Структура школьного урока музыки

Типы урока.

Одним из сложных и неразработанных в теории преподавания музыки является вопрос о типологии урока музыки.

Тип урока музыки определяется в соответствии с его ведущей дидактической целью. Цель может быть связана с организацией дея­тельности, изучением нового материала, его закреплением, повторе­нием, контролем, коррекцией.

В общей педа­гогике, как известно, существуют различные классификации типов уроков (ком­бинированный, или смешанный, уроки по ознакомлению уча­щихся с новым материалом, по закреплению знаний, уроки обоб­щения и систематизации изученного материала, уроки формиро­вания и закрепления умений и навыков, уроки, имеющие основ­ной целью проверку знаний, и т.д.). Некоторые типологии соответствуют уроку музыке, его специфике.

Так М. Е. Бершадский и В. В. Гузеев, выделили следующие типы уроков:

• организационный урок;

• урок изучения нового материала;

• урок закрепления;

• урок повторения;

• контрольный урок;

• урок коррекции.

Одним из типов авторы выделяют организационный урок. Такие уроки являются редкими, но исключать их нет оснований. Это по утверждению практика проведения уроков музыки в школе. Организационный урок проводится в самом начале нового учебного года, в начале изучения больших разделов. Урокам музыки отводится один час неделю. Такой разреженный процесс обучения требует перед вхождением в новую проблему, новый пласт программного содержания концентрации музыкального опыта учащихся. Этот тип урока призван; установить в сознании учащихся целостное представление о музыке. О необходимости выделения такого урока как раз и свидетельству принцип (метод у Д. Б. Кабалевского) «забегание вперед и возвращение к пройденному».

Урок изучения нового материала связан с выявлением и усвоением основных понятий, которые приведут учащихся к намеченной цели. Если таких понятий много, то, естественно, такой тип урока общей системе уроков будет ни один.

Урок закрепления направлен на личностное присвоение этих понятий или осмысление этих понятий в новом контексте содержат Здесь учащиеся осваивают различные способы действий, операци ориентируясь при этом на ведущую цель. Количество этих типов урока так же определяется объемом изучаемой информации и глубин! ее проработки.

Урок повторения, этот тип урока направлен на сравнение полученных результатов с ведущей целью определенного периода обучения. Главным является внутренняя оценка полученных результате т.е. самоконтроль, самоанализ.

В контрольном уроке происходит внешняя оценка (объем держания, ведущие задачи, полученные продукты деятельности) самоконтроля и самоанализа учащихся.

Урок коррекции направлен на совершенствование, улучшение результатов деятельности.

Таким образом, выделяя данную классификацию для определения типов урока музыки, мы полагаем, что соответствующим образом осуществляется и их планирование.

В педагогике музыкального образования также можно встретить различные формулировки типов уроков.

Например у Абдулина Ю.Б типология уроков музыки определена в соответствии с тематическим построением программы «Музыка» Ред. Кабалевского Д.Б.

Уроки введения в тему.

Главным их признаком является наличие в содержании первоначальной обобщённой характеристики нового ключевого знания.

Процесс введения в тему складывается обычно из трёх основных моментов:

1. Активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.

2. Само введение в тему. Оно происходит на основе создания поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят с помощью учителя к решению поставленной перед ними задачи.

3. Первоначальное обобщённое представление о новом знании закрепляется в ходе восприятия новых произведений.

Уроки углубления темы

Главный признак-наличие в содержании новой характеристики ключевого значения. Процесс углубления темы складывается из трёх моментов:

1. Активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (прежде всего знания, которые усваиваются в данной четверти, а также слухового опыта, необходимого для углубления темы).

2. Собственно углубление темы. Оно происходит благодаря привлечению разнообразных средств и приёмов обучения, на основе живого восприятия музыки и активного участия школьников в процессе познавания тех или иных граней изучаемой темы.

3. Закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений, с использованием разнообразных форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников.

Уроки обобщения темы

Главным признаком является наличие в содержании целостной, но уже обогащённой, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания, которое изучается в данной четверти.

В отличие от урока «введения в тему» и «углубления темы» музыкальный материал, формы и виды музыкальной деятельности школьников на уроке обобщения темы в программе не конкретизированы.

Вид урока музыки

Вид урока определяется на основе выделения ведущей формы организации деятельности учащихся на уроке. Выбор вида урока не является самоцелью. Это всего лишь средство, позволяющее создать учителю наиболее оптимальные условия, позволяющее организовать продуктивное взаимодействие с учащимися. Использование одного из видов урока дает возможность объединять разнообразные художест­венные формы, педагогические приемы, программное содержание в оптимальную целостность. Выбор вида урока зависит от степени организованности, активности, мобильности класса, а также от умений учителя организовать процесс обучения по определенным правилам.

