ФГОС в сфере хореографии: методология, идеология, структура
Новые условия, сформировавшиеся на сегодняшний день в российской экономической и общественной жизни в связи с интеграций России в европейское экономическое пространство, подписание Россией Болонской декларации ведут к необходимости смены парадигмы стандартизации высшего профессионального образования, разработки и реализации хореографическими учебными заведениями основных образовательных программ нового поколения.
В России в последнее десятилетие развивались две ветви высшего профессионального образования: непрерывная подготовка дипломированных специалистов (срок обучения, как правило, 5 лет) и ступенчатая, обеспечивающая реализацию образовательных программ с присвоением выпускникам степени (квалификации) «бакалавр» (срок обучения 4 года) и «магистр» на базе бакалавриата (срок обучения 6 лет, включая время обучения в бакалавриате).
В соответствии с действующим Перечнем направлений подготовки (специальностей) в системе ВПО до 2011 года действовала следующая система стандартов в области хореографического искусства:
070300 Хореографическое искусство (бакалавр, магистр)
070301 Хореографическое исполнительство (специалист)
070303 Искусство хореографа (специалист)
070304 Педагогика балета (специалист)
070305 История и теория хореографического искусство (специалист)
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, введенные в области хореографии в 2002 году расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ до 30-40%, но в полной мере не изменили культуру проектирования содержания высшего образования, поскольку сохранили ориентацию на информационно-знаниевую модель образования. В этой модели основной акцент сделан на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала, т.е. результатах учебного процесса.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения по направления подготовки в сфере хореографического искусства разработывались с учетом стратегических целей современного развития высшего образования, ориентированы на потребности обучающихся, общества и рынка труда.
Достижение вышеуказанных характеристик стало возможным благодаря использованию при разработке предлагаемого проекта ФГОС ВПО компетентностного подхода, кредитно-модульной структуры, соотнесению требований к уровню подготовки выпускников, содержания образования, компетентностных моделей с тарифно-квалификационными характеристиками Минтруда России и актуальными потребностями работодателей в лице не только федеральных органов исполнительной власти и прежде выполнявшими роль работодателей, но и с организациями, являющимися непосредственными потребителями кадров (театрами, высшими и средними учебными заведениями и др.).
Компетентностные модели были сформированы на основе анкетирования выпускников, преподавателей и работодателей в соответствии с рекомендациями, изложенными в работе В.И. Байденко. Анкетирование включало несколько этапов:
· создание рабочей группы по выявлению компетенций,
· анализ рабочей группой предложенных в вышеуказанной работе анкет и их адаптация к требованиям и специфике хореографического искусства,
· составление перечня компетенций бакалавра и магистра в области хореографического искусства и оформление анкет,
· рассылка анкет по учебным заведениям и организациям работодателей (театрам, органам управления культурой и т.п.),
· проведение анкетирования в указанных организациях,
· обобщение результатов и выявление актуального состава компетенций бакалавра и магистра в области хореографического искусства,
· формирование компетентностной модели специалиста.
Рабочей группой также была проведена экспертиза полученных результатов через их сравнение с действующими тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Экспертиза показала обоснованность большинства положений тарифно-квалификационных характеристик, но в тоже время, указала на необходимость их частичной модернизации – обновления в соответствии с актуальными запросами рынка труда и в ряде случаев на необходимость их расширения и уточнения. Кроме того, результаты анкетирования работодателей продемонстрировали необходимость в существенном расширении количества образовательных программ в области хореографического искусства. Для решения этой задачи и, исходя из сформированной компетентностной модели, рабочей группой была избран двухуровневый (бакалавр-магистр) принцип разработки ФГОС ВПО по направления в области хореографического искусства. Реализация уровневой подготовки в области хореографического искусства должна основываться на следующих принципах:
- преемственность - для обеспечения сохранения содержания, традиций, фундаментальности, качества исторически сложившихся форм и принципов образования в области хореографического искусства;
- постепенность - для возможности корректировки стандартов и их адаптации в зависимости от дальнейшего развития реформы образования;
- узнаваемость - для создания условий и механизмов узнавания и признания Российского образования в Болонском процессе;
- конкурентоспособность - для создания условий существования российской системы ВПО на мировом рынке образовательных услуг;
- участие в разработке работодателей и в связи с этим: формирование терминологической базы направления хореографическое искусство, содержательное разведение областей в области хореографического искусства, анализ тарифно-квалификационных характеристик, приведение перечня квалификаций в стандартах в примерное соответствие с наименованиями ключевых должностей в области хореографии;
- компетентностный подход - выявление актуального состава компетенций в области хореографического искусства;
- студентоцентрированное обучение – обеспечение допустимой свободы учебных заведений в формировании программ, создание механизмов контроля качества и системы оценок при процедурах аттестации, разработка оценочных средств;
- кредитно-модульная структура и введение системы зачетных кредитных единиц;
- создание условий для введения приложения к диплому европейского образца.
