Становление культурологии как науки

УДК-008

К 90

Горелова И.Н., Лысенко Н.Н., Мухлынкина Ю.В.

Рябова З.А., Культурология. Курс лекций. Часть 1.

– М.: МИИТ. 2010. - 112 с.

Курс лекций по культурологии представляет собой теоретическое изложение актуальных проблем культурологической мысли и написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта. Особое внимание в курсе лекций уделяется дискуссионным проблемам курса: структуре и составу культурологического знания; историко-философским представлениям о культуре в европейской традиции конца XIX – XX в.в.; рассмотрению сущности и функций культуры; типологии культуры, проблеме человека и др.

В курсе лекций раскрывается роль научно-методологических принципов познания проблем культуры, их значимость для объективного рассмотрения философско-культурологических проблем, их благотворное влияние на формирование научного мировоззрения будущих специалистов.

Рецензенты: к.ф.н., доцнт Андрияш Г.С. (МИИТ).

д.ф.н., профессор Некрасов С.И. (МГТУ гражданской авиации)

© Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. Культурология в системе гуманитарного знания

1. Становление культурологии как науки…………………..………….….4

2. Предмет и задачи культурологии…………………………..…………..10

3. Структура культурологии………………………………….…………....12

Лекция 2. Сущность и функции культуры.

1. Эволюция термина «культура» как выражение сложности

самого феномена.……………………………………………….……….15

2. Многомерность культуры и многообразие подходов к

определению ее сущности…………………………………………..…..18

3. Культура как специфический способ жизни человека и ее

основные функции…………………………………….………………...20

4. Культура и природа……………………………………………….…….25

Лекция 3.Развитие представлений о культуре

В европейской научной мысли.

Основные концепции культуры конца ХIХ – ХХ вв…28

1. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора………………32

2. Концепция культурно-исторических типов

Н.Я.Данилевского……………………………………………………..36

3. Концепция «замкнутых культур» О. Шпенглера……………............41

4. Концепция «географического детерминизма» или теория

«Вызова- Ответа» А. Тойнби……………………………..…………..46

5. Религиозная концепция культуры или теория

«Осевого времени» К. Ясперса…………………………..………...…50

6. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги и

Х. Ортега-и-Гассета………………….………………………………..53

7. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда………..……..59

8. Аналитическая концепция культуры К.-Г. Юнга………….………..63

9. Социальная концепция культуры Э. Фромма……………….……...68

10. Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва……………………….…………...71

Лекция 4. Типология культуры.

1. Понятия "тип", "типология"…………………………..………….......77

2. Историческая типология культуры…………………………….…….79

3. Локально-типологическое рассмотрение культуры……...................83

4. Современные подходы к типологии культуры…………...................86

Лекция 5. Человек и культура.

1. Человек как субъект и объект культуры……………………………..91

2. Основные этапы инкультурации и становление

индивидуальной культуры человека…………………..…………...99

3. Понятие культурно-исторического типа человека и

личностные образцы разных эпох в истории

европейской культуры……………………………………..……….100

Лекция 1.

Культурология в системе гуманитарного знания

План лекции:

1) Становление культурологии как науки.

2) Предмет и задачи культурологии.

3) Структура культурологии.

Становление культурологии как науки

Культурология– (от латинского «cultura» - «обработка, возделывание, уход» и греческого «logia» - «наука») – наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание разным формам культуры.

Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют не такую уж долгую историю. Впервые такая попытка была предпринята в XVII в. английским философомТ. Гоббсоми немецким просветителем и правоведом С. Пуффендорфом.Они высказали идею, что человек может прибывать в двух состояниях: естественном или природном (status naturalis) и культурном (status culturalis). Природное состояние – низшая ступень развития человека, т.к. оно творчески пассивно. Культурное состояние творчески продуктивно, и именно поэтому оно является более высокой ступенью развития человека. Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме существования человека. С этого времени мы можем говорить о начале постепенного изучения культуры, о культуре как предмете научного познания.

Существенные успехи в изучении культуры были достигнуты к началу XIX века в трудах немецкого философа и просветителя И.Г.Гердера. Он разработал понимание культуры в историческом аспекте. Развитие культуры – это содержание, направление и смысл исторического процесса. Культура – это раскрытие сущности человека в историческом движении. В соответствии с этими идеями сложились представления о высших и низших стадиях культуры, о культурных эпохах и народах. Утвердилось представление о том, что ядром культуры является духовная жизнь человека.