Урок-путешествие. Главное в этом уроке действие, которое разворачивается по определенному зрительному сюжету, стержнем которого является деятельность самих учащихся. Такой урок требует предварительной разработки «маршрута» для совместной деятельности учи­теля и учащихся. Структура урока состоит из однозначных элементов или элементов находящихся в определенном соподчинении. Аналогом музыкальной формы является форма рондо АВАСАДА. Чтобы урок не стал излишне иллюстративным, констатирующим, важно придать по­исковый характер деятельности. Поиск учащихся направлен в окру­жающую действительность, т. е. к тому, что существует объективно

Урок-прогулка. Этот жанр урока также требует разработки точ­ного маршрута. Если в уроке-путешествии может быть несколько раз­личных по образному содержанию сюжетных фрагментов, то урок-прогулка концентрируется на одном каком-либо образе, а его дейст­вия разворачиваются на основе изменений восприятия этого образа То есть содержание урока больше связано с эмоционально-чувственной сферой музыкального искусства, которая обращена к внутреннему миру ребенка, его размышлениям, переживаниям. В холе такого урока учащимся предстоит открыть новое, неизвестное в себе новые знания, ощущения, переживания. Задача данного урока пробу­дить фантазию, воображение школьников при выборе необходимых средств, форм для общения с музыкой, активизировать личностные мотивы к восприятию определенной ситуации как целостной картины художественной действительности.

Урок-концерт. Эта жанровая разновидность урока может быть построена как на основе одной из моделей музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), так и на их комбинации, например исполнительской и творческой деятельности. Урок-концерт относится к игровым жанрам. Он может быть организован на этапе выхода кон­цертного номера, или как результат предъявления определенных дос­тижений в классе с приглашением родителей, учителей. Данный урок может проводиться в форме ролевой игры, где дети и учитель выпол­няют одну из ролей (ведущий, композитор, критик, исполнитель и др.).

Урок-экскурсия. Конструкция такого урока основана на разворачивании содержания как познавательной среды. Вначале нужно быть готовым, чтобы погрузиться в эту среду, далее - ориентироваться в ней, затем осознать, что эта среда помогла узнать и в завершение -выход из среды в реальную действительность. Задачи данного урока направлены на осмысление, осознание основного предназначения му­зыкальных явлений в жизни человека, формирование мотивов обще­ния с искусством, интереса к творческому взаимодействию. Такой урок может проводиться как в реальных условиях, так и в условиях имитационного моделирования реальных событий. Во втором случае деятельность учителя и учащихся осуществляется на основе взаимо­распределенных ролей (экскурсовод, зрители, «живые» музыкальные

инструменты и т.п.)

Урок-сказка. Для такого урока необходимо разработать сюжетно - образную линию, которая может быть предложена учителем или создана совместно с детьми в процессе урока. Это зависит от степени творческой активности класса и от педагогического мастерства учите­ля. Структура такого урока основана на законах художественной дра­матургии: завязка - кульминация - развязка.

Урок-прелюдия. Такой вид урока выполняет функцию настроя на восприятие, создание чувства ожидания. Его можно проводить при пер­вом знакомстве с большой темой, или в самом начале предстоящей большой работы (например, участие в творческом проекте). Содержа­нием данного урока является широкий спектр программного материала. Приведем пример урока-размышления.

Урок-размышления.

• творческий портрет, этот видурока концентрирует содер-ание на творчестве одного композитора, исполнителя. Такое конст­руирование содержания позволяет погрузиться в мир человека-творца, перенять его опыт из первых рук;

• творческая лаборатория, особенностью содержания этого вида являются способы практических действий, которые требуют неоднократного повторения одних и тех же приемов, операций, рабо­ту с одним и тем же музыкальным материалом. В данном жанре кон­струируются уроки «хорового пения», «инструментального исполнительства», «хорового сольфеджио»;

• интегрированный, специфика этого вида урока в рассмотре­нии содержания музыкального искусства во взаимодействии с други­ми школьными учебными дисциплинами. Задача этого вида урока -вывести музыку за пределы ее предметной сферы, поэтому и цель та­кого урока шире предметной. В данном жанре строятся интегрирован­ные уроки, проводимые двумя-тремя учителями, эти уроки по про­должительности могут быть дольше обычного или сдвоенными.

В качестве заключительных уроков четверти учителя разрабатывают следующие виды нетрадиционных уроков: Музыкальный час; Музыкальная шкатулка; Музыкальный киоск; Что, где, когда ?; Музыкальная викторина; Урок- дискуссия; “У дедушки проигрывателя”; Музыкальный театр; Концерт по заявкам; Концерт; Урок - размышление; Урок- путешествие; Урок- знакомство; Урок- монография; Урок- экскурсия; Уроки построенные в музыкальных формах: Сонатное аллегро; Вариации; Рондо.