Структура ФГОС ВПО соответствует разъяснениям по формированию федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки магистра на основе технического задания на разработку федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образовании (макета) утвержденным 1 сентября 2008 г. Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И.М. Реморенко.
ФГОС ВПО по направления подготовки в сфере хореографического искусства определяет следующие основные параметры для проектирования основных образовательных программ (ООП):
· вводит конкретные уровни и типы основных образовательных программ (бакалавра, магистра), входящих в данное направление подготовки;
· определяет нормативные сроки, общую трудоемкость (в зачетных единицах) и присваиваемые в результате освоения квалификации (степени) для каждой основной образовательной программы (ООП) определенного уровня и типа, входящей в данное направление подготовки;
· задает общие требования к каждой ООП определенного уровня и типа:
- требования к уровню подготовки бакалавра в виде, универсальных и профессиональных компетенций;
- требования к структуре подготовки в виде набора циклов с заданными «вилками» трудоемкости как по всему циклу так и по его базовой (обязательной) части, выраженной в зачетных единицах) и содержанию;
- требования к вузам при проектировании основных образовательных программ (как общие, так и для каждой ООП определенного уровня и типа);
- требования к условиям реализации ООП;
- требования к оценке качества подготовки.
На основе полученных компетентностных моделей бакалавра и магистра рабочей группой было сформировано примерное содержание циклов дисциплин:
для бакалавриата – гуманитарного и социально-экономического, общепрофессионального и профессионального (с выделением в них базовой и вариативной частей);
для магистратуры – общенаучного и профессионального (с выделением в первом базовой и вариативной части, во втором – только вариативной).
В понятие «содержания» входит описание знаний, умений и навыков, проектируемых к получению выпускником по окончании изучения указанных циклов. Рабочей группой также была проведена экспертиза полученных результатов в части содержания циклов через их сравнение с дисциплинарным наполнением циклов и дидактикой в ГОС ВПО 1 и 2 поколений. Экспертиза продемонстрировала возможность сохранения в предлагаемом проекте ФГОС ВПО традиционной фундаментальности образования в области хореографического искусства, зафиксированной в ГОС ВПО предшествующих поколений. Традиционно фундаментальность образования в области хореографии обеспечивалось за счёт широкого спектра искусствоведческих дисциплин (истории искусств) дисциплин общепрофессионального цикла. Практически без изменений данный цикл сохранён в данном проекте.
ФГОС ВПО третьего поколения уровня бакалавриата предусматривает значительную свободу вузов в формировании основных образовательных программ за счет 50% объема вариативной части. Кроме того, в качестве основного методологического принципа при разработке избрана модульная структура. Это позволило при проектировании стандарта существенно расширить количество программ – профилей – в основной образовательной программе в сравнении со стандартами 1 и 2 поколений, а также избежать чрезмерной регламентации в содержании стандарта. Однако частичная регламентация сохраняется за счет введения следующего (открытого) перечня профилей:
Профиль 1 «Педагогика балета»
Профиль 2 «Педагогика народного танца»
Профиль 3 «Педагогика современного танца»
Профиль 4 «Педагогика бального танца»
Профиль 5 «Педагогика истории и теории хореографии»
Профиль 6 «Искусство балетмейстера»
Профиль 7 «Искусство балетмейстера-репетитора»
Профиль 8 «Менеджмент исполнительских искусств»
Профиль 9 «Танцевально-эстетическая педагогика»
ФГОС ВПО третьего поколения уровня магистратуры предусматривает еще более значительную свободу вузов в формировании основных образовательных программ за счет 70% объема вариативной части.
В целях установления соответствия имеющихся в Перечне направлений подготовки (специальностей) ВПО образовательных программ уровня бакалавриата, специалитета, магистратуры в области хореографического искусства проектируемому набору профилей направления подготовки Хореографическое искусство рабочей группой разработан Указатель соответствия. Если в бакалавриате профили подготовки являются фиксированными, то формирование образовательных программ в магистратуре передано в компетенцию вуза.
