Художественная резьба, роспись дерева и бересты, лозоплетение
Искусство свободной кистевой росписи по дереву – явление самобытное для Урала. В практике народных промыслов прошлого широко использовалась художественно-стилевая направленность цветочной росписи.
Возрождение традиционной системы стало возможным благодаря внедрению в Туринске нового производства расписных деревянных игрушек и сувениров. До этого, начиная с 1920-е годов, местная промысловая артель занималась изготовлением различных бытовых изделий (плетеные рогожи, попоны, пологи, сети и другой хозяйственно-бытовой инвентарь). В 1950-е годы артель получила название “1 Мая” и освоила выпуск деревянной посуды и мебели, чему способствовали огромные запасы древесины и потребность местного населения в различного вида изделиях обихода. В 1960 году произошла реорганизация промысловой кооперации, в результате чего артель имени “1 Мая” получила новое название –“Туринская фабрика детской игрушки”. Была освоена технология изготовления точеных пирамидок, каталок, песочниц и других многоместных и сборных токарных игрушек. Для большей занимательности и выразительности некоторым видам изделий придавалась подвижность и разноцветная окраска. С увеличением спроса значительно улучшился ассортимент и качество деревянных изделий. С этого времени и появилась яркая, запоминающаяся цветочная роспись.
Туринских мастеров по праву считают последователями и приемниками урало-сибирской техники письма по дереву, специфические черты которой выражены в своеобразной манере исполнения цветочных мотивов. По забытым образцам были восстановлены утраченные некогда традиционные приемы и особенности техники письма, орнаментики, композиционные приемы. Декоративная роспись получила свое дальнейшее развитие на современном этапе посредством яркого колорита, ритмического строя элементов цветочных мотивов и их трактовку. Искусство кистевой росписи в технике масляной живописи близко по своему стилю с украшением некогда сельского дома – многоцветной росписи по цветному фону. Мазковое письмо определяется своеобразным языком художественно-выразительных средств: форма цветочного бутона строится на живописном отношении красочных пятен с разбелом на основе дальнейшей графической проработки отдельных элементов.
1980-е годы стали временем осмысления творческого наследия. Традиционно используется яркая цветная отделка по всему закрашенному фону древесины. Но для некоторых живописцев одновременно с этим возросла роль текстуры дерева, которую необходимо выявить в процессе творчества и проработать ее живописными и графическими элементами росписи. Эффект особого восприятия расписных изделий достигается благодаря методу творческого варьирования, который и определяет основную направленность в деятельности мастеров-резчиков и живописцев художественного промысла. Лаковое покрытие позволяет облагородить изделие, придать ярко выраженный колорит и сохранить живопись.
Сохраненные традиции высокого искусства росписи – одно из достоинств туринских мастеров, изделия которых добротны и экологически чисты. Деревянная расписная игрушка – самая молодая игрушка России – со временем может стать незаменимым уральским сувениром, способным очаровать и ребенка, и взрослого.
Детскую мебель с традиционной уральской цветочной росписью в 1980-е годы освоил в Сухоложском районе Алтынайский леспромхоз в качестве товаров народного потребления. К сожалению, прекрасное начинание не выдержало конкуренции потребительского рынка и спустя десятилетие прекратило свое существование.
В начале 1990-х годов в Режевском леспромхозе был создан участок по росписи деревянных изделий. С этого времени здесь освоили выпуск точеной и резной мебели, кухонных и столовых наборов, сувениров. Прочные и добротные изделия пользуются особой популярностью далеко за пределами Режевского района благодаря яркой, запоминающейся декоративной росписи. Отшлифованные временем цветочные мотивы воплотили в себе самые лучшие помыслы человека-творца. На основе традиционных урало-сибирских цветочных мотивов разработана своеобразная и неповторимая живописная манера исполнительского мастерства. Местные живописцы существенно расширили понимание о художественно-стилевой направленности росписи, внесли новые технические приемы написания декоративных элементов. Их художественные представления и чувство понимания природного мира – все эти закономерности соединились воедино с художественным восприятием живописцев, нашли отражение в росписях по дереву. На основе принципа декоративности сложилась стройная система построения форм цветочных мотивов. Воспроизводимые цветы на композиционно расположенных ветках букетов, бутонах, венках как бы олицетворяют земную красоту. Их выразительность достигается благодаря использованию целостной системе художественно-технических приемов: яркого, контрастного цветового подмалевка, моделировки бутонов, белильных оживок, композиционной гармонии.
