Примеры решения задач
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Электрический привод, В.В.Москаленко, М. «Академия», 2005г
2. Кацман М.М. Электрические машины. — М., 2006. — 475 с.
3. Кацман М.М. Сборник задач по электрическим машинам. — М., 2007. — 160 с.
4. Кацман М.М. Справочник по электрическим машинам. — М., 2005. — 479 с.
5. Кацман М. М. Расчет и конструирование электрических машин. — М., 1984. - 359 с.
6. Куликов А. А. Сборник задач по электрическим машинам / А. А. Куликов, М. И. Немировский. — М., 1961. — 199 с.
7. Сборник задач по электротехнике и основам электроники / под ред. В. С. Пантюшина. - М„ 1979. - 254 с.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема | Количество учебных часов | Время на самостоя- тельную работу учащихся | ||||
Всего | В том числе | |||||
Для днев-ной формы | Для заоч-ной формы | На устано-вочные занятия | На обзор-ные занятия | На лабо- раторные, практи- ческие занятия | ||
Введение. Классификация электрических машин. | ||||||
Раздел 1.Механика электропривода | 7 | 2 | 1 | 1 | 5 | |
Структура механической части электропривода. Одномассовая схема. | ||||||
Одномассовая схема. Многомассовые расчетные схемы | ||||||
Неустановившееся механическое движение электропривода. | ||||||
Раздел 2.Электропривод с двигателями постоянного тока независимого возбуждения. | 16 | 6 | 4 | 2 | 10 | |
Схема включения и статические характеристики ДПТНВ. | ||||||
Регулирование скорости, тока и момента ДПТНВ. | ||||||
Регулирование координат электропривода с ДПТНВ изменением напряжения. | ||||||
Снятие и исследование электромеханических характеристик электропривода с ДПТНВ. | ||||||
Электропривод с ДПТ последовательного возбуждения. | ||||||
Электропривод с ДПТ смешанного возбуждения. | ||||||
Раздел 3.Электропривод с двигателями переменного тока. | 22 | 6 | 4 | 2 | 16 | |
Схема включения, статические характеристики и режимы работы асинхронных двигателей. | ||||||
Регулирование координат АД с помощью резисторов. | ||||||
Регулирование координат АД изменением напряжения. | ||||||
Регулирование скорости АД изменением частоты постоянного напряжения. | ||||||
Регулирование скорости АД изменением числа пар полюсов. Торможение АД. | ||||||
Электропривод с однофазным линейным двигателем. | ||||||
Снятие и исследование электромеханических и механических характеристик электропривода с АД | ||||||
Электропривод с синхронными двигателями. | ||||||
Раздел 4Энергетика электропривода. | 8 | 1 | 1 | 7 | ||
Энергетические показатели работы электропривода. | ||||||
Расчет мощности и выбор двигателей. | ||||||
Выбор и проверка резисторов в силовых цепях двигателей. | ||||||
ВСЕГО |
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ | |||||
Последние цифры шифра | Номера задач | ||||
01; 51 | |||||
02; 52 | |||||
03; 53 | |||||
04; 54 | |||||
05; 55 | |||||
06; 56 | |||||
07; 57 | |||||
08; 58 | |||||
09; 59 | |||||
10; 60 | |||||
11; 61 | |||||
12; 62 | |||||
13; 63 | |||||
14; 64 | |||||
15; 65 | |||||
16; 66 | |||||
17; 67 | |||||
18; 68 | |||||
19; 69 | |||||
20; 70 | |||||
21; 71 | |||||
22; 72 | |||||
23; 73 | |||||
24; 74 | |||||
25; 75 | |||||
26; 76 | |||||
27; 77 | |||||
28; 78 | |||||
29; 79; | |||||
30; 80 | |||||
31; 81 | |||||
32; 82 | |||||
33; 83 | |||||
34; 84 | |||||
35; 85 | |||||
36; 85 | |||||
37; 87 | |||||
38; 88 | |||||
39; 89 | |||||
40; 90 | |||||
41; 91 | |||||
42; 92 | |||||
43; 93 | |||||
44; 94 | |||||
45; 95 | |||||
46; 96 | |||||
47; 97 | |||||
48; 98 | |||||
49; 99 | |||||
50; 00 |
Задача 1
В таблице приведены технические данные трехфазных асинхронных двигателей с фазным ротором серии АК2. Требуется определить номинальное Мном и максимальное Мmax значения моментов, номинальное sH0M и критическое sКР скольжения, а также сопротивление резистора, который следует включить в цепь фазной обмотки ротора, чтобы начальный пусковой момент двигателя был равен максимальному; построить механическую характеристику для этого режима и по ней определить скольжение, соответствующее номинальному моменту Мном. Напряжение сети 380 В, частота 50 Гц; обмотка статора соединена «звездой». Кратность пускового тока при прямом (безреостатном) включении двигателя в сеть λном = 7; коэффициент мощности в режиме короткого замыкания принять равным
cos φK = 0,5 cos φном.