В целях обеспечения качества высшего образования в области хореографии для конкретных профилей подготовки уровня бакалавриата и магистратуры признано целесообразным разработать Примерные основные образовательные программы (силами образовательно-профессиональных объединений, ведущими вузами или на конкурсной основе). На основе сформированных во ФГОС требований и с учетом разработанных Примерных образовательных программ (при их наличии) высшее учебное заведение должно будет самостоятельно разрабатывать и утверждать основные образовательные программы вуза разного уровня и типа по данному направлению подготовки. При этом высшее учебное заведение вправе полностью самостоятельно формировать профильные (вариативные) части всех ООП, либо делать это на основе профессионально-профилированных образовательных модулей, которые будут в соответствующих примерных основных образовательных программах данного направления подготовки. Вуз обязан при проектировании ООП пользоваться системой зачетных единиц с учетом общих требований, сформулированных в ФГОС. Вузу рекомендуется применять модульное построение образовательных программ, особенно в профессиональной и профессионально-профилированной части ООП. Вуз вправе использовать любую образовательную технологию при условии, что она обеспечивает достижение предусмотренных ООП целей и достигает требуемых во ФГОС результатов обучения (требуемого уровня компетенций обучающихся и выпускников). Высшее учебное заведение обязано формировать и ежегодно обновлять информационные пакеты с полным описанием реализуемых образовательных программ: набора модулей образовательных программ и их содержания, требований к подготовке, системы промежуточного и итогового контроля, методик обучения, структур кафедр, ведущих подготовку и т.д.
Хронологическая таблица развития системы образования, театрального и хореографического образования, балетных профессий и методических основ балетного образования
Период | Этапы развития системы образования | Этапы в становлении | Этапы становления типов балетных профессий | Этапы становления методических основ балетного образования | ||
Театрального и музыкального образования | Хореографического образования | |||||
XIV-XVII вв. | Образование в России осуществляется в виде определенных форм общественно-педагогической практики | Отсутствие русской театральной и танцевальной школы, как и самого театра в качестве самостоятельной единицы социокультурной деятельности. | XIV-XVII вв. – тип танцовщика для бальной залы и большого балета при дворе в Европе Танцмейстер, соединявший в себе постановщика танцев и педагога. | Методика бального танца в Европе: учебники танца итальянских и французских танцмейстеров | ||
XVIII в. | 1700-1720-е – осно-вание системы профессионального образования Пет-ром I (Пушкарская, Навигацкая и др. школы) | 1731 - наличие элементов профессиональной танцевальной и театральной школы, заложенных учрежде-нием Сухопутного Шляхетного корпуса в Санкт-Петербурге; | 1738 - создание Танцевальной Ея императорского величества школы, как специальной хореографической школы по инициативе иностранных | Тип танцовщика –танцовщик – danseur d’opera – делился на два типа: la dance haute и terre-a-terr | Салонные танцы и система бального воспитания тан-цовщика, поставленные на профессиональную основу, т.к. менуэт аккумулировал правила поста- | |
танцмейстеров и фундаментом французской школы танца. 1738-1756 - Модель узко–профессио-нальной подготовки – обучение исключительно танцу. | новки корпуса, рук, головы, связующих движения учебной программы (Ж.Б. Ланде, А. Нестеров и др.) | |||||
Реформа образования Екатерины II. Воспитательные дома И.Бецкого. Закрытые дворянские учебные заведения. 1766-1782 - развитие просветительских педагогических идей; | 1756 - указ императрицы Елизаветы Петровны Сенату об учреждении в Петербурге русского «для представления трагедий и комедий» театра. Штат И.П.Елагина Включение танцевальных предметов в систему общеобразовательных и художественных учреждений, а также воспитательные дома параллельно с курсом программ специальной хореографической школы. | 1756-1829 - СПб Театральная школа: модель учебного заведения, ориентированного на подготовку театральных специалистов разных видов. 1779-1781 – преобразование СПБ Танцевальной школы в Театральную: 1773 – в танцклассах Воспитательного дома Москвы формируется Московская балетная школа. | Начало формирования профессии балетмейстера. | Театральные и балетные танцы – серьезный, комический, деми-характерный ( Ж.Б. Ланде, Дж. Канциани, Л. Парадиз, Р. Фоссано) Реформы Ж.Новерра. Деятельность в России Ф. Гильфердинга, Г.Анджиолини, Дж. Канциани. Развитие педагогики актерского мастерства. | ||