Без предварительной разметки живописцы умело компонуют цветочные и растительные мотивы и орнамент, технично строят кистью силуэт цветка, связывают его с единым колоритом, вносят нужный акцент за счет белильных и темных цветовых разделок. Метод творческого варьирования постоянно находит свое подтверждение в авторских разработках с последующим процессом внедрения малыми сериями. Поэтому деревянная расписная продукция режевских мастеров отличается повышенной насыщенностью декора и изысканностью пластики.
Новым явлением в характере изображения является и сама художественная трактовка декоративного цветка с включением еловых и кедровых шишек, вьющихся стеблей травы. Плотная живопись на темном фоне и выразительный золотный узор из прихотливой сетки рокайльных завитков орнамента удачно дополняют друг друга и гармонируют между собой. Как правило, завершает процесс изготовления расписного изделия лаковое покрытие живописной поверхности.
Уральская роспись – это сплав традиционного художественного опыта народа и его представлений о пользе и красоте красочных изделий, их месте в предметном мире.
Современное состояние дел в художественной обработке древесины нельзя оценивать однозначно. Еще до недавнего времени происходили необратимые процессы растущей урбанизации, попытка приравнять художественное творчество с легкой и деревообрабатывающей промышленностью. Открывались участки народного потребления при леспромхозах и межколхозных лесхозах, в которых мастера осваивали выпуск подарочных кухонных наборов, детской мебели, сувениров, украшенных выжиганием, росписью и резьбой. Так в 1970-е годы были созданы Бисертский и Вижайский леспромхозы, Сухоложский межколхозный лесхоз, производственное объединение “Алапаевсклес” и другие. Чаще всего в качестве элементов декора использовались образцы прошлого, без внесения в декоративно-прикладное искусство личностного понимания Изделия не обладали необходимым для искусства качеством – эстетическим достоинством, что приводило к ухудшению качества выпускаемых изделий и утрате особенностей регионального искусства.
Для подготовки специалистов по художественной обработке древесины – столяров-краснодеревцев для мебельного производства, резчиков-инкрустаторов, художников по росписи дерева, станочников по обработке древесины – в 1946 году было открыто Бобровское профессионально-техническое художественное училище №32 (Сысертский район Свердловской области). И это не случайно: еще в 1930-е годы здесь успешно работала “Артель по изготовлению деревянных чудес”, позже преобразованную в мебельную фабрику. Местные умельцы занимались украшением резных наличников и деталей фронтонов домов, изготовлением мебели. Овладение практическим мастерством сочетается с изучением ряда художественных дисциплин, что в свою очередь способствует освоению традиционных и новых технологий обработки древесины. Высокохудожественные работы учащихся (панно, скульптурная и декоративная пластика, стильная мебель) постоянно экспонируются на различных художественных выставках.
В 1996 году, на базе профессионального училища № 91 открылось отделение «Народные художественные промыслы», где стали осуществлять подготовку художников по росписи дерева. Заведующая отделением И.Ревенко стала приобщать молодежь к искусству нетрадиционной для Уральского региона росписи – самобытной, яркой, запоминающейся. Разделочные доски и декоративное панно – наиболее распространенные изделия. Выявляя красоту текстуры древесины живописцы используют оригинальную технологию, в основе которой лежит клеевая основа, способствующая созданию определенного белого рельефа, на который и наносится цветочная роспись.
