Тема: «Формирование и развитие духовной культуры человечества»
Вопросы: 1. Духовность как культурологическое понятие.
2. Духовность и менталитет;
3. Основные формы духовной культуры.
1. Духовность как культурологическое понятие.
Категория духовности в современном культурологическом знании является предметом острых теоретических дискуссий. Но понимание этой категории очень важно, т.к в ней культура и духовные ценности находятся в прямой зависимости. В настоящее время имеется большое разнообразие подходов к истолкованию духовности, но выделяются три основных:
1) Первая интерпретация духовности как социокультурного феномена связана в отечественной традиции с религиозно-христианским началом. Дух есть Бог. У верующих принято считать, что Бог внутри нас.
2) Вторая интерпретация является светской. Но она распадается на две версии. Одна из них связывает понимание феномена духовности с проявлением внутренней свободы личности, воплощающей высшие идеалы добра, красоты, истины и веры. 3) Другая версия светской интерпретации духовности может быть сведена к внутреннему миру человека, его устремлениям, рефлексиям по поводу своих и чужих действий, их оценкам, другими словами к миру субъективности. Субъективный мир конкретного человека далёк от идеальных форм. В нем сосуществуют мотивы положительного и отрицательного, высокого и низкого, прекрасного и безобразного. Духовный мир человека может представлять борьбу противоречий. Но хотим мы того или нет, любой человек осуществляет внутри себя работу духа, мысли, чувств, переживаний.
Духовность- явление, предполагающее некую внутреннюю энергетику, активное начало. Она может быть направлена и вовнутрь человека, и вовне. В связи с этим можно привести «Десять заповедей человечности» Д.С.Лихачева, интеллигента, которого можно считать совестью нации, человеком духовным и в высшей степени нравственным:
- не убий и не начинай войны;
- не помысли народ свой врагом других народов;
- не укради и не присваивай труда брата своего;
- не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти;
- уважай мысли и чувства братьев своих;
- чти родителей и прародителей своих;
- чти природу как мать свою и помощницу;
- пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба;
- пусть живёт всё живое, мыслится все мыслимое;
- пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным.
Феномен свободы в духовно-культурном преломлении всегда связывается в обществе со свободой творчества, свободой морального выбора, свободой совести и др. Личность является субъектом свободы. Внутренняя свобода – это избирательная творческая активность сознания, интуиции, воли, которые в результате борьбы мотивов осуществляет выбор, принимает решение.
Человеческая духовность формируется осознано, она возделывается многими людьми и обстоятельствами, но в большей степени это процесс самовоспитания, самосовершенствования. Реализация духовности может происходить сознательно , когда человек ставит себе цель, выбирает пути её достижения. Духовное подвижничество: Абеляр и Элоиза (в любви и верности), отец П.Флоренский и А.Мень (в служении Богу), А.Шнитке (в искусстве), С. Хокинг (в науке). Но иногда духовность может реализовываться на бессознательном уровне, когда человек не осознает побудительных мотивов своих действий, а совершает их мгновенно.
Возникает вопрос: есть ли какие-либо наследственные моменты в формировании духовности? В психологии есть такое понятие как духовный код – это сознательно-бессознательное начало. Он связывает человека с его близкими и далекими предками больше по духу, а не по крови. Не случайно считается, что человек может стать истинным интеллигентом, если в его семье будут представлены три поколения, получивших до него университетское образование. В подобном случае духовное начало накапливается, конденсируется, усиливается и передается по наследству. Духовность не следует путать с душевностью. Они близки, но не тождественны. Душевность – это качество, которое характеризует в человеке отзывчивость, участливость к другому, но не к самому себе. Иными словами, душевное понимание чужого как своего. Духовность также имеет тесную связь с культурностью и воспитанностью человека, но не эквивалентна им.
2. Духовность и менталитет;
Термин «ментальность», «менталитет» происходит (от лат. Mens, что в переводе означает ум, мышление, образ мыслей, душевный склад. Существуют различные подходы в интерпретации данного понятия. Наиболее распространены: психологический и культурологический. Психологический акцентирует психологические особенности мышления, восприятия мира на уровне этноса, класса или какой-либо другой социальной общности (профессия и др.). Культурологический, не игнорируя психологическую составляющую, более внимателен к национально-историческим и культурным традициям. В рамках культурологической трактовки принято выделять исторические типы ментальности (античный, средневековый и др.), этнонациональные (славянский, итальянский, скандинавский, английский, американский). Менталитет окрашивает духовную культуру народа весьма ярко. В ментальности слиты в нерасторжимом единстве сознательно-бессознательные глубинные особенности мировосприятия (северяне и южане, где сдержанность, немногословность, рассудительность северян противополжна экспрессивности, эмоциональности, открытости южан.).
3. Основные формы духовной культуры.
Человек по-разному может реализовывать своё творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм.
Миф – есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает своё абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую связь от причинно-следственной. Отсюда, всё одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ (демонов либо богов.).
Религия –выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в посредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего. В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа , а сверхприродные силы человека, и прежде всего дух с его свободой и творчеством.
Нравственность- возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные ориентиры – долг, стыд, совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.
Искусство –есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность»- мир жизненных переживаний. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.
Философия – стремиться выразить мудрость в формах мысли (Sofia-мудрость). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих её критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Философия выступает, как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры, то философия выступает как осмысление или теоретическая душа культуры.
Наука –имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания и позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.
Лекция 4