Системы цветовых контрастов
Контраст в изобразительном искусстве.
В изобразительном искусстве контраст — это ярко выраженная разница между формами в картине — самое сильное средство художественной выразительности. Например, любой размер в рисунке сам по себе относителен. Понятно? Если нет, то попробуйте нарисовать яблоко. Большое оно или маленькое? Сказать трудно, а значит, и нет ясного образа. А теперь нарисуйте рядом порхающую бабочку. Сразу появится ощущение, что яблоко тяжелое и крупное. Но впечатление от нарисованного яблока изменится, если рядом изобразить арбуз. Это и есть контраст величин. И мы использовали его, чтобы передать наше впечатление о размере предмета. Существует так же много других контрастных сопоставлений: длинное — короткое, высокое — низкое, толстое — тонкое, черное — белое, неподвижное — движущееся и так далее.
Контрасты обостряют сравниваемые качества предметов. Не зря великий художник Леонардо да Винчи советовал ученикам: "... следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим". Ведь человеческое восприятие таково, что мы острее реагируем на разницу в соотношениях. Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в картине, выразительно передать пластическими средствами чувства и мысли художника. Если различие слабое и незначительное, то оно называется — нюанс.
У великого испанского художника Пабло Пикассо есть картины, посвященные бродячим цирковым артистам. Одна из самых трогательных его работ — "Девочка на шаре», хранящаяся в Московском художественном музее им. А.С. Пушкина. Крупно, почти во весь холст изображены двое — юная гимнастка репетирует свой цирковой номер, мощный атлет, отдыхая, присел рядом. Вот вроде бы и весь незамысловатый сюжет. Но мы чувствуем внутреннее напряжение и драматизм. Это достигается тем, что в основу композиции картины положен пластический мотив сопоставления контрастов. Унылый, выжженный солнцем холмистый пейзаж, скорее всего, проселочная дорога, где остановилась кибитка труппы бродячего цирка. Вдалеке бредет случайная прохожая с ребенком на руках, и пасется белая лошадь. Безжизненный фон не соотносится с праздничным ремеслом артистов. Их трудно представить без шумной многоголосой толпы зрителей. Стоящие на земле шар и массивный куб — это обычный цирковой реквизит и в то же время — это вечные символы противоположностей — движения и неподвижности. Девочка, репетируя, грациозно покачнулась, удерживая зыбкое равновесие. Мужчина замер, словно монолит, слившись со своим постаментом. Пластичные, плавные линии обращенной к нам гибкой фигурки выразительно контрастируют с угловатым профилем мужчины, с его развернутыми, как на египетских рельефах, плечами. Красный цветок в черных волосах девочки — яркий цветовой контраст среди мягких голубоватых и розовых красок.
Сила и мужественность атлета подчеркивают трогательную хрупкость девочки-подростка. Занятые одним нелегким цирковым ремеслом, герои картины в то же время разобщены и погружены в свои мысли. Картина Пикассо построена на контрастах. Наверное, ее смысл в трагическом ощущении беззащитности красоты. Но мимолетная загадочная улыбка девочки словно освещает грустную природу. А спокойная уверенность могучего атлета вселяет в нас надежду.
Системы цветовых контрастов.
Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге на рисунке 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:
жёлтый - фиолетовый
жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый
оранжевый - синий
красно-оранжевый - сине-зелёный
красный - зелёный
красно-фиолетовый - жёлто-зелёный.
Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:
жёлтый - фиолетовый = жёлтый, красный + синий;
синий - оранжевый = синий, жёлтый + красный;
красный - зелёный = красный, жёлтый + синий.
Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух дополнительных цветов так-же превращается в вариант серого цвета. Можно вспомнить также опыт из раздела "Физика цвета", когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе "цветовая гармония" было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.
Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый - сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.
Красный и дополнительный к нему зелёный одинаково светлы и обладают одинаковой цветовой яркостью.
24. Понятие колорита в искусстве.
В живописи Само понятие происходит от латинского слова «цвет» (color). Что такое колорит? Можно сказать, что это цветовой строй произведения, то богатство и согласованность цветов, которую мы можем визуально определить. Колорит является важным компонентом и инструментом для создания художественного образа, средством выразительности в искусстве. Он помогает передавать чувства художника и его настроение. По разновидностям колорит бывает теплым и холодным, темным или же светлым. Хорошее чувство колорита – бесценный дар для творчества. Многие известные русские художники – мировые уже классики – прекрасно владели этим чувством. Яркие примеры – картины Айвазовского и Врубеля, Репина и Сурикова, Шишкина и Коровина.
В музыке Что такое колорит в музыке, являющейся одним из видов искусства? Здесь данное понятие применяется, как правило, когда хотят подчеркнуть, что произведению (или тому или иному эпизоду) присуща некая эмоциональная окраска. Подобное достигается использованием различных тембров, регистров, необычного звучания редких инструментов и тому подобными музыкальными хитростями.
В фотографииДанное понятие является одним из важнейших и в искусстве фотографии. Это изобразительное средство используется художником-фотографом для наилучшей передачи глубокого содержания снимков. Основа – цвета и тональность, подобранная умело фактура и освещение. Используемый зачастую прием – цветовая организация снимаемого объекта (при создании художественной фотографии). Оценивается направление потока света , светотень, контрастность освещения. Наверное, поэтому настоящие высокохудожественные снимки знаменитых фотографов котируются не менее живописных полотен.
25. Типы колорита.Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. О колорите всего произведения можно говорить в том случае, когда выполняются следующие условия:
- одинаковая степень чистоты или смешанности цветов произведения.
- обобщающий налет какого-либо цвета.
- "световая вуаль", т.е. все цвета одинаково насыщены.
Типы колорита.
1) Насыщенный или яркий колорит. Главные признаки этого типа: максимально возможная насыщенность его элементов. Основные цвета: Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный ( + некоторые промежуточные: Оранжевый, Голубой, Фиолетовый, Пурпурный).
Применяется этот тип колорита:
- в "примитивных" культурах;
- в народном искусстве;
- в городском фольклоре;
- в искусстве китч (низкопробное искусство);
- в агитационной и рекламной графике;
- в авангардном течении живописи XX века;
- в детском, молодежном и спортивном дизайне;
- в искусстве народов южных и северных (прибалты, скандинавы, эскимосы) стран;
- в геральдике;
- в карнавальном искусстве.
2) Разбеленный колорит. См. рис2. Это подмесь белого цвета к цветам произведения. Был свойственен доживающему свой век дворянству. Применялись следующие сочетания: Белый, оттенки розового, золотого, желтого и т.д.
3) Зачерненный колорит. Это подмесь в произведение черного цвета. Произведения с зачерненным колоритом выражают тайну, трагизм, старость, угасание, черные мысли, в понимании мира нет ясности.
4) Ломанный колорит. Получается добавлением Серого. Является признаком усталости, пессимизма, предпочитается более пожилыми людьми.
5) Классический колорит. Цвета гармонизированы, не утомляют своей яркостью и насыщенностью, они всегда приглушены и смягчены чем-либо (см. любое классическое произведение).
В дизайне часто применяется смешение колоритов.