Общеизвестно, что любое дело держится на мастерах. Вот и в Нижнем Тагиле многие годы в тресте “Тагиллес” процветает художественное производство резных деревянных изделий благодаря талантливому мастеру-самородку В.Кулышеву, посвятившего себя анималистическому жанру. Богатый опыт общения с живой природой способствовал формированию высоких нравственных ценностей и развитию творческой фантазии, которые и стали основополагающими в его деятельности. Дерево служит прекрасной основой для импровизации. Главные персонажи – собирательные образы зверей. Используя принцип обобщения, выделяя типичное и характерное, В.Кулышев способен одной легкой деталью выразить характер создаваемого персонажа, акцентируя при этом особое внимание на смысловую нагрузку. Натуралистичность не снижает всех достоинств. Наоборот, реалистически выполненные фигурки с довольно правильным анатомическим строением отличаются тем, что в них мастеру
Чувство смекалки и простоты, воплощенные в образах белок, куниц, соболей стало олицетворением прекрасной природы. Происходит осмысление идей природных образов. Принцип объемной резьбы, позволяющий выявить пластичность материала и одновременно монументальность пространственной формы, родственен принципу знаменитой богородской игрушке. А решение пластической задачи находит свое воплощение в творческом замысле мастера. При это образно-выразительная роль принадлежит выявлению особенностей и повадок зверьков. Все отдельные элементы находят в тесной соподчиненности. Одновременно резные изделия обладают изысканностью пластики. Непосредственный наблюдатель природы, знаток звериных повадок мастер выявляет каждый образ неглубокими срезами, выемками и бороздками на древесине. В.Кулышев наделяет зверьков особыми характерными чертами с настороженно-изящными, грациозными формами. Секрет обаяния и притягательности деревянных резных изделий – в их скромной и яркой образности, сочетающей в себе реальность и сказочный вымысел.
Отдельные мастера-резчики по дереву на Урале не перевелись и до настоящего времени ими создано немало настоящих творений. Резными кружевами оделись дома Е.Репина в Невьянске, К.Орлова в Реже, С.Кириллова в с.Кунара Невьянского района, С.Воронова в с.Липовка Режевского района Свердловской области и другие. Как правило, замысловатые и необычные по технике узоры одели деревянным кружевом фасады и ворота. Редкой красоты крыльцо, фигурные наличники окон и фронтонов никого не оставляют равнодушными.
Иконографическую тему успешно разрабатывает А.Быстрых и А.Чемезов из Серова. В течение трех лет художественная мастерская Серовского металлургического завода во главе с Александром Быстрых восстанавливала резной иконостас для Свято-Покровского монастыря в Верхотурье, используя для этого старые фотографии. Успех превзошел все ожидания: изготовленный из сосны и кедра, покрытый краской, камнями и позолотой иконостас превратился в настоящее произведение искусства. Осенью 2001 года он был торжественно освящен. Благодаря поддержке Серовского металлургического и Ревдинского кирпичного заводов, входящих в состав Уральской горно-металлургической компании, продолжают восстанавливаться храмы в с.Меркушино (Верхотурский район), часовня в Серове и другие.
Другой резчик В.Луговых (Екатеринбург) обращается к изображению исторических персонажей: С.Радонежского, Нестора-летописца, героев литературных произведений Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Многочисленные ларцы-шкатулки, кубки, декоративные тарелки, зеркальные рамы, украшенные растительным орнаментом выполняются В.Заикой, С.Титлиновым, И.Кривоводом, В.Плехановым, В.Сумин. Виртуозное владение техникой объемной резьбы подчасников демонстрирует В.Потемкин в своих многочисленных подчасниках.
