Тональности первой степени родства

Непосредственная связь тональностей основывается прежде всего на функциональных взаимоотношениях их то­ник; чем проще это соотношение, тем ближе, родственнее и соот­ношение самих тональностей. Соотношение же тональностей про­ще— в целом — тогда, когда они имеют наибольшее количество общих звуков и аккордов.

На этом основании более близки те тональности, тоники кото­рых непосредственно входят в диатонический мажор и минор данной исходной тональности.

Такое диатоническое родство тональностей образует первую степень родства тональностей.

> ^

общий аккорд приобретает иное функциональное значение в по­следующей тональности; он является тем самым как бы посредни­ком между двумя тональностями и называется поэтому также посредствующим.

В функциональном переключении общего аккорда из одной тональности в другую проявляется свойство, известное под назва­нием переменности функций (функциональной переменности).

6. Число посредствующих аккордов

Число общих аккордов между тональностями первой степени родства не во всех случаях одинаково и выявляется сравнением их ключевого обозначения в записи.

Тональности параллельные, то есть с одинаковым ключевым обозначением (До—ля), в натуральном своем виде име­ют общий звуковой состав: поэтому общими являются все семь трезвучий (септаккордов):

Тональности, отличающиеся в записи одним ключевым знаком, имеют четыре общих трезвучия (и три септаккорда). Общими яв­ляются тоники обеих тональностей и их параллели:

При разнице в четыре знака по ключевому обозначению (для мажора — тональность его минорной субдоминанты, для минора — тональность его мажорной доминанты) тональности имеют лишь два общих трезвучия — тоники обеих тональностей:

Посредствующие аккорды применяются в модуляции в разных видах — в виде трезвучия, секстаккорда, изредка квартсекстаккор- да (проходящего) и септаккорда. При этом, однако, септаккорды, будучи связаны разрешением, в роли посредствующих аккордов имеют меньшее значение, чем трезвучия, допускающие более сво­бодное их применение, истолкование и переключение.

7. Модулирующий аккорд

Модулирующим аккордом называется то созвучие, ко­торое следует за общим (посредствующим) аккордом и ко­торое с достаточной определенностью выявляет новую тональ­ность.

С того момента, как общий аккорд переименован применитель­но к последующей тональности, вступает в силу обычный распоря­док последования функций. Так, например, после общего аккорда, равного тонике второй тональности, возможны 8, ОЭ, О и т. п. Но при этом предпочитаются гармонии, более определенные по то­нальной принадлежности и функциональной яркости. Поэтому в качестве модулирующих аккордов более желательны неустой­чивые созвучия различных функций (Б, БПу, 00, 07, К64) и осо­бенно— диссонирующие созвучия с их более ярким стремле­нием к разрешению. В частности, при модуляции в тональности ма­жора большое значение имеет субдоминанта гармонического вида лада в качестве модулирующего аккорда.

8. Каденция в модуляции

Заключительная (чаще всего совершенная) каденция сплошь и рядом уже начинается с модулирующего аккорда, если он по своему типу ДЛЯ ЭТОГО ПОДХОДИТ (К64, D7, SII7, SII65, DVII7, DD).

Если же модулирующий аккорд не характерен для заключитель­ной каденции (обращения D7, DVII7 с обращениями, SII2), то от такого аккорда движение идет к новой тонике на основе обычного распорядка функций, а после того как она достигнута, вводится обычная заключительная каденция.

Когда тоника последующей тональности вводится ранее полного окончания модуляции (если, например, она — общий аккорд, если модулирующий аккорд не привел к заключительной каденции), то ее лучше брать в виде секстаккорда или в мелодическом положе­нии терции или квинты; тогда в заключительной совершенной ка­денции она прозвучит свежее и завершеннее.

Наиболее убедительное и ясное закрепление новой тональности достигается, конечно, применением полной автентической совер­шенной каденции:

Основное трезвучие II ступени применяется, как правило, толь­ко в мажоре, после S, Т6 и изредка после Т.

Трезвучия S и Sil находятся в терцовом соотношении и имеют два общих звука.

При гармоническом соединении S—SII оба общих звука оста­ются на месте:

Возможно и мелодическое соединение: бас ведется на терцию вниз, а три верхних голоса — в противоположном направлении, то есть вверх, — один на терцию и два на кварту

Особый вид мелодического соединения образуется при терцо­вых скачках — от терции субдоминанты в терцию . трезвучия| II ступени:

Соединение трезвучия II ступени с аккордами

Группы доминанты

I После Sil обычно следует доминантовая гармония. Соединение Sil с основным трезвучием D — чаще всего мелодическое. С до- мииантсептаккордом и его обращениями трезвучие Sil соединяет­ся предпочтительно гармонически (приготовленная септима D7).

Хотя перед кадансовым квартсекстаккордом обычно применя­ется секстаккорд II ступени, однако в мажоре возможно и основ­ное трезвучие (см. пример 252).

9. Проходящая тоника в окружении аккордов Sil и S116

Между секстаккордом н трезвучием Sil (и в обратном направ­лении) иногда применяется проходящая тоника — в виде секстак­корда с удвоенной терцией: три верхних голоса идут про­тивоположно басу, причем в широком расположении могут обра­зоваться параллельные квинты, которые избегаются заменой ши­рокого расположения на тесное:

Между секстаккордами S и Sil можно поместить проходящий тонический квартсекстаккорд:

ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР

1. Трезвучия гармонического мажора

В гармоническом мажоре, вследствие понижения VI сту­пени гаммы, аккорды IV и II ступеней имеют такое же строе­ние, как в одноименном миноре: трезвучие э — минорное, трезвучие з11 — уменьшенное, употребительное только в виде секстаккорда (как и в миноре)

Увеличенное трезвучие VI ступени мало употребительно, и ПС тому сведения о нем здесь не даются (хотя при анализе оно може| встретиться, например, в романсе «Титулярный советник» А. Дарл гомыжского, в «Гопаке» из оперы «Сорочинская ярмарка» М. МуЧ соргского ит. д.).

Условия применения этих аккордов в/функциональных оборот те же, что и для натурального мажора.

Аккорды s и sII можно вводить прямо с VI пониженной сту­пенью:

или же после аккордов группы Э натурального мажора, |В одном из голосов образуется ход на хроматический полутон вниз от VI • к VI пониженной ступени:

Передача хроматического полутона (в той же, н особенно в другой октаве) из одного голоса в другой образует фальшь, называемую переченьем, которое в учебной практике запрещается:

Наши рекомендации