Мужчины и женщины средневековой Японии
Урок 9. Культура Японии. Часть 2
Театр
Театральное искусство существует в Японии не так давно. Началом его служат религиозные пляски и пение, сопровождавшие в прежние времена религиозные обряды буддийских жрецов в храмах. Знатные феодалы древней Японии устраивали при своих дворах представления с пением и танцами. Со временем сюжеты менялись и вскоре их начали брать исключительно из японской истории и сказочного мира. Таким образом, постепенно создавался современный японский театр, но эти публичные представления посещались только простым народом.
Японский театр не имеет ничего общего с европейским. Для японца, посетившего Европу, нет ничего более удивительного, чем европейские великолепные оперные театры. Даже наши самые скромные провинциальные театры гораздо элегантнее и шикарнее, чем самый богатый театр в Японии. Большинство из них представляют собой большие сбитые из досок балаганы, зрительный зал которых рассчитан только на 300-500 человек.
О японском театре более чем о каком-либо другом роде развлечений нужно сказать, что он носил классовый характер в том смысле, что каждый класс общества имеет свой излюбленный род представлений. В соответствии с этим японские театральные представления нужно разделить на два класса: бугаку и ногаку (театр для высших сословий) и энгеки и сибаи (театр для простого народа).
Ногаку (известен как театр Но) пользовался популярностью среди интеллигенции. Представления театра Но имели целью доставить утонченное удовольствие самурайскому классу в виде драматических произведений. Правда представления эти довольно специфические. Диалоги ведутся на сильно повышенных тонах. Исполнители выходят на сцену обыкновенно в масках, им аккомпанирует оркестр, состоящий из барабанов, флейт, хора и солистов. Особых декораций, изящных костюмов, или блестящей обстановки в Но нет, а маски и малоестественный тон артистов производят впечатление чего-то чрезвычайно неестественного. По-видимому, традиция требует от актеров, чтобы они на сцене изображали все противоестественное: движения, костюмы, язык, которым они говорят их манеры и приемы, — всё это карикатуры.
Бугаку и Но, долго оставались недоступными для широкой японской публики: первые являлись достоянием дворцовых сфер, вторые аристократических. Остальной народ, очевидно, должен был создавать себе особого рода развлечения, и на этой почве возник настоящий японский театр, носящий название Энгэки или сибаи. В начале эти представления состояли только из танцев под музыку. Постепенно, однако, эти танцы развились и преобразовались в народные драмы то историческую, то общественную с реальным, мистическим или комическим характером. Так как этот театр был создан тогда почти исключительно для низших классов, а самураи считали даже унизительным для себя посещать его. Положение таких актеров в обществе естественно было очень низким. Японцы, например, говоря о таких актерах, прибавляли к ним дополнительные частицы и обращались к ним «скотина актер». Костюмы и декорации в японском театре великолепны, они часто не имеют цены и передаются но наследству из поколения в поколение. Женские роли в большинстве случаев исполняются мужчинами, одетыми в женское платье, Животные изображаются или людьми, или же деревянными чучелами.
Большинство посетителей театра – женщины и девушки. Они приходят в театр с детьми, подушками, свертками, пакетами, мешочками с табаком, с чайниками и устраиваются в ложах совсем по-домашнему. Время от времени они ложатся на циновки и засыпают. (ВИДЕО)
Мужчины и женщины средневековой Японии
Естественно, говоря о мужчинах Японии, мы в первую очередь вспоминаем о самураях.
Самураи -это японское военно-феодальное сословие. Слово «самурай» происходит от древнеяпонского глагола «самурау», что означает «служить человеку высшего сословия», то есть «самурай» означает «служивый человек, слуга». Самураев в Японии также называют «буси», что значит «воин».
Самураи появились в Японии в VII-VIII веках н.э. Самураями становились в основном мужчины из зажиточных крестьянских семей, а также представители средней и низшей аристократии. Из дружинников самураи постепенно становились вооруженными слугами своего феодала, получая от него жилище и пищу. Порою самураи получали и земельные наделы с крестьянами, и сами превращались в феодалов.
Количество самураев увеличивалось, и скоро дружины феодалов стали представлять собой целые армии. С ростом военной силы отношения между феодалами становились все более напряженными, феодалы начали захват земель друг друга и во второй половине XV века междоусобицы перешли в гражданскую войну. Период японской истории с 1467 г. по 1568 г. получил название «Эпоха воюющих провинций». В это время вся Япония была охвачена войной. В этот период происходит расцвет воинского искусства, резко возрастает приток сельских жителей в ряды самураев. В это же время появляется множество ниндзя, появляются школы боевых искусств. С этого момента Самураям было разрешено носить два меча, большой и малый, тогда как остальные могли носить только один, малый. Самурай также получал право зарубить на месте любого крестьянина или простолюдина, который не проявил к нему должного уважения. Внешними отличиями самураев были особое платье, а также вот эти два меча, из которых один служил боевым оружием, другой, более короткий, предназначался для совершения харакири.
