Тональности первой степени родства
Непосредственная связь тональностей основывается прежде всего на функциональных взаимоотношениях их тоник; чем проще это соотношение, тем ближе, родственнее и соотношение самих тональностей. Соотношение же тональностей проще— в целом — тогда, когда они имеют наибольшее количество общих звуков и аккордов.
На этом основании более близки те тональности, тоники которых непосредственно входят в диатонический мажор и минор данной исходной тональности.
Такое диатоническое родство тональностей образует первую степень родства тональностей.
> ^
общий аккорд приобретает иное функциональное значение в последующей тональности; он является тем самым как бы посредником между двумя тональностями и называется поэтому также посредствующим.
В функциональном переключении общего аккорда из одной тональности в другую проявляется свойство, известное под названием переменности функций (функциональной переменности).
6. Число посредствующих аккордов
Число общих аккордов между тональностями первой степени родства не во всех случаях одинаково и выявляется сравнением их ключевого обозначения в записи.
Тональности параллельные, то есть с одинаковым ключевым обозначением (До—ля), в натуральном своем виде имеют общий звуковой состав: поэтому общими являются все семь трезвучий (септаккордов):
Тональности, отличающиеся в записи одним ключевым знаком, имеют четыре общих трезвучия (и три септаккорда). Общими являются тоники обеих тональностей и их параллели:
При разнице в четыре знака по ключевому обозначению (для мажора — тональность его минорной субдоминанты, для минора — тональность его мажорной доминанты) тональности имеют лишь два общих трезвучия — тоники обеих тональностей:
Посредствующие аккорды применяются в модуляции в разных видах — в виде трезвучия, секстаккорда, изредка квартсекстаккор- да (проходящего) и септаккорда. При этом, однако, септаккорды, будучи связаны разрешением, в роли посредствующих аккордов имеют меньшее значение, чем трезвучия, допускающие более свободное их применение, истолкование и переключение.
7. Модулирующий аккорд
Модулирующим аккордом называется то созвучие, которое следует за общим (посредствующим) аккордом и которое с достаточной определенностью выявляет новую тональность.
С того момента, как общий аккорд переименован применительно к последующей тональности, вступает в силу обычный распорядок последования функций. Так, например, после общего аккорда, равного тонике второй тональности, возможны 8, ОЭ, О и т. п. Но при этом предпочитаются гармонии, более определенные по тональной принадлежности и функциональной яркости. Поэтому в качестве модулирующих аккордов более желательны неустойчивые созвучия различных функций (Б, БПу, 00, 07, К64) и особенно— диссонирующие созвучия с их более ярким стремлением к разрешению. В частности, при модуляции в тональности мажора большое значение имеет субдоминанта гармонического вида лада в качестве модулирующего аккорда.
8. Каденция в модуляции
Заключительная (чаще всего совершенная) каденция сплошь и рядом уже начинается с модулирующего аккорда, если он по своему типу ДЛЯ ЭТОГО ПОДХОДИТ (К64, D7, SII7, SII65, DVII7, DD).
Если же модулирующий аккорд не характерен для заключительной каденции (обращения D7, DVII7 с обращениями, SII2), то от такого аккорда движение идет к новой тонике на основе обычного распорядка функций, а после того как она достигнута, вводится обычная заключительная каденция.
Когда тоника последующей тональности вводится ранее полного окончания модуляции (если, например, она — общий аккорд, если модулирующий аккорд не привел к заключительной каденции), то ее лучше брать в виде секстаккорда или в мелодическом положении терции или квинты; тогда в заключительной совершенной каденции она прозвучит свежее и завершеннее.
Наиболее убедительное и ясное закрепление новой тональности достигается, конечно, применением полной автентической совершенной каденции:
№
Основное трезвучие II ступени применяется, как правило, только в мажоре, после S, Т6 и изредка после Т.
Трезвучия S и Sil находятся в терцовом соотношении и имеют два общих звука.
При гармоническом соединении S—SII оба общих звука остаются на месте:
Возможно и мелодическое соединение: бас ведется на терцию вниз, а три верхних голоса — в противоположном направлении, то есть вверх, — один на терцию и два на кварту
Особый вид мелодического соединения образуется при терцовых скачках — от терции субдоминанты в терцию . трезвучия| II ступени:
Соединение трезвучия II ступени с аккордами
Группы доминанты
I После Sil обычно следует доминантовая гармония. Соединение Sil с основным трезвучием D — чаще всего мелодическое. С до- мииантсептаккордом и его обращениями трезвучие Sil соединяется предпочтительно гармонически (приготовленная септима D7).
Хотя перед кадансовым квартсекстаккордом обычно применяется секстаккорд II ступени, однако в мажоре возможно и основное трезвучие (см. пример 252).
9. Проходящая тоника в окружении аккордов Sil и S116
Между секстаккордом н трезвучием Sil (и в обратном направлении) иногда применяется проходящая тоника — в виде секстаккорда с удвоенной терцией: три верхних голоса идут противоположно басу, причем в широком расположении могут образоваться параллельные квинты, которые избегаются заменой широкого расположения на тесное:
Между секстаккордами S и Sil можно поместить проходящий тонический квартсекстаккорд:
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР
1. Трезвучия гармонического мажора
В гармоническом мажоре, вследствие понижения VI ступени гаммы, аккорды IV и II ступеней имеют такое же строение, как в одноименном миноре: трезвучие э — минорное, трезвучие з11 — уменьшенное, употребительное только в виде секстаккорда (как и в миноре)
Увеличенное трезвучие VI ступени мало употребительно, и ПС тому сведения о нем здесь не даются (хотя при анализе оно може| встретиться, например, в романсе «Титулярный советник» А. Дарл гомыжского, в «Гопаке» из оперы «Сорочинская ярмарка» М. МуЧ соргского ит. д.).
Условия применения этих аккордов в/функциональных оборот те же, что и для натурального мажора.
Аккорды s и sII можно вводить прямо с VI пониженной ступенью:
или же после аккордов группы Э натурального мажора, |В одном из голосов образуется ход на хроматический полутон вниз от VI • к VI пониженной ступени:
Передача хроматического полутона (в той же, н особенно в другой октаве) из одного голоса в другой образует фальшь, называемую переченьем, которое в учебной практике запрещается: