Примеры произведений просветительского классицизма
ПРОСВЕЩЕНИЕ
широкое социокультурное явление, тип культуры 18 века.
Философская база – рационалистический сенсуализм. Просветители утверждали материалистический взгляд на мир, боролись с религией и церковью, обнажая её политич. сущность и связь с феодализмом, отрицали старые традиции в культуре и создавали новые теории о назначении искусства и литературы. Вера в разум с поправкой на опыт, разум предполагает развитие чувственности. Выдвигали философскую гипотезу-учение о «естественном человеке».
Первый романист английского Просвещения
Даниель Дефо – роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
БАРОККО
Основоположники поэзии барокко
Барокко зародилось в Италии. Его основоположники в поэзии уроженец Неаполя Джамбаттисто Мариино и испанец Луис де Гонгора и Арготе
Мировоззренческие принципы барокко
Vanitas mundi (бренность мира, хрупкость, краткость, преходящесть всего на земле, бессмысленность мира), discordia concors (соединение несоединимого, видение мира в резких диссонансах, но в то же время понимание, что эти контарсты могут неожиданно соединиться), сonstantia (верность духа вопреки непостоянству мира).
Философская база барокко
Неостоицизм
В каких видах искусства ярче проявилось барокко? Примеры
Архитектура: Бернини, Гварини, Борромини
Музыка: Бах, Шульц, Гендель
Живопись: Караваджо, Веласкес, Рубенс
Лирика: Донн, Марино, Гонгора
Крупнейший поэт английского барокко
Джон Донн
В каких странах доминировало барокко?
Испания, Италия, Германия
Национальные варианты барокко
Италия – маринизм
Франция – либертинаж, прециозники
Испания – культизм, консептизм
Англия – метафизики, поэты-кавалеры (каролингская школа)
Германия – 1 силезская школа, 2-я силезская школа, мистическая литература (поэзия)
ИТАЛИЯ
Маринизм
ФРАНЦИЯ
Либертинаж– это идейно-философское течение, возникшее во Франции в 17 веке.
Два значения:
1) «вольнодумство», свободомыслие
2) «игривость души», «динамика страстей», «распущенность»
Представители презирали всякого рода авторитеты.
Теофиль де Вио – приближ. к аморализму, Скаррон, Бержерак, Флоретьер
Либертены считают, что бог существует лишь для бедных, что понятие морали и нравственности – пустая условность.
Прециозники
Прециозники (от франц. Драгоценный, изысканный, жеманный) «высокое барокко». Эстетика выражала идеологию феодальной знати, которая желала сохранить своё привилегированное положение и отделить себя от черни.
Отношение к языку: стремились говорить иначе, чем народ, хотели, чтобы их мысли были понятны только избранным, поэтому пользовались необычными сочетаниями слов, образными выражениями, любили перифразы, метафоры.
Венсан Вуатюр, Оноре д’Юрфе.
ИСПАНИЯ
Культизм – (от исп. Cultos – «обработанный, возделанный»). Литературная школа испанского барокко. Рассчитан на восприятие избранными, тонко образованными людьми. Противопоставление: реальность – прекрасный мир искусства. Создавали особый «темный стиль». Учит человека мыслить. Главное – мир красоты. Мир красоты укроет от хаоса. Форма получает философское содержание. Таинственность, соединение интеллект. и чувств. сод-я. Гонгора.
Консептизм – «мысль, оснащенная парадоксом». Литературная школа испанского барокко. Главная задача – раскрытие глубинных и неожиданных связей между далеко отстоящими друг от друга понятиями и объектами. Использование многозначности слова, каламбура, разрушение устойчивых и привычных словосочетаний. Претензия на раскрытие многосложности человеческой мысли. «Трудный стиль», максимум мыслей при минимуме слов.
АНГЛИЯ
Поэты-метафизики
Термин – не самоназвание. Назвали классицисты, хотели этим сказать, что метафизики непоэтичные, заумные. Метафизика – спекулятивное умствование.
Метафизики расширили проблематику английской поэзии, закрепили в ней жанр философской лирики, опред. Психологическую тенденцию, вывели поэзию за пределы жанровой узости.
Джордж Герберт, Генри Воэн, Ричард Крэшоу, Абрахам Коули
Эндрю Марвел – синтез кавалеров и метафизиков
Поэты-кавалеры
представители каролинской школы в Англии. Роберт Герик, Т. Кэрри – это «светское барокко».
КЛАССИЦИЗМ
Основополагающие принципы эстетики классицизма.
Примат разума, вечный эталон красоты, принцип типизации, особенный герой (человек сильный), идея служения общему благу, подражание природе, пропорциональность, отражение не вещей, а логики.
Философская база классицизма
Рационализм
Сходства и отличия просветительского классицизма от классицизма XVII века.
Те же идеи, та же естетика, но в теории усиливаются тенденции к оценке собств. Эстетике, истину можно добыть лиш разумом. Высокая гражданская проблемность, акцент не на открытии нових разумных оснований, но границ раз ума.
Усиливается тоска по упорядоченности, что развивает идеи правдивого искусства
Опирается на категорию вкуса, терпимость к разнообр. жанров
Интерес к индивидуальному
Жанры: высокая епопея, трагедия, ода
Появилась публицистичность
Примеры произведений просветительского классицизма.
Д.Дидро «Племянник Рамо», Лессинг, драматургия Вольтера, Гёте, Шиллер (Веймарский классицизм)