Харакири.Харакири — один из своеобразнейших обычаев старой Японии. Буквально это слово означает: распарывание живота. Впрочем, сами японцы предпочитают употреблять однозначное китайское выражение сеппуку, которое кажется им более элегантным. Возникновение этого обычая самоубийства объясняют нежеланием побежденных воинов отдаться живым в руки врага. С течением времени сеппуку (или харакири) стало привилегией благородных. В случае, если благородный приговаривался к смертной казни, ему предоставлялось избавиться от услуг палача, совершив над собой харакири; особое должностное лицо посылалось для присутствия при самоубийстве. Впрочем, процедура мучительного харакири редко производилась полностью: чаще сзади обреченного на харакири становился секундант, обыкновенно ближайший его родственник, который в то мгновенье, когда тот вонзал себе кинжал в живот, одним ударом меча отсекал ему голову.
Рыцарские воззрения прежней Японии во множестве случаев возлагали на самурая обязанность харакири. Тяжкое оскорбление, за которое не было возможности отомстить, незаслуженное бесчестие, грубый промах, ошибка суждения, даже простые погрешности в служебных делах — все это имело своим последствием необходимость самоубийства или по крайней мере, делало харакири наиболее почетным выходом из затруднительного положения. Если самурай имел повод укорять в чем-либо своего господина, в особенности по делам управления, он часто для усиления своего протеста совершал над собой харакири. Основной добродетелью самурая считалась верность своему феодалу, — верность до гроба, беззаветная преданностью и бескорыстное самопожертвование. Верность эта обязывала и к кровной мести за оскорбление, нанесенное его господину. Самурай, лишенный чести, прогнанный, например, за какой-либо проступок перед своим феодалом, становился ронином, т.е. скитальцем, бродягой, занимавшимся обычно разбоем.
Предсмертные стихи самураев. (КАРТИНКА) Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.
Бусидо. Кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Подлинный духовный смысл учения Бусидо — в том, что воин должен жить, осознавая, что он может умереть в любой момент, что нужно ценить каждую минуту, проведённую при жизни, потому что она может оказаться последней. Только человек, готовый к смерти, может жить, видя этот мир в полном цвете, посвящая весь свой досуг саморазвитию и помощи ближним. Только тот, кто понимает, что, быть может, видит это в последний раз, может смотреть на мир с такой любовью и замечать то, на что обычные люди в суете жизни не обращают внимания. Он чувствует, как солнце греет его своими лучами, как красиво поют птицы и шелестят листья деревьев, как листок, сорвавшись с ветки, кружась, попадая в ручей, стремительно плывёт по течению. Поэтому среди самураев было немало поэтов. По неписаной традиции многие из них оставили нам свои предсмертные стихи, сочинённые перед совершением самоубийства. Многие увлекались театром, каллиграфией и изобразительным искусством.
Презрение к богатству и вообще к деньгам на заре самурайства доходило до принципиального полного отказа от них и жизни исключительно на попечении у господина. С этой точки зрения богатство и красота доспехов и оружия вызывали презрение у подлинного самурая и считались компенсацией своей слабости и трусости.
Упорство в достижении целитак же считалось крайне важным качеством самурая. Оно было необходимо для преданного служения господину и выполнения самых сложных поручений. Известно немало примеров, когда самураи добивались успешного выполнения стоящей перед ними задачи ценой неимоверных усилий и даже своей жизни.
Гордость и чувство собственного достоинства — то, чем должен был обладать самурай, чтобы вызывать уважение в обществе. Под достоинством понимались простота мышления и сила духа, внешними проявлениями которых считались самообладание, спокойное выражение лица, немногословность, учтивость, отточенные движения и безукоризненность манер.
Верность своему слову всегда высоко ценилась в воинских сословиях, и самурайство не было исключением. Ложь или нарушение обещания покрывали имя воина позором.
Верность, справедливость и мужество— эти важные качества просто обязаны были иметь те, кто следовал бусидо. За правду и честь воин должен был идти до конца и отдать без промедления свою жизнь, если потребуется. В истории известны случаи, когда во имя идеалов бусидо самурай, получив в бою смертельные раны, ещё долгое время яростно сражался, и, истекая кровью, продолжал уничтожать врагов. В записках великих самураев встречаются упоминания о случаях, когда даже будучи обезглавленным, воин успевал прихватить кого-нибудь с собой в могилу.