1782-1786 – школьная реформа, первая попытка создания гос. системы народного образования | 1783 – указ об учреждении особого комитета для управления театральными зрелищами и музыкой. | 1793 – СПб Театральная школа (модель Казасси) | ||||
XIX век | Реформы Алексан-дра первого. Создание Министерства народного просвещения. 1804 – устав учебных заведений: 4 ступени образо-вания. | 1809 - штаты Театральной дирекции (об управлении казенными театрами, внутреннем распорядке, театр. школе, пенсиях артистам). | 1809 – реформа Театральное школы А.Л. Нарышкина | Академический танец (Ш. Дидло) | ||
1826 - указ о подчинении театральной дирекции непосредственно министру двора. 1829 - создание Министерства императорского двора, включение в него Дирекции императорских театров. | 1825 – новый устав Театральной школы. 1829 – новый устав Театральной школы, балетные классы отделяются от оперных, драматических, музыкальных: модель театрального учебного заведения, близкого | 1820-е гг. – танцовщик-мимист и исполнитель действенного танца 1825 – установлена 20-летняя пенсия для балетных танцовщиков. Начало кристаллизации рода деятельности – танцевальная педагогика | Творчество А.Бурнонвиля Система преподавания академического классического танца (К. Блазис) | |||
к среднему учебному заведению – городскому училищу (1829-1917 гг.) | ||||||
1835 – устав университетов | 1839 - положение об артистах имп. театров (подразделение артистов на 3 разряда; предоставление права 1-му разряду получать почетное гражданство). | 1850-е – в Театральном училище готовят, кроме прочих, артистов цирка. | Тип «классический танцовщик и классическая танцовщица» 1850-е гг. – появление профессии «педагог балетного танца». | Новая метода женского классического танца (Ф. Тальони) Творчество Ж. Перро, А. Сен-Леона. | ||
1860-е – реформа системы образования. 1863 – устав университетов. 1864: 1897 - положение о начальных народных училищах. | 1862 – открытие Консерватории в С-Петербурге. В Театральном училище прекращена подготовка музыкантов. | 1862 – попытка ликвидации Театрального училища 1863 – новый устав Театрального училища, П.С. Федоров | Творчество М.Петипа и развитие педагогики. Педагогика мужского классического танца (Х.П. Йогансон) | |||
1872 – положение о городских училищах. 1884 – устав университетов. | 1888 – открытие Драматических курсов при Театральном училище. | 1884 – в Театральном училище: ликвидация драматического отделения, только балетное отделение. | Становление традиции русской школы классического танца (Е.О.Вазем, П.А. Гердт, Н.Г.Легат) | |||
1912 – положение о высших начальных училищах | 1900 – опубликован "Проект законоположений об императорских театрах", составленный управляющим делами дирекции имп. т-ров В. П. Погожевым. Проект не был осуществлен. | 1900 – Новый устав Театрального училища | Новая манера танца – «исполнитель темпов». | Методика преподавания классического танца Э.Чекетти Первая учебная балетная литература и первые учебные программы классического танца (В.И.Степанов). | ||
ХХ век | 1918 – Положение о Единой трудовой школе, отделение школы от церкви. | 1918 – новый устав Петроградского театрального балетного училища. Становление модели среднего специального учебного заведения (техникума-училища) (1917-1991) | Опыт систематизации и единая методика классического танца, попытка создания педагогической методики классического танца (А.Я.Ваганова, В.И. Пономарев). | |||
1922-1926 – система образования, как совокупность общего, профессионального образования, политпросвета, социального воспитания. | 1920-1924 - школа Акима Волынского 1926 – создание Техникума сценических искусств. | 1920-е гг. – попытки совмещения балетного училища и драматической школы. 1923 – ликвидация церкви в Театральном училище 1928 – создание Ленинградского хореографического техникума. Включение его в систему СПО. Начало формирования специальностей: - артист-исполни-тель балета средней квалификации; - художник-танцов-щик – артист балета высшей квалификации, - балетмейстер-ре-жиссер, - балетный педагог. | Формирование профессий: - артист балета, - балетмейстер, - педагог балета. | 1920-е - начало формирования методики балетмейстерского дела (Ф.В. Лопухов). 1920-1930-е - складывание педагогического комплекса подготовки артиста балета, как системы дисциплин: характерного танца (А.В. Щиряев, А.В. Лопухов, А.И. Бочаров), актерского мастерства (Бибер), исторического танца (Н.П. Ивановский), дуэтного танца (А.И. Писарев). 1934 – книга А.Я. Вагановой «Основы классического танца». | ||