ООО «Народные художественные промыслы» в г. Верхняя Салда Свердловской области – предприятие небольшое, но перспективное. Созданное в конце 1990-х годов оно целеустремленно осуществляет свою деятельность по изготовлению резных художественных рам, декоративных панно, икон, коньячных наборов, декоративной скульптурной пластики. Изделия отличает привлекательность и высокое качество отделки, чему способствует мастерство самого директора предприятия В.Суетина.
Техника лозоплетения, пришедшая из глубины веков, не потеряла своей актуальной значимости и смысла и в современный период, хотя большое количество всевозможных заменителей (металл, керамика, стекло, пластмасса и др.) составляют достойную конкуренцию этому прекрасному природному материалу. Такие мастера как В.Оллыкайнен (Екатеринбург), вобрали не только замечательные традиции прошлого, но и успешно развили неповторимые стилистические особенности создаваемых изделий из природной лозы. Сама эстетика материала определяла потребность и целесообразность конструкции многих прочных и легких вещей. Свойства податливости и пластичности лозы выражается в технике плетения. Рисунок несложного, на первый взгляд, узора достаточно выразителен и привлекателен на готовом изделии. Высокое профессиональное мастерство достигается живой игрой фактуры и ритма плотных рядов очищенного от коры прута, цветочных переходов от светлого до коричневато-шелковистого. Лучистые звездочки, круги, полосы, образующие узорные пояски, несут не только конструктивную, но и художественную функции.
Впервые традиции лозоплетения на Урале стали возрождаться мастером В.И.Шабуровым на Егоршинской дистанции зеленых насаждений (г.Артемовский Свердловская область) в начале 1990-х годов. Именно здесь В.Андреева, Л.Комарова, О.Казанцева, Н.Бурнашева, С.Хмелева освоили выпуск различных изделий из лозы: декоративные вазы, кашпо для цветов, кухонные наборы, панно, мебель и др. Присущие мастерам плетения – а их на промысле около десяти человек – позволяет создавать неординарные, пользующиеся заслуженной популярностью и спросом далеко за пределами Урала предметы. Умело решаются многие вопросы соотношения утилитарных и эстетических качеств изделий. Цельность и гармония, развитое чувство владения техникой плетения, выявление особенностей материала, использование цветовых контрастов, варьирование композиционными приемами – все это обуславливает особые средства их художественной выразительности. Взаимосвязь мастерства и искусства, идущих от знания особенностей материала, приемов его обработки, выверенных временем, убедительно раскрывается в рукотворных произведениях Л.Андреевой, Д.Казанцевой, С.Хмелевой. Классическими примерами органической связи художественно-декоративного решения и свойств материала стали многочисленные работы, которые хранят теплоту рук.
Еще один ученик В.И.Шабурова – Н.Трофников – стал учителем школы № 35 г.Первоуральска, где стал преподавать азы лозоплетения. Замечательные рукотворные изделия этого мастера ( столики. Стулья, подцветочные вазы и другие изделия) вот уже на протяжение нескольких лет завоевали симпатии зрителей.
В 1996 году в Екатеринбурге создано товарищество с ограниченной ответственность (ТОО) “Милоза”. Местные мастера восстановили технологию создания плетеной мебели: столов, фигурных стульев, кресел-качалок, которые сочетают в себе удобство, прочность и красоту. Заметно повысилась роль декоративного решения изделий. При всех стилистических различиях существует объединяющий принцип единого орнаментального оформления изделий, который базируется на использовании лозы как декоративного материала. Такие свойства как размер и фактура прутьев, их цвет помогают выявить легкость и ажурность плетения, создают тот особый эффект восприятия, который и определяет специфику художественно-стилевого направления.
Природные впечатления, воспринимаемые с точки зрения возможностей освоения и эстетического осмысления материала, нашли свое воплощение в различных образцах мебели. Утилитарно-художественная двойственность содержания и функций в изделиях являются взаимодействующими. Любовь к использованию узора, умение выстраивать его на поверхностях изделий стало характерной особенностью мастеров ТОО “Милоза”. В их работах отточено мастерство виртуозного владения декоративным искусством, понимание тонкого художественного вкуса и чувства прекрасного. Используются оригинальные технические приемы, такие как оплетка ажурным бордюром. Вводятся дополнительные материалы, которые продиктованы практическими и технологическими задачами, подчиненных общему творческому замыслу. Плетеная мебель способна облагородить собой современный интерьер.