Вариант | Тип двигателя | Рном, кВт | nном, об/мин | ηном, % | cos φном | Мmax / Мном | R1.20, Ом |
АК2-81-4 | 90,0 | 0,84 | 2,0 | 0,0725 | |||
АК2-82-4 | 90,5 | 0,84 | 2,0 | 0,0390 | |||
АК2-91-4 | 90,5 | 0,85 | 2,0 | 0,0326 | |||
АК2-92-4 | 90,5 | 0,85 | 2,0 | 0,0210 | |||
АК2-81-6 | 89,0 | 0,84 | 1,8 | 0,0920 | |||
АК2-82-6 | 89,0 | 0,85 | 1,8 | 0,0605 | |||
АК2-91-6 | 89,0 | 0,86 | 1,8 | 0,0590 | |||
АК2-92-6 | 90,5 | 0,86 | 1,8 | 0,0350 | |||
АК2-81-8 | 87,5 | 0,79 | 1,7 | 0,1570 | |||
АК2-82-8 | 87,5 | 0,79 | 1,7 | 0,0935 |
Задача 2
Для асинхронного двигателя с фазным ротором, данные которого приведены в таблице, номинальная мощность Рном, номинальное скольжение sном, перегрузочная способность λм число полюсов 2р. Требуется рассчитать сопротивления резисторов трехступенчатого пускового реостата ПР.
Параметр | Варианты | |||||||||
Рном, кВт | 5,5 | 7,5 | 5,5 | 7,5 | ||||||
2р | ||||||||||
sном % | 3,3 | 5,3 | 5,3 | |||||||
r2, Ом | 0,37 | 0,014 | 0,053 | 0,150 | 0,095 | 0,130 | 0,053 | 0,150 | 0,095 | 0,130 |
λм | 3,0 | 2,0 | 2,0 | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 2,0 | 1,7 | 1,7 | 1,7 |
Задача 3
В трехфазную сеть напряжением Uc включен потребитель Z мощностью sпотр при коэффициенте мощности соs φ. Определить мощность QCK синхронного компенсатора СК, который следует подключить параллельно потребителю, чтобы коэффициент мощности в сети повысился до значения соs φ’1 = 0,95. На сколько при этом уменьшатся потери энергии в сети, если величина этих потерь пропорциональна квадрату тока в этой сети. Определить также, насколько придется увеличить мощность синхронного компенсатора, чтобы повысить коэффициент мощности сети до соs φ’1 = 1. Значения заданных параметров приведены в таблице.
