Роль народных праздников в воспитании личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

Народный праздник – совершенное явление народной культуры, проявление «весьма» содержательно наполненного свободного времени народа, образец удивительно емкой комплексности сюжетов и приуроченности к той или иной теме ритуальных действий участников. Это всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники – одно лицо, где как бы само собой происходит перевоплощение, где в результате многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и танцевальных, силовых состязательных) происходит накопление участниками практического опыта культурного (с социально-значимыми целевыми установками) времяпрепровождения.
Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания подрастающего поколения.

Современная система массовых народных праздников это своеобразная педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Анализ опыта организации и проведение народных праздников по всей России позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы: принцип всеобщности, принцип использования активности и самодеятельности людей, принцип дифференцированного подхода к участникам. Для системы воспитания в учреждениях дополнительного образования немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства. Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества. Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.

Народный праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации детей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа.

Функции народных праздников: развивающая, информационно-просветительная, культурно-творческая, рекреативно-оздоровительная. Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его развития.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Праздник – целостная система художественных образов. У каждого народного праздника – своя история, отражающая историю Отчизны. Значимость праздников, особенно детских, невозможно переоценить, ибо они, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества – обрядов, ритуала, традиций и т.п.

Праздники – сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. Праздничные дни – ярчайшие события жизни, некие социальные рубежи, перспективы, на которые ориентируются, которые ждут. Событийность – феномен праздника. Праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка.

Таким образом, современная система массовых народных праздников это своеобразная педагогическая система, воспитание истинно русского гражданина своей родины нужно начинать с малого – с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся в России. С ранних лет, с дошкольного возраста необходимо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности огромная, потому что будущее России – в подрастающем поколении.

Методика работы над сценарием народного праздника для детей. Немаловажную роль в успешном проведении народного праздника, особенно для детей, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия зависит успех и оригинальность всего мероприятия. Для детей необходимо главное условие интерес, оригинальность, разнообразие.

Сценарий - подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются праздник.

Первым шагом в организации народного праздника является определение темы.

Тема - это круг жизненных явлений, отобранных педагогом дополнительного образования.

Идея - это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

Тема обычно задана в самом начале праздника, а к идее как к общему главному выводу педагог должен подвести участников и зрителей в финале программы.

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария.

В драматургии народного праздника вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии народного действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, в сборке разнородных эпизодов, номеров и «аттракционов».

Действие народного праздника, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический материал, от пластического к музыке, от музыки - к слову и т.д.

И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.

Сюжетный ход - художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку.

Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.

Следующая часть композиций – основное действие т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт.

Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:

1) Строгая логичность построения темы.

2) Нарастание действия.

3) Законченность каждого отдельного эпизода.

4) Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Сочетание информационно-пропагандистской и эмоционально-образной линий театрализации, бесспорно, должно опираться на отношение человека традиционной культуры к окружающей его природе.

Билет № 16

1.Классификация праздников и обрядов. Виды народных праздников. Основные стадии подготовки народного праздника.

2. Разработать сценарный ход народного праздника для детей младшего школьного возраста.

3. Представление сценарной разработки досуговой программы и показ досугового мероприятия для детей.

1.Классификация праздников и обрядов. Виды народных праздников.

Существуют два основных вида обрядов: календарно-земледельческого круга, социальные или семейно-бытовые. Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они делили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.

Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.
Святки – зимний праздник, длящийся две недели от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).
В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами. Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.

Художественные элементы зимних святок:

а) музыкальные элементы праздника - народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, щедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стихи;

б) танцевальные элементы праздника - святочные игровые хороводы, круговые пляски и др;

в) изобразительные элементы праздника - изготовление «вифлеемских звезд», вертепов, масок («личин») ряженых, чучел и пугал;

г) театрально-игровые элементы праздника - традиционный обход дворов колядовщиками со «звездой» как имитация шествия волхвов, отраженного в библейском предании; сценки ряженых, элементы театрализации в традиционных святочных играх: постановка народных драм, вертепные представления.

Воистину народным праздником на Руси считается Масленица.

Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Праздник длится целую неделю и традиционно связан с проводами зимы и встречей весны.

Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту.

В понедельник – встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями.

Во вторник – заигрыши. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Среду называли лакомкой. В домах накрывались столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв.

В четверг – разгуляй. В этот день было больше всего развлечений.
Устраивали конские бега, кулачные бои. К этому дню строили снежные крепости. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

В пятницу зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов.

В субботу – золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.

Воскресенье – последний день Масленицы, прощеное воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощёным это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан – перед Великим постом.

Художественные элементы празднования масленицы:

а) музыкальные элементы праздника - масленичные песни, частушки.

б) танцевальные элементы праздника - хороводы (в отдельных местностях России);

в) изобразительные элементы праздника - изготовление чучел Масленицы, костюмов и «личин» ряженых и т.д.

г) театральные элементы праздника: масленичные комедии, шествия и «заигрыши» ряженых.

Троицын деньс незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицкой, или «семицкой». «Семицкая» –седьмая после Пасхи–неделя, заканчивающаясяТроицыным днем,носила название«зеленых Святок».

В народной Руси именовалась она также «русальной», «зеленой», «задушными поминками», – каждое из названий находит свое объяснение в пережитках русского язычества.

Семик – это, собственно, четверг (четверток) на последней неделе перед Пятидесятницей; на седьмой неделе после Пасхи. В этот четверг, посвященный древним язычеством верховному богу Перуну, совершались главные приготовления к празднованию Троицына дня.