О бересте, как о полезном поделочном материале заговорили в 1970-х годах. Постепенно происходило осмысление культурно-исторического и художественного наследия, что в свою очередь способствовало проявлению в искусстве мастеров неординарно думающих и постоянно находящихся в творческом поиске. Краснотурьинского мастера А.Э.Галлера можно считать одним из первых на Урале, кто обратился к созданию художественных изделий из бересты. Его работы сразу же заняли достойное место в экспозиции Краснотурьинского краеведческого музея: ларцы-шкатулки с рельефными сюжетами и орнаментикой из белоснежных узоров на темно-охристом фоне несут на себе печать красоты материала и отражают высокий талант художника.
Появились и такие мастера, кто обратился в силу своих способностей и интереса к созданию вещей менее прозаичных и не притягательных, но в быту не лишних. Бывший директор Верхотурского межсовхозного лесхоза М.П.Кучин, после выхода на пенсию в середине 1980-х годов, возродил некогда забытые секреты мастерства берестянщика. Его различные бытовые вещи с незатейливыми узорами расходились в качестве сувениров и подарков среди многочисленных знакомых и родственников. В Верхней Салде изготовлению бураков, поставцов, солонок стал обучать подростков опытный мастер В.Деев.
Уже в преклонном возрасте увлеклись берестой серовские умельцы Е.А.Феофилов и В.С.Снятков. В этот период о них заговорили как об интересных творцах: только в одном изделии, например, представленном на художественной выставке в С.-Петербурге в 1990 году, В.С.Сняткову пришлось нарезать 82 тысячи отверстий для создания оригинального кружевного узора на шкатулке, получившей всеобщее признание. И подобных работ за годы творческой деятельности – не одна сотня. И каждая вещь – образец кропотливого труда. В изделиях В.С.Сняткова прослеживается влияние вологодской школы мастерства.
Первые крупные выставки прошли в Нижнетагильском музее-заповеднике горнозаводского дела Среднего Урала и Екатеринбургском музее изобразительных искусств в 1994 году. Одна из них была посвящена творчеству тагильчан Н.Я. и П.В.Камневым. 28 изящных изделий из бересты сочетали в себе технику резьбы и тиснения, орнаментальные и изобразительные мотивы на бураках и шкатулках. Увлечения Камневых берестой начались в 1991 году. Кропотливо оттачивая технику мастерства обработки бересты научились создавать совершенно отличительные от остальных мастеров изделия, обладающие филигранной отделкой и притягательностью. В берестяных изделиях выявилась еще одна особенность – умелое сочетание в одном изделии различных материалов: например, береста с поделочными камнями-вставками. При этом один из материалов выступал главенствующим, определяющим художественную образность изделия. Это нововведение вызывало не мало споров у ценителей искусства прекрасного, хотя сами авторы считали оправданным. Обыгрывая природную красоту бересты камень создавал иллюзию выразительности и благородства изделий.
Выставка в Екатеринбурге была полностью посвящена сибирской бересте, на которой демонстрировались изделия одинадцати авторов из Кемеровской области – Прокопьевска и Мариинска. Преобладали изделия (туеса, народные инструменты, декоративные панно-пейзажи и др.), сочетавшие в себе различные технические приемы обработки бересты: тиснение, цветную тонировку. Роспись акварелью, скобление и процарапывание, оплетку, аппликацию. Изделия, покорившие уральцев красотой повлияли и на их творчество. Уже на следующей выставке в 1995 году художник-педагог В.А.Поспелов продемонстрировал бижутерию, декоративную пластику с использованием капо-корня и янтаря.