Параметр | Варианты | |||||||||
Uc, кВ | 6,0 | 10,0 | 20,0 | 35,0 | 6,0 | 10,0 | 20,0 | 35,0 | 6,0 | 10,0 |
S, кB*A | 1,6 | 4,5 | 1,8 | 2,4 | 0,8 | 1,7 | 1,5 | 3,5 | 2,0 | 3,5 |
соs φ | 0,70 | 0,72 | 0,70 | 0,75 | 0,70 | 0,72 | 0,75 | 0,74 | 0,78 | 0,72 |
Задача 4
В таблице приведены данные каталога на двигатели постоянного тока независимого возбуждения серии 2П: номинальная мощность Рном, номинальное напряжение, подводимое к цепи якоря, Uном, номинальная частота вращения nном, КПД двигателя ηном, сопротивление цепи якоря, приведенное к рабочей температуре, Σr. Требуется определить сопротивление добавочного резистора гд, который следует включить в цепь якоря, чтобы при номинальной нагрузке двигателя частота вращения якоря составила 0.5 nном; построить естественную и искусственную механические характеристики двигателя.
Вариант | Тип двигателя | Рном, кВт | Uном, В | nном, об/мин | ηном, % | Σr, Ом |
2ПО200L | 7,1 | 83,5 | 0,48 | |||
2ПО200М | 0,28 | |||||
2ПФ200М | 0,22 | |||||
2ПФ200L | 85,5 | 0,18 | ||||
2ПН225М | 86,5 | 0,07 | ||||
2ПФ225М | 74,5 | 0,58 | ||||
2ПО180М | 0,31 | |||||
2ПФ200М | 0,22 | |||||
2ПФ200L | 85,5 | 0,18 | ||||
2ПН225М | 86,5 | 0,07 |
Задача 5
Крановый двигатель постоянного тока последовательного возбуждения серии Д, работающий от сети напряжением 220 В, имеет номинальные данные, приведенные в таблице (мощность Рном; ток 1ном; частота вращения nном). Требуется рассчитать и построить естественную (rдо6 = 0) и искусственную (rдоб = 2Σr) механические характеристики двигателя.
Параметр | Значения параметра для варианта | |||||||||
Двигатель | Д12 | Д21 | Д22 | Д31 | Д32 | Д12 | Д21 | Д22 | Д31 | Д32 |
Рном, кВт | 2,5 | 4,5 | 6,0 | 8,0 | 12,0 | 2,5 | 4,5 | 6,0 | 8,0 | 12,0 |
Iном, А | ||||||||||
nном, об/мин |
Примеры решения задач.
Задача 1
Даны технические данные трехфазных асинхронных двигателей с фазным ротором серии АК2: Рном = 30 кВт, nном =720 об/мин, ηном = 87,5%, cos φном = 0,79, Мmax / Мном = 1,7, R1.20 = 0,0935. Требуется определить номинальное Мном и максимальное Мmax значения моментов, номинальное sH0M и критическое sКР скольжения, а также сопротивление резистора, который следует включить в цепь фазной обмотки ротора, чтобы начальный пусковой момент двигателя был равен максимальному; построить механическую характеристику для этого режима и по ней определить скольжение, соответствующее номинальному моменту Мном. Напряжение сети 380 В, частота 50 Гц; обмотка статора соединена «звездой». Кратность пускового тока при прямом (безреостатном) включении двигателя в сеть λном = 7; коэффициент мощности в режиме короткого замыкания принять равным
cos φK = 0,5 cos φном.
Решение
1. Потребляемая двигателем мощность в номинальном режиме
Р1ном = Рном / ηном = 30 / 0,875 = 34,3 кВт.
2. Ток, потребляемый двигателем в номинальном режиме,
3. Скольжение в номинальном режиме
sHOM = (750 - 720)/750 = 0,04.
4. Активное сопротивление фазы статора при рабочей температуре 75 °С
5. Пусковой ток при прямом (безреостатном) включении
6. Сопротивление короткого замыкания
ZK = U1 / Iп = 220 / 462 = 0,48 Ом.
7. Коэффициент мощности короткого замыкания
соs φK = 0,5 соs φ1ном = 0,5 * 0,79 = 0,395; sin φK = 0,918.
8. Индуктивная составляющая сопротивления короткого замыкания
хк = ZK sin φK = 0,48 • 0,918 = 0,44 Ом.
