Культура Киевской Руси после крещения
Крещение в корне изменило всю жизнь молодого русского народа. Уже при жизни князя Владимира в Киеве и других русских городах были построены десятки соборов и церквей. Отныне каменное зодчество станет неотъемлемой частью русской архитектуры и культуры. Однако наиважнейшим следствием процесса крещения стало перемещение русского народа с периферии мировой истории в ее центр. Причем ощущение причастности к этому процессу было достаточно осознанное. Уже в XI веке появляется первый письменный памятник русской культуры – «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Иллариона. Главным содержанием этого произведения стала идея о духовной основе той силы, которая соединила разрозненные племена в единый народ. Общность территории и происхождения соединялась с общностью религиозной судьбы – замысла Бога о молодом народе, его месте и его роли в мировой истории. Видимо чувствуя такую причастность, в Киеве, а затем и в Новгороде возводится величественный Софийский собор (1037 г.), по примеру аналогичного шедевра в Константинополе. Новая религия пробуждает к жизни различные культурные ценности. И, прежде всего, культ образованности. Жажда грамотности и знаний охватывает различные слои русского народа, от князя и бояр до низших сословий. И если высшие сословия имели большую возможность для реализации задуманного, то у простого народа главным источником обретения знаний и просвещения стали монастыри.
Монастырь – целый феномен средневековой культуры, как Запада, так и Руси. Прежде всего, потому что в нем соединялись помимо религиозной составляющей, культурно-просветительская, хозяйственная и даже, в некоторых случаях, военная.
На Руси монастыри появляются в XI веке. Монастырь – буквально место, где живут монахи. Слово «монах» в переводе с греческого означает уединенный. Первыми русскими монахами, т.е. людьми, полностью посвятившими себя Богу, были святые преподобные Антоний и Феодосий. Они основали первый известный на Руси монастырь – Киево-Печерскую Лавру. Лаврами на Руси называли большие общежительные монастыри. В период монголо-татарского ига под Москвой святой преподобный Сергий Радонежский основал монастырь, получивший позже название Троице-Сергиева Лавра. Другое название монахов – иноки, т.е. иные, не такие как все. И действительно монахи были зримыми примерами христианской жизни с ее высокими строгими критериями – смирением, любовью, терпением. Жизнь монахов была настоящим вызовом миру, обличением его ценностей – вражды, эгоизма, низменных страстей, ненависти, подлости, лжи и предательства. Поэтому часто монастыри на Руси называли святыми местами, символом рая, попасть в который стремился или, хотя бы желал, каждый человек.
Монастырь был достаточно рационально продуманным и, вместе с тем, эстетически гармоничным сооружением. От внешнего мира его обычно отгораживали сначала деревянные, а затем и каменные стены.
Мощные монастырские стены неоднократно спасали от вражеских нападений жителей окрестных селений и даже городов. Самым важным зданием на территории монастыря был собор – большой храм. Между главными воротами и собором располагалась монастырская площадь, вокруг которой группировались все остальные здания – трапезная – столовая, кельи – монашеские комнаты, колокольня и храмы. В монастыре могло быть несколько храмов, а в Лаврах от семи до десяти, так как во время праздников сюда приходили жители со всей округи. На территории монастыря имелось множество хозяйственных построек – мастерских, амбаров, погребов, прачечных и пошивочных. Монашеские кельи размещались в вытянутых вдоль стен одноэтажных или двухэтажных зданиях. Самым высоким зданием монастыря была колокольня.
Поскольку земля монастыря считалась священной, то быть похороненным в ней считалось большой честью. Поэтому, кроме монахов здесь хоронили знатных мирян – князей, бояр, дружинников, купцов, либо высших церковных деятелей – митрополитов, епископов.
Монашеский подвиг состоял не только в том, что иноки вели уединенный образ жизни и исполняли обет полного послушания. Монахи должны были работать с раннего утра до 9 часов вечера. Они рубили лес, пасли скот, растили хлеб, строили, мастерили разные изделия, переписывали книги, писали иконы. Определенный чин монахов занимался определенной работой. Инок должен был уметь делать все, так как ему могли поручить любую работу. Исключение только составляли иноки, переписывающие иконы и книги, а также повара, которые готовили пищу. Заходить в кельи во время работы было нельзя.
