Этика по отношению к себе
I. Этика К.С. Станиславского
Этика – учение о нравственности.
Она вырабатывает правильные нравственные устои, которые помогают оберегать человеческую душу от растления и регулируют взаимоотношения отдельных людей и целых государств между собой.
Артистическая этика – узкопрофессиональная этика сценических деятелей. Её основы те же, что и у общественной этики, но они должны быть приспособлены к условиям театрального искусства. Эти условия разнообразны и сложны.
Первое из них заключается в коллективности работы поэта, режиссера, артистов, художников, музыкантов, танцоров, гримеров, костюмеров, бутафоров и прочих сценических деятелей. Каждый из них взятый в отдельности, - самостоятельный творец в отведенной для него области театрального искусства; взятые вместе, они связаны между собой законами художественной гармонии и общей для всех конечной целью творчества. Чтобы урегулировать между собой работу многих творцов и сберечь работу каждого из них в отдельности, необходимы нравственные начала, создающие уважение к чужому творчеству, поддерживающие товарищеский дух в общей работе, оберегающие свою и чужую свободу творчества и умеряющие эгоизм и дурные инстинкты каждого из коллективных работников в отдельности.
Эти нравственные начала создаёт артистическая этика, приспособленная к условиям театрального искусства.
Условия коллективного творчества в театральном искусстве предъявляют ряд требований к специфическим деталям. Одни из них чисто художественного, а другие профессионального или ремесленного характера.
Художественные требования при коллективной работе вытекают прежде всего из психологии и из физиологии творчества.
Главную роль как в той, так и другой области играет творческая воля и талант каждого из коллективных творцов сценического искусства. Поэтому прежде всего артистическая этика должна сообразовываться с природой. Творческой воле и таланту прежде всего свойственны страстность, увлечение и стремление к творческому действию, и потому первая задача артистической этики заключается в устранении причин, охлаждающих страстность, увлечение и стремление творческой воли, а также препятствий, мешающих действию творческого таланта.
В большинстве случаев эти препятствия создают сами сценические деятели, частью благодаря непониманию психологии, физиологии творчества и задач театрального искусства, частью же из эгоизма – неуважение чужого творчества и неустойчивости нравственных признаков.
Артистическая этика должна объяснить безнравственность такого поступка в художественном отношении
Зародившееся творческое увлечение неустойчиво в первое время своего развития, но вместе с тем оно наиболее действенно, и свежо, и жизненно в этот первый период своего зарождения.
Нельзя вернуть чистоты и свежести раз утраченного творческого увлечения, подобно тому как нельзя вернуть потерянной невинности, нельзя разгладить лепестков измятой розы. Поэтому всякий зародыш творческого хотения у каждого из коллективных творцов в отдельности должен быть для общей пользы, тщательно оберегаем всеми участниками совместной созидательной работы.
Такое взаимное поощрение зарождающихся творческих хотений служит наиболее сильным возбудителем творческих процессов при коллективном творчестве и в то же время, в конечном результате, оно способствует сохранению свежести, и цельности, и жизнеспособности сценического создания.
Коллективное творчество должно быть гармонично. Театральное искусство основано на гармоничном сочетании в одно сценическое целое многих и разнородных творчеств: поэта, режиссера, артистов, художников, музыкантов, танцоров, скульпторов и прочих. Такое сочетание многих сценических творчеств в одно целое называется «ансамблем». Таким образом «ансамбль», в самом широком смысле слова, является основной задачей для всех творцов и деятелей сценического искусства. Всякая задержка общей творческой работы, а также стремления к личной пользе или успех в ущерб общему делу должен быть признан безнравственным поступком, нарушающим товарищескую и художественную этику артиста. Каждый артист, режиссер и сценический деятель обязан способствовать и прежде всего заботиться об успехе и гармонии коллективного сценического творчества.
Основные принципы этики.
Этика по отношению к искусству.
«Искусство есть служение Высшему во всем. Искусство не может и не должно быть достоянием группы, достоянием отдельных лиц, оно есть достояние народа. Служение искусству есть служение народу... Вы когда-то сказали: «Художественный театр — мое гражданское служение России»... В этой Вашей фразе — символ веры каждого художника».
Из письма Вахтангова Станиславскому 29 марта 1919 года.
Этика по отношению к себе.
Классический путь художественного театра — это путь «от себя» к роли. Вся система Станиславского зиждется на одном, самом главном правиле — «стать другим, оставаясь собой». Идея сугубо личностного, индивидуального участия артиста в процессе создания сценического образа. « Раз нет личности — нет ничего, и нечего приводить в гармонию, все становится плоским и безразличным (Сулержицкий) «Быть, а не казаться» - прежде всего надо быть самим собой. Обрести себя и суметь раскрыться в самых честных, самых лучших и сокровенных своих проявлениях. «Человеческий дар оставаться верным самому себе выше актерского дара к перевоплощению, так как перевоплощение возможно только на основе верности себе.»
З.Я. Корогодский
З. Этика к партнеру.
Театральный критик Н.А. Абалкин приводит такой пример: «Актер доверительно делился с маститым режиссером своими представлениями о будущем сценическом образе, о том, как он выглядит, на кого похож. Представление было настолько неоправданным, несуразным и нелепым, что режиссер чуть не схватился за голову. Но сумел сдержаться от столь бурной реакции, губительной для актера, и спокойно, серьезно сказал ему: «А что? Может быть!»...
Почему же режиссер сдержал себя, не отчитал актера за очевидную ошибку? Он не захотел спугнуть актерской фантазии, охладить воображение актера, вызвать в нем в самом начале работы разочарование актерским неверием во все, что было надумано им и что было так дорого ему. Режиссер не мог допустить, чтобы актер замкнулся в самом себе, болезненно переживая обиду. Потому что никакого конфликта у них и не произошло.
Актер вполне доверился режиссеру, а потом, увлеченный работой с ним, и не заметил, что ведет его режиссер по своему пути, далекому от того, что нафантазировал себе актер.
Этика к сотворцам.
Художественная, эстетическая, стилевая общность языка режиссера, композитора, драматурга, актера далеко не всегда бывает легкодостижимой. Множественная зависимость творческих цехов не должна порождать идейно-художественных противоречий. Все должно быть подчинено одной цели создания яркого, выразительного, содержательного и умного художественного образа спектакля. Этого можно достичь только в соподчиненности цехов.