Структура школьного урока музыки

Под структурой урока понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов конкретного урока, их целенаправленная упорядоченность, последовательность отдельных этапов и их взаимодействие.

Структура урока, отмечает М. И. Махмутов, понимается и принимается как полезное организационное знание, как предписание, как нормативная теория.

Структура урока определяется на основе:

• закономерностей процесса обучения (связь между обучением и воспитанием; взаимосвязь между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения; прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный материал);

• логики процесса учения;

• закономерностей процесса усвоения.

Этап Дидактическая задача Показатель реального результата решения задачи
Организация начала урока   Подготовка учащихся к работе на уроке   Полная готовность класса и оборудования, быстрое вклю­чение учащихся в деловой ритм  
Проверка вы­полнения до­машнего зада­ния   Установление пра­вильности и объемно­сти выполнения до­машнего задания всеми учащимися   Оптимальность сочетания кон­троля, самоконтроля и взаимо­контроля для установления правильности выполнения за­дания и коррекции пробелов  
Подготовка к основному эта­пу урока   Обеспечение мотива­ции и принятия уча­щимися цели учебно-познавательной дея­тельности, актуализа­ция опорных знаний и умений   Готовность учащихся к актив­ной учебно-познавательной деятельности на основе опор­ных знаний  
Усвоение но­вых знаний и способов дей­ствий   Обеспечение воспри­ятия, осмысления и первичного запоми­нания знаний и спо­собов действий, свя­зей и отношений в объекте изучения   Активные действия учащихся с объектом изучения; макси­мальное использование само­стоятельности в добывании знаний и овладении способами действий  
Первичная проверка по­нимания   Установление пра­вильности и осознан­ности усвоения ново­го учебного материа­ла, выявление пробе­лов и неверных пред­ставлений и их кор­рекция   Усвоение сущности усваивае­мых знаний и способов дейст­вий на репродуктивном уров­не. Ликвидация типичных ошибок и неверных представ­лений у учащихся  
Закрепление знаний и спо­собов действий   Обеспечение усвое­ния новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации   Самостоятельное выполнение заданий, требующих примене­ния знаний в знакомой и изме­ненной ситуации  
Обобщение и систематизация знаний   Формирование цело­стной системы веду­щих знаний по теме, курсу, выделение ми­ровоззренческих идей   Активная продуктивная дея- ^~ тельность учащихся по вклю­чению части в целое, класси­фикации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей  
Контроль и самопроверка знаний   Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспече­ние их коррекции   Получение достоверной ин­формации о достижении всеми учащимися планируемых ре­зультатов обучения  
Подведение итогов занятия   Анализ и оценка ус­пешности достижения цели   Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися инфор­мации о реальных результатах учения  
Информация о домашнем за­дании, инст­руктаж по его выполнению   Обеспечение понима­ния цели, содержания и способов выполне­ния домашнего зада­ния. Проверка соот­ветствующих записей   Реализация необходимых и достаточных условий для ус­пешного выполнения домаш­него задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития  

Знание правил дидактической структуры необходимо учителю, чтобы не нарушать общие требования образовательного процесса. Она выполняет роль общего предписания для всех учителей, работающих в школе. Но ее этапы не должны стать шаблонной основой при конст­руировании урока.

Можно выделить общие закономерности, которые являются теоретическими нормами для построения методической структу­ры урока музыки. Такими закономерностями являются:

• особенности художественной драматургии;

• функции частей в форме;

• специфика музыкально-исполнительской деятельности.

Эти закономерности являются специфичными для педагогики художественного образования. Особенности художественной драма­тургии нашли свое отражение в принципах, разработанных Д. Б. Ка­балевским (принцип эмоциональной драматургии) и Л. М. Предтеченской (принцип художественно-педагогической драматургии). Особен­ность художественной драматургии основана на логике развития с раза (или образов), его восприятии, представлении, преобразовании т.д.

Можно выделить шесть взаимосвязанных элементов художественной драматургии (рис. 4).

Соответственно этой логике разворачивается не только содержание урока, но и его построение, выделяются его основные части. Структура урока, построенная на основе такой логики, предполагает свободный творческий процесс прохождения всех его этапов, авторскую свободу учителя. Особая трудность - логически, через эмоциональное сопереживание вести к восприятию содержания музыкального искусства. Художественная драматургия - это особая эмоциональная выстроенность урока, которая позволяет погрузиться в особое эмоциональное состояние.

Наши рекомендации