1934 – постановление СНК СССР: реформа системы образования. | 1936 – создание Центрального театрального училища. 1946 - открытие Р.В. Захаровым кафедры хореографии в ГИТИСе. Создание специальности «Балетмейстер». | 1934 – реструктуризация Ленинградского хореографического техникума. 1934 – отъезд части педагогов Ленинградского училища в Московское училище. | Формирование «театрально-центрист-ской» методики подготовки балетмейстеров в гитисе (Р.В. Захаров). | |||
1938 – создание Ленинградского хореографического училища (ЛХУ). | ||||||
1949 – новый устав Ленинградского хореографического училища. 1945-1954 – выпуски артистов балета с полным средним образованием (аттестатом зрелости) и дипломом артиста балета (в ЛХУ). | 1956 - Постановление Совмина СССР о двадцатилетней пенсии для артистов балета. | |||||
1958 – закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» - реформа системы образования. | 1958 – в ГИТИСе в рамках спец-ти «Балетмейстер» открыта спец-ия «педагог-балетмейстер». | 1957 – ЛХУ получило имя А.Я.Вагановой. | Возникновение профессии «педагог-балетмейстер» (без тарифно-квалификаци-онной характеристки). | Развитие Вагановской педагогической методы: деятельность В.П. Мей, Н.П. Базаровой, А.А. Писарева, Н.Н. Серебренникова. Н.М. Дудинской и др. | ||
1972 - закон СССР | 1962 – открытие балетмейстерской кафедры в СПб Консерватории Ф.В. | 1961 – постановление Совмина «Об улучшении подготовки артистов балета». | Возникновение специальности «педагог-стажер» | Возобновление «музыкально-центристской» методики подготовки. балетмейстером Ф.В Лопуховым. | ||
«Основы законода-тельства СССР о народном образовании» | Лопуховым. | ЛХ и МХУ получают статус «академического». Открытие в училище педагогических курсов (2 года обучения). Строительство интерната. | ||||
1987 – в системе образования созданы Учебно-методические объединения по областям образования (УМО). | 1988 – открытие в СПб Консерватории специальности «История и теория хореографического искусства». | 1983 – типовой учебный план специальности Артист балета 1989 – типовой учебный план специальности «Артист балета». | Возникновение профессии «балетовед» (без тарифно-квалификационной характеристики). 1989 - первая тарифно-квалифика-ционная характеристика артиста балета. | Начало формирования балетоведческой школы. | ||
1992 - вышел ФЗ «Об образовании». | 1991 – преобразование ЛАХУ в Академию Русского балета имени А.Я.Вагановой (АРБ). Создание двух факультетов: Исполнительского и Педагогического. | 1994 - постановление Правительства о пенсии для артистов балета после 20-ти лет работы. | Начало формирования педагогической, балетмейстерской, научно-исследова-тельской, концертмейстерской, управленческой школ на базе профильного балетного | |||
1993 – экспериментальный учебный план в АРБ подготовки артистов балета-бакалавров (с высшим образованием). | вуза – АРБ им. АЯ.Вагановой. | |||||
1998 - подписание Россией Болонской декларации. 2000 – разработка и утверждение ГОС СПО по спец. «Хореографическое искусство» (артист балета) 1 поколения. 2003 – утверждение ГОС ВПО по направ. «Искусство балета» (бакалавр-магистр). 2004 – разработка и утверждение ГОС СПО по спец. «Хореограф. искусство» (артист балета) 2 поколения. | 1998 – новый устав АРБ. 1998 - воссоздание церкви Св. Троицы при АРБ им. Вагановой. 1998 – УМО закреплено за АРБ им. А.Я.Вагановой. 2003 – введение в АРБ должностей проректоров по учебно-методической работе по УМО и проректор по научной работе. 2005 – новый устав АРБ, установивший нетиповой статус Академии. | Начало формирования, научно-ис- следовательской и управленческой школ на базе профильного балетного вуза – АРБ им. АЯ. Вагановой. | ||||
Вопросы для самоконтроля: 1) Охарактеризовать основные тенденции в развитии системы хореографического образования. 2) Дать характеристику ФГОС в сфере хореографии. 3) Дать определение понятиям «программа», «учебное пособие», «основная образовательная программа».
Практикум