Урок . Тема: Л.Н. Толстой. «Детство»
Цели: расширить знания учащихся о жизни Л.H. Толстого; обучать правильному чтению; развивать речь, память.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Слушается краткий пересказ сказки.)
III. Работа над пословицами
— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
Добрые умирают, да дела их живут. Добрый человек всегда правдой живет. Мудрым никто не родился, а научился. Учение образует ум, воспитание — нравы.
IV. Вводная беседа
1. Жизнь и творчество Л.H. Толстого.
—Ребята, мы сейчас работали над пословицами. По моему мнению, их можно отнести к писателю, с жизнью и творчеством которого мы знакомы, но на следующих уроках будем узнавать еще больше. Кто-то из вас догадался, о ком идет речь?
—Прочитайте его имя на с. 114 учебника. (Лев Николаевич Толстой.)
—Рассмотрите фотографии, данные в учебнике, вспомните все, что вы знаете о нем, расскажите. (Слушаются ответы детей.)
—Итак, подведем итог. Я буду читать начало предложения, а вы продолжите его.
Лев Николаевич Толстой родился... (в 1828 году), а
умер... (в 1910).
Всю свою жизнь он посвятил... (литературе).
Полное собрание сочинений составляет... (90томов).
Родился и жил он в основном в ... (Ясной Поляне).
Там он открыл... (школу для крестьянских детей).
Он сам написал для них... (учебник).
Лев Николаевич рано остался без... (родителей В 16 лет он поступил в один из лучших университетов того времени. (В Казанский.)
Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к...(иностранным языкам), занимался... (историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал).
— Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно чело века жить чужим трудом.
V. Физкультминутка
VI. Работа над текстом С. Толстого
1. Самостоятельное чтение рассказа.
—Сегодня мы прочитаем рассказ С. Толстого, внука Льва Николаевича.
—Прочитайте его самостоятельно, отметьте непонятные слова.
(Дети читают самостоятельно, затем разбирается значение непонятных слов.)
2. Чтение вслух.
— Прочитаем текст еще раз, но уже вслух.
3. Беседа после чтения.
—Что нового вы узнали о Льве Николаевиче?
—Ребята, сколько лет было внуку, когда он первый раз в жизни увидел своего деда? (Ему было 5лет.)
—Обратите внимание, что мальчику было всего 5 лет, но он был поражен поведением деда, что его особенно взволновало? (Его уважение к бедным людям, внимание к ребенку.)
VII. Чтение текста «Детство»
— Каковы ваши впечатления от прочитанного?
VIII. Итог урока
— Окаких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н.
Толстого вы сегодня узнали?
Домашнее задание:прочитать рассказ «Детство», ответить на вопросы; написать небольшое сочинение о своей маме.
Урок . Тема: Л.Н. Толстой. «Как мужик убрал камень» (басня)
Цели: вспомнить прочитанные произведения JI.H. Толстого; ознакомить с басней «Как мужик убрал камень»; воспитывать любовь и уважение к маме; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1.Чтение рассказа «Детство», ответы на вопросы после него.
2. Чтение детских сочинений о маме.
III. Введение в тему
— Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями Л.Н.
Толстого мы знакомы. Попробуйте узнать их по первым
строчкам.
«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек».)
«Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу». («Филипок».)
«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел». («Правда всего дороже».) «Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». («Котенок».) «Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». («Косточка».)
«Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело». («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».)
«Сын приехал из города к отцу в деревню». («Ученый сын».)"
«В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям». («Лев и собачка».) «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой». («Прыжок».)
— Какие еще произведения знаете и помните?
IV. Работа над басней «Как мужик убрал камень»
— Прочитайте басню самостоятельно.
Прочитайте выразительно, вслух.
—В чем заключается главная мысль басни Толстого?
V. Физкультминутка
VI. Чтение басни «Два товарища»
— Я хочу вам прочитать еще одну басню Л.Н. Толстого —«Два товарища». Послушайте ее и скажите, в чем ее мораль?
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.
—Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
—А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
VI. Итог урока
— Чему учат произведения Л.Н. Толстого?
Домашнее задание:найти и прочитать другие басни Л.Н. Толстого; приготовить выразительное чтение одной из них.