Сюрреализм в искусстве. Влияние психоанализа и философии Бергсона. С. Дали, Р. Магритт, Х Миро

Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием иллюзий ипарадоксальных сочетаний форм.

Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма вживописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто,Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.

Общая характеристика

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магриттотносился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau) и Одилон Редон.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика,ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом (Wolfgang Paalen) фьюмаж.

Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — картины Луиса Бунюэля, Жана Кокто, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера, Мишеля Гондри.

История сюрреализма

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшемубалету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».

Сюрреализм в искусстве. Влияние психоанализа и философии Бергсона. С. Дали, Р. Магритт, Х Миро - student2.ru

Стихотворение из Calligrammes

Сюрреализм в искусстве. Влияние психоанализа и философии Бергсона. С. Дали, Р. Магритт, Х Миро - student2.ru

«Это не трубка» Магритта.Вероломство образов 1928-29 годы

Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке(включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.

Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданныйАндре Бретоном. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». К декабрю 1924 года началось издание журнала «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Многие из популярных художников в Париже в 20-е и 30-е годы были сюрреалистами, в том числе Рене Магритт, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Оппенгейм, Ман Рэй, Туайен, Ив Танги, Виктор Браунер, Роберто Матта и многие другие. Хотя Бретон искренне восхищается Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и призывает их присоединиться к движению, они держатся от сюрреалистов на некотором расстоянии, хотя и не избегают их влияния.

Непосредственной предтечей сюрреализма и дадаизма стала парижская «школа фумизма» во главе с писателем Альфонсом Алле и художником Артуром Сапеком. Многие выходки фумистов, а также их «живопись» и музыкальные произведения кажутся точными цитатами из творчества и личного поведения дадаистов, хотя были созданы почти на сорок лет раньше — на рубеже 1880-х годов.

Наследники сюрреализма

Сальвадор Дали, Арно Брекер и Эрнст Фукс составляли «Золотой треугольник», и все втроём являлись членами Ордена Александра Великого.

Как-то Дали сказал: «Сюрреализм — это я!», а также назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле», тем самым неформально передав линию преемственности Фантастическому Реализму и стилям проистекающим от него, таким как, например, Виженари арт.

Современный сюрреализм

В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Продолжая традицию Дали, Танги, Дельво, Эрнста, художники заимствовали у них главным образом внешнюю сторону направления — фантасмагоричность сюжета. Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни — этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Джим Уоррен наполняет холсты красочными, жизнеутверждающими сюжетами, считая главной целью поднять настроение каждого отдельного зрителя, внушить ему интерес к жизни и благоговение перед природой. Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. Картины словно побуждают зрителя просто любоваться красотой, кристальностью воздуха, безмятежностью моря, не опосредуя всё это какими-либо смыслами. Таким образом, сюрреализм эволюционировал, и в настоящее время трудно говорить о нём как о чистом направлении: он испытал сильное влияние фэнтази-арт и классического искусства.

Сюрреализм в искусстве. Влияние психоанализа и философии Бергсона. С. Дали, Р. Магритт, Х Миро - student2.ru Сюрреализм в искусстве. Влияние психоанализа и философии Бергсона. С. Дали, Р. Магритт, Х Миро - student2.ru

Сюрреализм в искусстве. Влияние психоанализа и философии Бергсона. С. Дали, Р. Магритт, Х Миро - student2.ru

Анри Бергсон

Сюрреализм в искусстве. Влияние психоанализа и философии Бергсона. С. Дали, Р. Магритт, Х Миро - student2.ru

БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859- 194]) — французский философ и психолог, возродивший традиции классической метафизики, один из основоположников гуманитарно-антропологического направления западной философии. Представитель интуитивизма и философии жизни. Автор концепции «жизненного порыва» и «творческой эволюции».

Образование получил в лицее Кондорсе в Париже. Затем окончил Высший педагогический ин-т (Высшую Нормальную школу, 1878—1881). В 1881 — 1888 гг. преподавал в лицеях Арье и Клермон-Ферране, где с 1883 г. руководил
кафедрой философии в лицее Блеза Паскаля. Подготовил две диссертации: «Идея места у Аристотеля» (на лат. яз.) и «Опыт о непосредственных данных сознания», в которой изложил идею длительности. В 1888 г. вернулся в Париж и в 1889 г. защитил обе диссертации.

