личностно-ориентированный подход обусловливает диалогичность как ведущий принцип и способ педагогического общения. При подготовке урока важно использовать коммуникативно-диалоговые формы организации урока.
Варианты коммуникативно-диалоговых форм организации урока:
· дискуссия (панельная, свободная, структурированная), дебаты;
· слушание дела;
· круглый стол;
· модель позиционного обучения (Н. Веракса);
· мастерская ценностных ориентаций (запуск внутреннего и внешнего диалога, в результате – позиция, оформленная в слове по значимым вопросам бытия);
· мастерская творческого письма;
· анализ конкретных ситуаций;
· техника «Зебра»;
· уроки-драматизации, театрализации, уроки-концерты и др.
Бессознательная, непроизвольная активизация | Произвольная, внешняя активизация, стимулирование, реально действующие стимулы | Произвольная, внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы |
▪ смена деятельности ▪ контраст ощущений (по звуку, свету...) ▪ необычность ▪ неожиданность ▪ новизна ▪ движение ▪ размещение в пространстве ▪ работа с экстатическими средствами (живой огонь, эффекты мерцания, бликования...) ▪ вода ▪ релаксационные паузы музыка | ▪ работа в группах, в парах ▪ поощрение ▪ дидактические игры (соревнования, представления, ролевые...) ▪ дискуссии, дебаты, мозговые штурмы ▪ личность учителя ▪ задачи с достаточной информацией известными средствами, предложенные учителем ▪ дифференцированные задания ▪ юмор ▪ приемы критического мышления ▪ наглядность, ТСО ▪ ТРИЗ ▪ интрига, провокация ▪ парадокс ▪ расширение ролевого репертуара учащегося | ▪ творческие задания ▪ связь с личным опытом учащихся ▪ индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно ▪ поиск, исследование, «экспериментальное нащупывание» ▪ самоконтроль ▪ самоанализ ▪ рефлексивные вопросы ▪ обращение к личности учащегося ▪ проблемы, предложенные учащимися (средства неизвестны, запуск поисковой, творческой активности) ▪ задания с недостаточной информацией ▪ тишина |
Таблица №3. Основные виды и приемы активизации[1].
Проведение урока музыки
1. Алгоритм работы по разучиванию песни(Б. Рачина)
Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе духовного формирования личности.
Познание эмоционально-смыслового содержания музыкального произведения происходит в процессе певческой деятельности через интимное общение с каждым звуком, каждым интервалом, с каждой интонацией. Опираясь на мысль Б. Асафьева о «вокальности», «весомости» каждого интервала, мы можем рассматривать певческий процесс как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации.
Каждое произведение неповторимо, и неповторимы формы и методы работы над ним. Конечно, любая технология, в том числе и музыкальная, предлагает определенные устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы работы. Предлагая алгоритм работы по разучиванию песни, мы лишь намечаем этапы работы, которые в том или ином виде всегда присутствуют, но их содержание, объем и эмоциональное наполнение каждый раз разное. Наполнение этапов работы принципиально вариативно и определяется талантом и профессионализмом учителя и степенью подготовленности его учеников.