9. Активная составляющая сопротивления короткого замыкания
rK = ZK соs φK = 0,48 • 0,395 = 0,19 Ом.
10. Активное сопротивление фазы ротора, приведенное к фазе статора,
r'2 = rк – r1 = 0,19 - 0,114 = 0,076 Ом.
11. Активное сопротивление фазы ротора при скольжении sном = 0,04
r'2 / sном = 0,076/0,04 = 1,9 Ом.
12. Номинальное значение электромагнитного момента
13. Максимальное значение момента
14. Критическое скольжение
sкр = ± r'2 / хк = 0,076 / 0,44 = 0,17.
15. Сопротивление резистора гдо6, при включении которого в цепь ротора пусковой момент становится максимальным, должно быть таким, чтобы общее активное сопротивление фазы ротора было равно сопротивлению Хц. Следовательно,
16. Для построения искусственной механической характеристики М = f(s), соответствующей приведенному значению сопротивления цепи ротора rдо6 + r'2 =
= 0,44 Ом, рассчитаем значения моментов при скольжениях s = 0,5 и s = 0,75.
Результаты расчета электромагнитного момента для ряда значений скольжения представлены ниже:
s.............................................. 0 0,5 0,75 1,0
М, Н • м................................. 0 1381 1500 1640
Из построений на рис. 3.10 следует, что при номинальном моменте Мном = 720 Н*м скольжение составляет s = 0,32, что соответствует частоте вращения nном = 750 (1 - 0,32) = 510 об/мин.
Задача 2
Для асинхронного двигателя с фазным ротором, данные которого приведены в таблице, номинальная мощность Рном= 15 кВт, номинальное скольжение sном = 5%, перегрузочная способность λм= 3,0, число полюсов 2р = 8. Требуется рассчитать сопротивления резисторов трехступенчатого пускового реостата ПР.
Решение
1. Номинальная частота вращения
2. Номинальный момент двигателя
3. Принимаем значение момента переключений, равным номинальному
4.Отношение начального пускового момента к моменту переключений принимаем
5. Начальный пусковой момент
,
т. е. ;
это позволяет применить аналитический метод расчета сопротивлений пускового реостата.
6. Сопротивление резистора третьей ступени ПР
7. Сопротивление резистора второй ступени ПР
8. Сопротивление резистора первой ступени
9. Сопротивление ПР на первой ступени
10. Сопротивление ПР на второй ступени
11. Сопротивление ПР на третьей ступени
Задача 3
В трехфазную сеть напряжением Uc= 6,0 кВ включен потребитель Z мощностью S = 1.6 кВ*А при коэффициенте мощности соs φ = 0,70. Определить мощность QCK синхронного компенсатора СК, который следует подключить параллельно потребителю, чтобы коэффициент мощности в сети повысился до значения соs φ’1 = 0,95. На сколько при этом уменьшатся потери энергии в сети, если величина этих потерь пропорциональна квадрату тока в этой сети. Определить также, насколько придется увеличить мощность синхронного компенсатора, чтобы повысить коэффициент мощности сети до соs φ’1 = 1. Значения заданных параметров приведены в таблице.
Решение
1. Ток нагрузки в сети
2. Активная составляющая этого тока
3. Реактивная мощность сети до подключения синхронного компенсатора
4. Реактивная мощность сети после подключения синхронного компенсатора
5. Для повышения коэффициента мощности до соs φ’1 = 0,95 требуется включение параллельно нагрузке Z синхронного компенсатора реактивной мощностью
6. При включении синхронного компенсатора активная составляющая тока в сети не изменится (Iса = 108 А), а реактивная составляющая тока в сети станет равной
7. Ток в сети после подключения синхронного компенсатора
8. Потери в сети после подключения синхронного компенсатора составят
от их значения до подключения синхронного компенсатора ΔР, т.е. потери в сети уменьшатся на 41 %.