Вторая выставка “Уральская береста” объединила около двадцати молодых дарований из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Североуральска и ряда городов курганской области. Владимир Глазычев, Г.еоргий и Любовь Кекс, елена Николаева, Владимир Оллыкайнен, Николай Царьков, Наталия и Павел Камневы вписали своими художественными разработками новую страницу в летопись художественной бересты. Приятно было видеть, как возрос уровень исполнительского мастерства в изделиях: туесах, шкатулках, хлебницах, декоративных вазах, бижутерии, оберегах… Наиболее оригинальные изделия – из простых берестяных полосок, выкроенных линейкой и ножницами – созданы без использования каркаса. Подвижные, но достаточно конструктивно прочные салфетки, сухарницы, партмоне, бижетурия В.Оллыкайнена привлекли особой теплотой и податливостью материала гармонично сочетались с утонченностью и оригинальностью изделий.
С 1993 года освоил технику художественной обработки бересты екатеринбуржец С.В.Иванов. Представленные на выставках изделия отличают композиционной продуманностью и завершенностью, использованием техники прорезной резьбы и аппликации, чистотой отделки и изысканностью. Это один из лучших педагогов: его авторская программа “Живая береста” пользуется огромной популярностью в школах народной культуры.
На базе профессионального технического училища № 91 (г.Екатеринбург) с 1996 года открыто отделение “Народные художественные промыслы”, где осуществляют подготовку резчиков по дереву и бересте. Назначение этой достаточно интересной профессии ориентировано на выполнение художественных работ по декорированию создаваемых изделий из бересты с использованием традиционных приемов обработки материала.
Интерес к бересте проявился и у выпускников некоторых учебных заведений. Так дипломная работа В.Ломоносовой (1999г., Уральский государственный профессионально-педагогический университет) была посвящена созданию декоративных светильников. Берестяные ажурные цилиндрические формы с прорезной ажурной сеткой геометрического орнамента и накладных элементов способствовали созданию иллюзии довольно оригинальных изделий. В Пермском педагогическом училище №4 в 1999 году разработана художником-педагогом В.Гладковым программа учебного курса “Художественная обработка бересты”, с помощью которой происходит осмысление учащимися традиционных техник плетения и выявление новых возможностей широко распространенного и доступного материала.
Конец ХХ столетия отмечен тем, что берестой заинтересовались не только отдельные мастера, но и крупные творческие коллективы. В г.Лесной работало успешно два предприятия – “Артель” и “Былина”. Впервые в этот город берестяное искусство пришло с А.Глазуновым в 1991 году. Он и привлек многих мастеров, кто занимался художественной обработки кожи, камня, дерева. На престижных выставках России и за рубежом стала известна продукция с маркой этих предприятий. Каждое изделие неповторимо, хотя и выполнялось малыми сериями: панно, шкатулки, письменные приборы, бижутерия, культовая пластика, сочетающая многообразие техник: резьбу, тиснение, тонировку, роспись, – всего около 400 наименований: шкатулки в вариантом исполнении с сюжетными и орнаментальными мотивами, рамочки для фото и др.
В ООО “Артель” подобрались прекрасные молодые художники, освоившие все тонкости берестяного дела. Например, А.Богданова, обладая изысканным вкусом, благодаря мастерству и богатой фантазии создает сюжетные и орнаментальные мотивы, прекрасно сочетающиеся с формой изделий. Неудивительно, что на Всероссийской выставке “Молодые дарования России” (1998г.) мастерица получила диплом за письменный прибор “Лесная сказка”, шкатулки “Три богатыря” и “Сказка о царе Солтане”, винный набор “Сказы П.П.Бажова”.
У мастеров ООО “Былина” берестяная продукция несколько отличительна и по отделке, и по назначению вещей. И это благодаря пониманию материала и индивидуальному подходу к художественному оформлению изделий (бураков, хлебниц, шкатулок).