Однако все эти воззрения явно или неявно основывались на убеждении, что культура существует в одной единственной форме – европейской. Весь мир вне Европы находиться во внекультурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила название европоцентризма. По мнению её сторонников, перспектива войти в культуру открывается перед народами других континентов только с момента их открытия европейцами и приобщения к ценностям и достижениям европейской культуры. Эта позиция стала оправданием колониальной экспансии европейских стран и способствовала поддержанию их колониального господства.

Развитие науки и просвещения постепенно дискредитировали идею европоцентризма. К началу XX века утвердилось понимание человечества, как совокупности народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные культуры, которые невозможно ранжировать по принципам «высшие -низшие», «развитые - неразвитые» и т.д. Мир поликультурен. Таким образом, наряду с историческим подходом, открывшим многообразие исторических этапов, форм и типов культуры, сложилось представление о единовременном сосуществовании многих культур. Сравнение и сопоставление культур, изучение их внутреннего строения, особенностей, функций и своеобразия стали мощным импульсом, стимулировавшим развитие гуманитарного знания, в том числе и культурологии.

Культурология начала оформляться в самостоятельную гуманитарную дисциплину в XX веке. Предложил создать особую «науку о культуре» Э.Б.Тайлор[1]. Название «культурология» ей первым дал немецкий химик, лауреат Нобелевской премии Вильгельм Освальд.В своей работе «Система наук» (1915) он предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией», подчеркнув, что это наука о специфически человеческих способах деятельности. Однако, широко использоваться термин стал благодаря Л.А.Уайту[2]. Именно он в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил её общетеоретические основы. Уайт считал, что предметом новой науки должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология и предсказывал культурологии большое будущее, считая её новой качественно более высокой ступенью в постижении человека и мира.

Становление культурологии приходится на весьма сложный и противоречивый период времени. В результате развития науки и техники происходит изменение баланса между естественной и искусственной средой, изменяются представления о возможностях человека. Но, несмотря на успехи в развитии науки и техники, намечается кризис культуры. Кризис культуры –кардинальное качественное изменение основных ценностных ориентаций, организующих жизнь больших масс людей. Ценностные ориентации –основные духовные ориентиры, определяющие, что есть добро и зло, что хорошо, а что плохо, что прекрасно, а что безобразно в жизни человека. Ценностные ориентации – залог стабильности общества, они делают возможной преемственность поколений, накопление и передачу опыта и т.п. Но бывают эпохи, когда происходит разрушение долго существовавших ценностей. Это и есть эпохи кризиса культуры.

Причины кризиса культуры.Главная причина кризисов культуры – качественное изменение условий жизни людей. В 20 веке происходит целый ряд социальных потрясений (две мировые войны, революции, гражданские войны, НТР, урбанизация – рост городов и т.д.).

Итак, можно выделить следующие предпосылки формирования культурологии:

1)гносеологическая[3] предпосылка связана с развитием научного знания, интенсивным ростом гуманитарных наук во второй половине XIX века. В результате новых данных происходит изменение представление о культуре. Появляется потребность в обобщении накопленной информации о различных сферах культуры и в формировании новых теоретических представлений. Нуждалась в пересмотре основная теоретическая установка предшествующего периода – европоцентризм.[4]

2) Социальная предпосылкасвязана с состоянием общества, его культурной жизнью, с кризисом культуры. Возникший в этот период кризис культуры, требовал объяснения и нахождения способов его преодоления. Культурология была призвана решить эти задачи. Несмотря на то, что культурология постепенно заняла свое место среди других социальных и гуманитарных наук, споры об её научном статусе продолжаются до сих пор. В нашей стране термин "культурология" утвердился лишь в нач. 90-х годов 20 века, тогда же культурология стала учебной дисциплиной в вузах. Но традиция изучения проблем культуры в России имеет глубокие корни.

Особенности развития культурологической мысли в России:

1)Зародилась в недрах философии и художественной литературы.

2)Понимание культуры связано с религиозным видением мира.

3)Патриотический характер, переплетение с политикой.

4)Сильное влияние резких социальных сдвигов и революционных потрясений.

5) Ключевые вопросы: в чем неповторимость русской духовной истории и куда мы идем?

Наши рекомендации