Культура Киевской Руси IX-XII вв.

Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень культуры.

Письменность

Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., уже в X в. проникает на Русь. Так, договор 911г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. В начале XI в. грамотность уже проникает в среду феодалов. Так, Ярослав Мудрый, по словам летописи, создал княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого языка на русский. Еще раньше Владимир, по сообщению летописца, у дружинников, собирал детей и учил грамотоности.

О широком распространении грамотности свидетельствуют вла­дельческие записи на кувшинчиках и других ремесленных изделиях XI—XII вв., колодки с именами заказчиков, надписи на стенах церквей, наконец, новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти и письма, начиная с XI в.

Книги представляли собой либо пергамен или специально выделанная кожа, на Руси — обычно телячья. Среди древ­нейших дошедших до нас русских рукописей — «Изборники» 1073 и 1076 гг., сделанные для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. В «Изборниках» собрано много разнообразных произведений — религиозных, философских, поучительных и т. д.

Литература

К XI в. относится и зарождение русской литературы. В первой половине XI в. возникает русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись, «Повесть временных лет» была создана около 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Основная идея «Повести временных лет» - это единство русской земли. Летописец безоговорочно осуждает кня­жеские усобицы и кровавые распри. Разумеется, мировоззрение его — феодальное. Князь для него — носитель высшей идеи законности, дружинники — его боевые друзья.

Нестор был одним из крупнейших древнерусских писателей. Ему принадлежит «Житие» основателя Киево-Печерского монас­тыря Феодосия, наполненное множеством реалистических бытовых деталей, «Чтение о житии и о погублении» князей Бориса и Глеба.

Подъем национального чувства ярко проявился в деятельности Илариона, первого киевского митрополита—русского, а не византийца по происхождению. В своем «Слове о законе и благо­дати» (ок. 1049), он восхваляет не только князя Владимира, крестившего Русскую землю, но и всю Русскую землю.

Новый жанр представляло собой «Хождение» игумена Даниила — описание его путешествия в «святую землю» Палестину, совершен­ного в 1106—1108 гг. «Игумен Данил Русския земля», как себя называет автор, подробно описывает природу Палестины, христианские реликвии.

Архитектура

Высокого уровня достигла в Киевской Руси и архитектура. Каменное строительство началось на Руси в конце X в. после принятия христианства. На Руси не было еще опыта возведения каменных построек, а потому первые сооружения из камня были возведены приезжими византийскими мастерами.

Уже в 989г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению богородицы. Десятинной она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, т. е. десятая часть доходов князя. Рядом с Десятинной церковью были воздвигнуты здания княжеского дворца, от которого до наших дней сохранились только фундаменты.

Византийскими же архитекторами при Ярославе Мудром, около 1037г. был построен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. Софийский собор - замеча­тельный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Великолепные мозаики прекрасно сохранились во внут­ренних помещениях собора. Мозаичным был и пол. Очень инте­ресны и фрески, часть которых, возможно, принадлежит уже русским мастерам или, во всяком случае, написана на русские сюжеты. Так, здесь изображены семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены (борьба ряженых, охота на медведя и т. д.).

Киев окружали деревянно-земляные укрепления, однако в де­ревянной стене были построены в 30-х гг. XI в. каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещенья, которая была укра­шена и мозаикой и фресками.

Самым замечательным из этих произведений искусства является Софийский собор в Новгороде (1045—1050). Этот храм значительно строже киевского. Вместо живописно раскинувшихся 13 глав киевского собора здесь всего пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Гораздо мощнее несколько мрачноватые стены, сложенные не из кирпича, а из местного известняка. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, опять-таки более суровые и спокойные.

Металлообработка

Большие успехи были достигнуты в металлообработке. Русские кузнецы из железа изготавливали всевозможные сельскохозяйственные орудия, свой собственный кузнечный инструментарий - молоты, клещи и т. д., гвозди. Приступили и к изготовлению собственного оружия. К середине XI в. относится и первый меч. Изготовлялись и русские сабли.

Гончарное искусство

Высокого развития достигло гончарное искусство. В X в. появ­ляется гончарный круг.

Ювелирные изделия

Велики были достижения древнерусских ювелиров. Русские златокузнецы изготовляли разнообразные украшения - серьги, подвески, кольца, ожерелья и т.д. Многие украшения выполнены в технике зерни, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества, порой тысяч, мельчайших шариков.

Жилье

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т. е. жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные постройки, с деревянными полами. Печи бывали то глинобитными, то каменными. Окна были маленькими.

Иными были жилища горожан. Даже на юге почти не встречались полуземлянки. Стояли, как правило, срубы, нередко двухэтажные, причем нижний этаж был часто хозяйственным, а верхний — жилым. На юге первый этаж иногда был углублен в землю. Здания состояли подчас из нескольких комнат.

Совсем иными были жилые помещения знати. На территориях обширных боярских усадеб площадью от 250 до 1000 и более квадратных метров стояли боярские дворы, избы для слуг, холопов, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собою целый комплекс срубных построек, соединенных сетью затейливых переходов, с галерейками, крыльцами и с почти обязательным теремом - деревянной башней. Были и каменные княжеские двор­цы.

Одежда

Основным видом одежды и мужчин, и женщин, и знати, и непривилегированных слоев общества была рубаха: длиннее у женщин, короче у мужчин, из дорогих тканей у знати, домотканая у простых людей, с вышивкой у женщин. Кроме рубахи, мужчины носили под рубахой узкие длинные штаны — «порты», а женщины поверх рубахи юбку. Верхней одеждой у простых людей была свита — длинное, плотно облегающее одеяние. Носили также разнообразные плащи. Плащи знати были из дорогих, часто восточных материй, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи - длинные, застегивающиеся на одном плече дорогими золотыми застежками, часто с драгоценными камнями. Простые шубы - «кожухи», достаточно защищавшие от холода, носили крестьяне и ремесленники. Знать носила дорогие кожухи, шитые золотом, из дорогих мехов.

Лапти - были крестьянской обувью, кожаная у них встречалась редко. Горожане чаще носили кожаную обувь: сапоги или туфли.

Наши рекомендации