9. При увеличении коэффициента мощности сети до соs φ’1 = 1 требуемая для этого реактивная мощность синхронного компенсатора была бы равна всей реактивной мощности сети до подключения синхронного компенсатора, т.е. QCK = Q = 1120 квар. Следовательно, потребовался бы синхронный компенсатор мощностью в (1120 / 621) = 1,8 раза больше мощности СК, примененного в схеме повышения коэффициента мощности до соs φ’1 = 0,95. Это привело бы к росту капитальных затрат на создание рассматриваемой электрической установки и сделало бы нерентабельным применение синхронного компенсатора для повышения коэффициента мощности сети до единицы.
Задача 4.
Приведены данные каталога на двигатели постоянного тока независимого возбуждения серии 2П: номинальная мощность Рном = 7,1 кВт, номинальное напряжение, подводимое к цепи якоря, Uном = 220 В, номинальная частота вращения nном = 750 об/мин, КПД двигателя ηном = 83,5%, сопротивление цепи якоря, приведенное к рабочей температуре, Σr = 0,48. Требуется определить сопротивление добавочного резистора гд, который следует включить в цепь якоря, чтобы при номинальной нагрузке двигателя частота вращения якоря составила 0.5 nном; построить естественную и искусственную механические характеристики двигателя.
Решение
1. Ток в цепи якоря в режиме номинальной нагрузки при nном = 750 об/мин
2. ЭДС в режиме номинальной нагрузки (падением напряжения в щеточном контакте пренебрегаем)
3. Частота вращения идеального холостого хода (пограничная частота вращения)
4. Номинальный момент на валу двигателя
По полученным данным строим естественную механическую характеристику (график 1).
5. Частота вращения при включении резистора rд
По вычисленным данным строим искусственную механическую характеристику двигателя (график 2).
6. Сопротивление резистора rд
Механические характеристики
Задача 5
Крановый двигатель постоянного тока последовательного возбуждения серии Д, работающий от сети напряжением 220 В, имеет номинальные данные: мощность Рном = 2,5 кВт; ток Iном = 16 А; частота вращения nном = 1100 об/мин. Требуется рассчитать и построить естественную (rдо6 = 0) и искусственную (rдоб = 2Σr) механические характеристики двигателя.
Решение
Для получения данных, необходимых для построения механических характеристик двигателя последовательного возбуждения, воспользуемся универсальными естественными характеристиками двигателей постоянного тока последовательного возбуждения.
С этой целью задаемся рядом относительных значений тока (не менее пяти значений) и по универсальным характеристикам определяем соответствующие относительные значения момента М* и частоты вращения ги. Затем, используя номинальные значения этих величин, определяют именованные значения указанных величин по формулам:
;
1. Номинальный КПД двигателя
2. Номинальное сопротивление двигателя
3. Сопротивление цепи якоря
4. Сопротивление внешнего резистора в цепи якоря
5. Номинальный момент двигателя
Мном = 9,55 * 103 Рном / nном = 9,55 • 103 * 2,5 / 1100 = 21,7 Н*м.
Результаты расчета заносят в таблицу.
Параметр | Значение параметра | ||||
I* | 0,4 | 0,6 | 1,6 | 2,0 | |
М* | 0,23 | 0,55 | 1,0 | 1,9 | 2,58 |
ne* | 1,83 | 1,32 | 1,0 | 0,73 | 0,62 |
I, А | 6,4 | 9,6 | 25,6 | ||
М,Н*м | 11,9 | 21,7 | 41,2 | ||
ne, об/мин | |||||
Eae,B | |||||
Ea.и,B | -10 | -68 | |||
Ea.и / Eae | 0,80 | 0,70 | 0,44 | -0,06 | -0,55 |
nи, об/мин | -48 | -68 |
6. Используя данные таблицы, определяют параметры искусственной характеристики двигателя, для чего рассчитывают следующие величины:
ЭДС якоря в режиме естественной характеристики
ЭДС якоря в режиме искусственной характеристики
частоту вращения в режиме искусственной характеристики
Выполнив вычисления по приведенным формулам для всех значений тока I*, результаты заносят в таблицу и строят механические характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.