Не только праведным трудом служили монахи Богу, но и ежедневными подвигами самоотречения. Они не щадили своего тела, много раз в день молились, очень мало спали и ели. В пост принимали пищу один раз в день. Иногда в течение многих лет монах хранил безмолвие, как, например Сергий Радонежский, который благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву, примирял князей, вселял уверенность в людей в тяжелые годы монгольского ига.
Первоначально монахов в монастырях было мало. Так, в монастыре Сергия Радонежского их было всего 12 человек, хотя могло быть и 100, но не больше. В монастыре существовала строгая дисциплина. День начинался очень рано, до рассвета. Отвечал за подъем монахов специально назначенный инок – будильник. Он бил в колокол, или в специально подвешенное било, которое могло быть железным, или деревянным. В последнем случае будильник обходил все кельи. Вскоре снова звучал колокол, созывая монахов на утреннюю службу, которая продолжалась несколько часов. После богослужения шли в трапезную, на обед. Завтрака в монастырях не было. На обед обычно подавали варево (суп, похлебку) и сочиво (кашу). А вечером доедали оставшуюся от обеда кашу. Мясные блюда не готовились даже тогда, когда разрешалось есть все. Монахи предпочитали в это время яйца, творог, молоко, рыбу. В праздники подавали и третье блюдо – пироги, кутью, икру, мед, фрукты, ягоды. Такое монастырское праздничное угощение называли утешением. Любой трапезе предшествовала молитва. Ели молча, как и работали. Во время еды обычно одним из монахов читались Жития Святых. После обеда монахи шли к стенам храма и молились, а затем расходились на работу. Кроме молитв и работы, читали богословские книги. Многие книги Библии монахи знали наизусть. Спали монахи на лавках, иногда на грубой постели из тростниковой рогожи, укрывались двумя суконными одеялами.
Монастыри на Руси были весьма зажиточными хозяйственными единицами. Они имели обширные земельные наделы, занимались солеварением и ловлей рыбы, вели обширную торговлю. Доходы монастырей достигали до половины поступлений в государственную казну. Нередко князья, а впоследствии, цари пользовались казной монастырей, когда нуждались в деньгах. Но никто, даже князья и цари, не могли вмешиваться во внутренние дела монастырей. Недаром до сего дня сохранилась пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Монастыри являлись центрами средневековой культуры Руси. В них существовали книжные палаты, где заботливо и с любовью переписывались и украшались миниатюрами книги. В ризницах хранились иконы, ювелирные изделия, дорогая церковная утварь, предметы декоративно-прикладного искусства, созданные руками самих монахов. Не случайно во многих монастырях в наше время устроены музеи. Особенно значение монастырей как центров и хранителей культуры возросло в период монголо-татарского ига. В это сложное время монастыри взяли на себя роль возрождения и трансляции культурных ценностей, разрушенных, либо утерянных в период ига. В этот период творили знаменитые монахи-иконописцы – Феофан Грек и Андрей Рублев. Монастырские школы готовили будущих епископов и священников, деятелей государства, и просто поддерживали общий уровень образования на Руси. Новые монастыри часто основывались на целинных или брошенных землях и помогали расширению страны. В период голода или стихийных бедствий монастырские склады открывались для всех обездоленных и нуждающихся. В условиях сословно-иерархического средневекового общества, только через монастырские стены человек из низших сословий мог сделать церковную карьеру и стать епископом, к мнению которого всегда прислушивались князья и бояре. И наоборот, очень часто представители высших сословий принимали монашество и остаток своей жизни проводили не в получении удовольствий от своего высокого положения и богатств, а посвящали ее Богу.
Таким образом, монастыри были подлинными культурными генераторами русской цивилизации, внесли огромный вклад в распространение христианской культуры в Киевской Руси. Они были главными хранилищами культуры в неимоверно тяжелые для страны века ига. Стали кузницей кадров для молодого Московского государства, сбросившего двухвековое иго и задавшего особый, уникальный путь культурного развития.
Вопросы для cамоконтроля.
1. Укажите причины неудачи языческой реформы князя Владимира.
2. Охарактеризуйте мировоззренческие изменения в культуре Руси после принятия христианства.
3. В чём проявилась многофункциональность монастырского строительства на Руси.
Куленко С.В.