Семик –преимущественно девичий праздник. Повсюду к этому дню шла в деревнях девичья складчина: собирались яйца, пеклись лепешки и пироги, закупались всяческие лакомства. Девушки целыми деревнями отправлялись в рощу, на берег речки – завивать березки, «играть песни» и пировать. Основное ядро праздника и его отличительная особенность – завиванье венков. Крестьянские девушки с первых летних дней начинали плести (завивать) венки, которые были не просто украшением, а выступали в качестве оберегов от нечистой силы и злых людей. Завивали венки на себя, на родителей, на жениха или просто на знакомых, оставляя их до Троицына дня, когда ходили «ломать венки», то есть, погадав на них, бросать в воду. На березки вешались венки, по которым девушки загадывали о своей судьбе, бросая их на воду.
Затем девушки начинали водить хороводы. В ближней роще выбирали кудрявую березу, срубали самую густую ветку, украшали ее лентами, втыкали в землю и, ухватившись за руки, сплетались хороводом и пели песни.
Семицкие хороводы сопровождались особыми обрядами, посвященными «березе-березоньке», которой воздавались особые почести – вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Наряжали березу в ленты, пестрые лоскутки, носовые платочки, приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками. Повсюду на Руси церкви и дома украшались к Троице ветками березок – как в деревнях, так и в городах

Существовало поверье, что славянские нимфы и наяды – русалки, живущие в омутах рек, выходят в Троицкую неделю, то есть в лучшую часть года, когда все цветет, из воды.На «зеленой», «русальной» неделе никто не купается – из опасения попасть к ним в руки, а Семик называют еще «великим днем русалок». В этот день взрослые девушки плели венки и бросали их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженых.

Троицын деньможно с полным основанием назвать «зелеными Святками». К празднику заготавливали молодую зелень. В день празднества прихожане в церквях выстаивали обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, как улицы, так и дома украшались березками, травы и ветки привязывали к рогам коров, разбрасывали в огородах. Считалось, что в развешенной в доме зелени прячутся души умерших родственников, спускавшихся на землю в праздник Троицы. По окончании празднества (через неделю после Троицы) зелень сжигали, бросали в овраги или сплавляли по реке. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей.

Художественные элементы праздника:

а) музыкальные элементы праздника - троицкие песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных инструментах;

б) изобразительные элементы праздника - украшение березки, соломенной куклы;

в) танцевальные элементы праздника - девичьи и смешанные хороводы вокруг березок, уличные хороводы-шествия с березкой,

г) театральные элементы праздника - шествия с «березкой», театрализованные игры «Березка», «Колосок» и др.

Народный языческий праздник «Иван Купала» является очень древним праздником. Самые ранние упоминания о нем относятся к XII веку, но корни его уходят еще глубже.

Праздник «Иван Купала»также еще часто называют Иванов день.

Он пришел к нам из древних времен и праздновался раньше почти во всех европейских странах. До крещения данный праздник был приурочен ко дню летнего солнцестояния, который выпадает на 20-22 июня.

После принятия христианства его стали праздновать в день рождения Иоанна Крестителя, который приходился на 24-го июня по старому стилю. Затем произошел переход на новый стиль, благодаря чему дата праздника передвинулась на 7 июля. В результате, получилось так, что он потерял свою астрономическую связь с солнцестоянием.

Достаточно интересна история названия данного праздника. Изначально он был посвящен языческому богу Купале. А в процессе христинизации получил еще и название в честь Иоанна Крестителя (Предтечи).

Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. С утра в этот день принято было купаться в реках и озерах. Однако некоторые считали, что, наоборот, лучше не делать этого, иначе водяной утащит на дно.

Главной особенностью купальской ночи можно назвать прыжки через очищающий костер. Люди плясали вокруг костров и прыгали через них, иногда прогоняли через них домашнюю скотину, чтобы уберечь её от мора. Матери в огне этих костров сжигали сорочки больных детей, чтобы они скорее выздоравливали.

Молодёжь и дети играли также в горелки, бегали на перегонки и всячески веселились. Напомним, что эта ночь является самой короткой в году. Считалось, что в нее нельзя ложиться спать. В это мистическое время, согласно народным поверьям, просыпалась и активизировалась всякая нечистая сила. Художественные элементы праздника:

а) музыкальные элементы праздника - купальские песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных инструментах;

б) изобразительные элементы праздника - заплетение венков, ряженье, изготовление кукушки, ритуальные колёса;

в) танцевальные элементы праздника - девичьи и смешанные хороводы, пляски и вокруг костров и прыжки через костры;

г) театральные элементы праздника - «изгнание русалок», театрализованная игра «Кострома» и др.

Народный праздникОсенины.

В земледельческом календаре славян 14 сентября называли первыми «осенинами»или «оспожинками».

Вторые Осенины отмечали 21 сентября. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. В сознании русского человека её образ сливался с образом Богородицы (21 сентября отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы), посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, моё житие-бытие освети!»

Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути - это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе - день рождения Девы Марии, матери Иисуса Христа. Этот день считался традиционно женским праздником, женщину почитали как продолжательницу рода. В этот день обращали свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывали стол и приглашают всех нищих в селе «чтобы молились за её детей». Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашали всех к себе на обед.

Третьи Осенины приурочены к церковному празднику Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья встреча осени. «Воздвиженье - осень навстречу зиме двигает». По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов. В этот день осуществлялся очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.

Таким образом, традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Жизнь русского народа богата праздниками и народный календарь наглядно демонстрирует это: Зимние святки, Масленица, Красная горка, Семик, Троица, праздник Ивана Купалы Осенины др. Перед педагогом дополнительного образования стоит задача, направленная на изучение традиций народных праздников и приобщения детей к традиционной художественной культуре.

Наши рекомендации