Ниндзя. В Эпоху воюющих царств появляется множество ниндзя - отважные, тренированные люди, прошедшие ещё с детства подготовку в очень сложном искусстве ниндзюцу, которое включало в себя очень много умений. Прежде всего, ниндзя были не убийцами, а шпионами и диверсантами. Ниндзя должен был добывать нужную информацию, а также владеть любым предметом, как оружием, обороняться от любого оружия (в том числе и голыми руками), внезапно появляться и незаметно скрываться, знать местную медицину, траволечение и иглоукалывание. Они могли долго находиться под водой, дыша через соломинку, лазать по скалам, ориентироваться на местности, тренировать слух, зрительную память, лучше видеть в темноте, обладать тонким обонянием и многое другое.
Ниндзя никогда не использовали чёрный обтягивающий костюм, популярный в фильмах и романах. Ночные костюмы ниндзя имели красновато-коричневые, пепельные, желтовато-коричневые или тёмно-серые оттенки. Именно такие оттенки позволяли полностью слиться с ночной мглой, тогда как абсолютно чёрный костюм резко выделяется в этих условиях. Костюм ниндзя имел мешковатые очертания. Днём ниндзя носили повседневную одежду, позволяющую слиться с толпой. Образ чёрного облегающего костюма ниндзи появился в японском театре (костюм кукольника).
Поскольку ниндзя часто приходилось сталкиваться с необходимостью убивать, ими был разработан целый ряд оружейных средств и способов бесшумного и незаметного убийства. Помимо обычных для средневековой Японии видов оружия, таких как меч или стрелковый лук, ниндзя использовали весьма специфические виды оружия (короткие ножи, сюрикэны, также часто использовали яды).
Японские женщины
Японская женщина всю жизнь играет роль подчиненной. Пока она девушка, — она подчиняется воле отца, когда она выходит замуж, она обязана повиноваться мужу, а если овдовеет, то поступает в подчинение своему старшему сыну. Все, что ей приказывают, она исполняет в точности, так что она даже беспрекословно выходит замуж за несимпатичного ей человека. Его желания — для нее закон, которому она весело и охотно подчиняется. Она обязана не только шить и стирать его платье, но даже помогать ему одеваться и раздеваться. Она неустанно, во всех случаях жизни, должна следовать за мужем, чтобы избежать небесной кары. Ревность ей не должна и сниться, т.к. ревностью она только оттолкнет от себя мужа и сделается в его глазах несносной. Жена должна вставать рано утром и ложиться поздно вечером. Вместо того, чтобы спать днем, она должна заботиться о своем хозяйстве и неустанно ткать, шить и прясть.
Как выглядит японская женщина.Покрой платья совершенно одинаков у всех без исключения японских женщин: у высоких и маленьких, у бедных и богатых, молодых и старых. Японка начинает свой туалет с того, что обматывает себе бедра белой тканью. По своей форме и ширине, это нечто вроде нашего полотенца, но вдвое длиннее его. Потом она одевает плотно облегающий халатик из тонкого шелка светлых цветов. Поверх халата надевается кимоно. Сверх кимоно надевается широкий пояс, он — гордость и богатство японки. Он представляет собой четырехугольный кусок материи длиной в четыре метра и шириной в один метр. Он делается всегда из самой тяжелой шелковой материи.Костюм японок менялся соответственно цветам японской флоры.
Обувь японки может показаться европейцу еще экзотичнее. Эти нежные, хорошенькие создания всю свою жизнь ходят в тяжелых деревянных башмаках. Уже с первых лет жизни их крохотные ножки стискиваются в толстые деревянные сандалии, прикрепленные к ноге кожаными ремнями. Какая-либо другая обувь им совершенно незнакома до самой смерти.
Гейши. Девушка (женщина), развлекающая своих клиентов (гостей, посетителей) японским танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой на любую тему, обычно одетая в кимоно и носящая традиционный макияж и прическу. Название профессии состоит из двух иероглифов: «искусство» и «человек», таким образом означая «человек искусства». Основная работа гейш — проведение банкетов, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей (мужчин и женщин). Банкет в традиционном стиле носит название о-дзасики (дословно «комната с татами»). Гейша должна направлять беседу и способствовать весёлому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство.
Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш куда они зачастую продавались бедными семьями. Всё своё детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками более старших гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование.
Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальных инструментах, традиционные виды пения, традиционный танец, искусство ведения чайной церемонии, искусство составления цветочных композиций — икэбана, поэзия, каллиграфия, живопись— то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов.
(ВИДЕО)