Экономика средневековой Японии

Рождение государства

Специалисты считают, что отсчет японской цивилизации начинается с III в., когда был заложен фундамент первого японского государства. Это значительно позднее, чем начало цивилизации в Китае, Египте, Индии. В III—V вв. здесь сложилась племенная федерация Ямато. Внутренняя политика царей Ямато была направлена на объединение страны. В 604 г. принц Сётоку-тайси сделал попытку упорядочить внутреннюю структуру, создав «Закон из 17 статей»,содержавший принципы существования и управления Японского государства. Это прежде всего принцип жесткой иерархии и абсолютного суверенитета правителя. Принципы эти были заимствованы из китайской модели развития, но японское общество, сформировавшееся значительно позже китайского, не готово было их воспринять. Страна раздиралась междоусобицами, завершавшимися переворотами.

Переворот Тайка

В 645 г. переворот Тайка открыл полувековой период Великих перемен, в результате которых царство Ямато превратилось в сильное централизованное государство. Коренным образом были реформированы не только административные отношения, но и отношения в сельском хозяйстве. В соответствии с китайской моделью была введена универсальная система налогообложения. Отменялось частное землевладение, все земли были переданы в ведение правителя.

Только правителю принадлежало право распределения земель, что значительно усилило центральную власть — власть царского дома и связанных с ним кланов.

Был создан закон о земельных наделах— хандэн, в соответствии с которым крестьяне получили земельные наделы, но одновременно власти ввели многочисленные налоги и повинности: поземельный, подворный, натуральный налоги, воинскую повинность, выплату высоких процентов за взятый взаймы рис. Некоторые из налогов взимались продуктами сельского хозяйства. Особенно тяжелым было бремя различных отработок. По законам Тайхорё, которым в 701 г. были дополнены реформы Тайка, барщина составляла 60 дней в году, но фактически крестьяне работали на землях царской семьи и князей значительно больше.

После уплаты налогов и выполнения трудовой повинности у крестьян нередко не оставалось ни продовольствия, ни семян. Они должны были брать рис взаймы, причем только из государственных амбаров и под высокие проценты, доходившие до 50%, а иногда до 100%. Чтобы расплатиться с долгами, крестьяне были вынуждены закладывать свои земельные наделы или продавать детей.

Все население по реформам Тайка делилось на полноправных— рёмин и неполноправных— сэммин. И хотя платившие налоги крестьяне были отнесены к полноправным гражданам, все они по существу находились на положении рабов. В реформе 645 г. должностные земельные наделы имели чиновники, и размеры этих наделов зависели от ранга и должности чиновника. В пожизненное пользование получала земельные наделы знать, приближенная к царскому дому. Иногда она получала также право передачи этих земель по наследству на протяжении трех поколений.

В период раннего Средневековья в Японии существовало рабство. Закон предусматривал предоставление рабам 1/3 крестьянского надела. Следует отметить, что по реформам Тайка был повышен статус неполноправных, превратившихся в полноправных. Более того, образованные потомки выходцев из Китая и Кореи стали чиновниками.

Реформы Тайка и кодекс Тайхорё явились основой японской экономической, социальной и политической структуры. Это был период укрепления государственной собственности на землю.

редневековая Индия — период существования Индии в эпоху Средних веков (V-XV века). Начиная с VII века Индия находилась под постоянным влиянием мусульман.

Политика

К началу Средневековья на территории Индии существовало множест­во независимых и полунезависимых княжеств. Возвышения одних княжеств, приводившие к кратковременной централизации значи­тельной части территории Индии, сменялись их упадком. При геге­монии одного из княжеств другие подчинившиеся ему княжества превращались в наместничества во главе с наместником, назнача­емым центральной властью. Но и наоборот, при распаде государ­ственных образований бывшие наместничества превращались в независимые княжества, а вчерашние управители обретали там всю полноту власти, приняв титул раджи.

Длительный период политической нестабильности в Индии может быть объяснён той огромной ролью, которую в жизни сред­невековой Индии играла община, выступавшая в качестве пита­тельной среды и опоры для множества независимых княжеств и одновременно не нуждавшаяся во вмешательстве в её внутрен­ние дела раджи и его управителей.

Налоги

Правители, хотя и ослабленные общинно-кастовой системой власти, обладали неписаным правом распоряжаться подчинённой им территорией, население которой несло различные повинности и платило налог. Доходы казны использовались на нужды правите­лей, на содержание воинов и чиновников, на обслуживание жрецов-брахманов. Войны в Индии происходили на уровне борьбы пра­вителей за власть. Общины придерживались нейтралитета, уплачи­вая победителю установленную издревле одну шестую часть урожая. Община ограничивала аппетиты правителей и военачальников.

Общественный строй

Общины

Общины в средневековой Индии представляли со­бой довольно крупные территориальные единицы, включавшие в себя несколько соседних деревень и находившиеся под управле­нием общинного совета, состоявшего из старост каждой деревни. Общинный совет рассматривал жалобы общинников, вершил суд, собирал налоги, которые расходовались на различные общинные нужды, в частности на поддержание оросительных каналов. Общинный совет руководил всей системой внутренних связей, раз­бирал жалобы, судил и выносил приговоры. В принципе общины могли обходиться без сильной централизо­ванной власти.

Касты

Важным стабилизирующим элементом в индийском обществе оставалась кастовая система, завершение становления которой пришлось как раз на VII-X вв. В это время происходит появление множества новых каст в результате разделения ранее существовав­ших. Выделение новых каст свидетельствует, в частности, о раз­витии в Индии ремесла и появлении новых профессий, а также о возникновении новых религиозных течений. Кастовая система закрепляла существовавшую в Индии социальную структуру, препятствовала её изменению и тем самым наряду с индийской общи­ной в определённой степени компенсировала слабость государст­венного аппарата в раннесредневековой Индии.

Наши рекомендации