В 1896 г. опубликовал книгу «Материя и память», в которой предложил оригинальную концепцию памяти иафазии, вызвавшую интерес у
философов и психологов.

С 1897 г. — профессор философии Высшей Педагогической школы (Эколь Нормаль), а с 1900 по 1914 г. — профессор философии Коллеж де Франс. Преподавал историю греческой философии и современную философию. В существенной степени содействовал обновлению проблематики и методологии современной философии. С 1901 г. — чл. Академии моральных и политических наук, с 1914 ее президент, членФранцузской академии (1914).

Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). В 1911—1915 читал курсы лекций в США, Англии и Испании. Первый президент (с 1922 г.) Комиссии Лиги наций по интеллектуальному сотрудничеству (будущая ЮНЕСКО). Почетный член Лондонского общества психических исследований.

Во время Второй мировой войны правительство Виши предложило Бергсону не проходить обязательную для евреев процедуру регистрации, но он отказался. Умер в оккупированном нацистами Париже.

В своих исследованиях Анри Бергсон в качестве философского метода использовал интуицию. Описывая правила философского метода, подчеркивал, что проверка на истинность или ложность должна относиться к самим проблемам. Ложные проблемы подлежат изъятию из сферы размышлений, а соответствие истины и творчества должно достигаться на уровне постановки проблем. Правда в том, подчеркивал Анри Бергсон, «что для философии, и не только для нее, речь идет скорее о нахождении проблемы и, следовательно, о ее формулировке, чем о ее решении. Ибо спекулятивная проблема разрешается, как только она соответствующим образом поставлена». Под этим Б. имеет в виду, что в такой ситуации решение проблемы существует, хотя оно может быть скрытым, не лежать на поверхности. «Единственное, что остается сделать, так это открыть его. Но постановка проблемы — не просто открытие, это — изобретение. Открытие должно иметь дело с тем, что уже существует (актуально или виртуально); значит рано или поздно оно определенным образом должно произойти. Изобретение же наделяет бытием то, чего на самом деле не существует; оно могло бы никогда не произойти. Уже в математике, а еще более в метафизике, изобретательское усилие чаще всего состоит в порождении проблемы, в созидании терминов, в каких она будет ставиться.
Итак, постановка и решение проблемы всегда близки к тому, чтобы уравняться: подлинно великие проблемы выдвигаются только тогда, когда они разрешимы».

С точки зрения Анри Бергсона не менее важным правилом философского метода выступает также необходимость переоткрывать истинные «различия по природе» или «сочленения реального». Для этого и служит интуиция, призванная разделять элементы, отличающиеся по природе. Анри Бергсон исследовал проблемы времени, его динамической природы,особенностей восприятия, существования и функционирования психического (субъективного) времени. Выдвинул идею о происхождении интеллекта из потребности практического действия. Развивал положение о том, что
знание в формах интеллекта отображает реальность всегда односторонне, поскольку интеллект неразрывно связан с практикой. Разработал концепции «жизненного порыва» и «творческой эволюции». Критиковал механицизм и плоский эволюционизм. Испытал влияние идей психоанализа и психоаналитически ориентированных учений. В свою очередь оказал влияние на психоанализ и другие течения глубинной психологи своими исследованиями проблем бессознательного психического, «подпочвы сознания», сознания и «сверхсознания» («Этюд о непосредственных данных сознания», 1889).

Анализ вопросов сновидений,сопереживания, творчества, свободы дан Анри Бергсоном в его работах: «Творческая эволюция», 1907; «Восприятие изменчивости», 1911; «Сновидения», 1914; «Духовная энергия», 1919. Неоднократно подвергался давлению, и некоторые его произведения были внесены католической церковью в Индекс запрещенных книг.

Сюрреализм в искусстве. Влияние психоанализа и философии Бергсона. С. Дали, Р. Магритт, Х Миро - student2.ru магрит

Сюрреализм в искусстве. Влияние психоанализа и философии Бергсона. С. Дали, Р. Магритт, Х Миро - student2.ru дали

Сюрреализм в искусстве. Влияние психоанализа и философии Бергсона. С. Дали, Р. Магритт, Х Миро - student2.ru миро

Наши рекомендации