История музыкального воспитания в России и Беларуси
В ХХ веке
Принципы всеобщности и доступности музыкального образования, интереса (С.И. Миропольский, А.Н. Карасев, А.Л. Маслов, В.Н. Шацкая, Д.Н. Зарин).
Методика целостного урока музыки, тематическое построение факультативных занятий, исследование музыкального восприятия, интересов и вкусов (Н.Л. Гродзенская, В.Н. Шацкая).
Представители белорусской национальной культуры - педагоги, музыканты-просветители, ученые-исследователи, авторы учебников, методических пособий и школьных песенников (А. Гриневич, Ю.Н. Дрейзин). Музыка белорусских композиторов для детей.
Педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского - качественно новый этап развития музыкальной педагогики. Интерпретация системы Д.Б. Кабалевского в Беларуси.
Учебные пособия по методике музыкального воспитания в России
(Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, Л.В. Школяр) и Беларуси (В.Я. Ковалив,
Н.Н. Гришанович, В.Д. Юркевич, Л.С. Бабенко, Т.П. Королева и др.).
В белорусской программе по предмету «Методика музыкального воспитания» для высших учебных заведений Н.Н. Гришанович даны разделы, не противоречащие традиционному подходу: «Теория и история музыкального воспитания», «Музыкально-воспитательный процесс в современной школе», «Интерес и способности в музыкально-воспитательном процессе», «Музыкальное воспитание школьников на различных возрастных этапах». В белорусской программе по методике музыкального воспитания для педучилищ Н.И. Бракало довольно подробно рассматриваются формы приобщения школьников к музыке, что характерно для программ и учебных пособий для средних специальных учебных заведений. Свою специфику и особенности имеют методические пособия по обучению игре на инструменте. Так, в методиках обучения игре на фортепиано преобладает акцент на проблему развития способностей и на проблемы воспитания стилевой культуры (Г.М. Цыпин, А.Г. Каузова, А.И. Николаева и др.).
До революции музыкальное воспитание не было массовым, систематическим и государство не принимало в этом участия. Музыкальная классическая культура оставалась элитарной и недоступной большинству слоев общества, т.к. обучение музыке было очень дорогим, часто велось частным педагогом на дому (детей обучали музицированию, пению, игре на каком-либо инструменте).
После 1917 года происходят изменения. В 1918 году появилась Декларация о всеобщем трудовом образовании. Обязательными стали предметы эстетического свойства - ритмика, пение, рисование, музыка.
Вместо существовавших ранее разрозненных школ появилась единая двухступенчатая система образования (начальная школа - 5 лет, старшая школа - 4 года). Был создан МУЗО (музыкальный отдел), появляются программы обучения, требования к преподавателям в музыкальных школах и общеобразовательных учебных заведениях. Среди основных требований к педагогу - развивать у детей способности, эстетическое чувство. МУЗО выпустил бюллетень, где указывались качества, которыми должен обладать педагог музыкального воспитания: быть хорошим музыкантом и педагогом, уметь находить контакт с ребенком, обладать определенным запасом энциклопедических знаний.
В 20-е годы постоянно ищутся новые формы музыкального воспитания.
В 1922 году произошло знаменательное событие, повлиявшее на структуру обучения и сохранившее последнюю до наших дней: была проведена реформа музыкального образования. Вследствие реформы появились три ступени обучения: школы, дающие начальное музыкальное образование, техникумы - среднее (ныне музыкальные училища и колледжи) и консерватории – высшее. В соответствии с реформой были определены и дифференцированы цели и задачи этих учреждений, приняты новые учебные планы. Учащиеся, избравшие для себя профессию музыканта, в своем образовании должны были пройти все ступени академического роста.
Разноуровневая система музыкального образования потребовала разработки методов преподавания спецпредметов. Разработкой проблем музыкального образования и воспитания занимались видные ученые, педагоги, музыканты и общественные деятели XIX-XX столетий: Серов, Римский-Корсаков, Чайковский, Асафьев, Яворский, Майкапар, Кабалевский, Нейгауз, Островский, Агажанов, Баренбойм и другие.
Понятие «музыкальное обучение», применительно к детям синонимизированное с музыкальным воспитанием, имеет два основных смысловых значения. Первое предполагает общее музыкальное образование школьников, которое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательной школе и направлено на формирование музыкальной культуры учащихся посредством эмоционального восприятия произведений, ознакомления с основными жанрами и элементами музыкальной выразительности, обучения музыкальной грамоте без овладения музыкальными инструментами. Второе назначение музыкального воспитания обусловлено задачей профессионального обучения и сконцентрировано в сфере учреждений внешкольного или дополнительного образования. К таковым, прежде всего, относятся музыкальные школы. Задачей музыкальной школы является обучение игре на музыкальных инструментах и более глубокое (по сравнению с уроками музыки в общеобразовательной школе) профессиональное постижение всех сторон музыкального искусства.
В музыкальном воспитании духовного и светского характера в XIX — начале XX века главное внимание уделялось обучению пению. В связи с авторитарностью педагогического подхода проблемы интерпретации художественного образа предположительно решал учитель. Моделирование как методический прием применялось при разучивании вокально-хорового репертуара для постижения главным образом звуковысотности — метод Шеве, методика подвижного «до», буквенная система, цифровая система, система относительной сольмизации, болгарская столбица (метод Тричкова), сольфеджирование. Б.Л. Яворским и Б. Асафьевым была вписана новая страница в методику музыкального воспитания, когда внимание школьников обращалось на восприятие музыки и «наблюдение» за развивающейся музыкальной тканью, что потребовало мысленного моделирования в образах. Б.Л. Яворский обогатил отечественную методику на основе идеи развития творческих способностей, создавая своеобразные художественные мастерские: движение, инсценировка, театрализация, живопись, литература — все стало материалом для постижения музыкального искусства.
С большим интересом в России, затем и в Белоруссии отнеслись к системе швейцарского создателя системы музыкального воспитания начала ХХ века Э. Жак-Далькроза. По данной системе дети приобщались к музыке доступными средствами выражения через познание мелодики, ритма, эмоционального содержания «сердцем», без освоения трудоемкой техники развития голоса или обучения игре на инструменте. Ритм и закрепленный за ним двигательный алгоритм являются первоосновой постижения музыки. Материал для моделирования на основе движений предлагалось усвоить прочно, чтобы все получалось автоматически. «Переводя все движения, воплощающие различные длительности и ударения, в категорию автоматических, мы тем самым освобождаем ум для решения новых музыкальных задач, и в результате усвоение музыки со стороны ритмической происходит необыкновенно быстро, легко и точно».
Интересны идеи С. Танеева, который еще в начале ХХ века предлагал довольно удобную и простую схему для приобщения народа к музыкальной культуре: несколько предметов, в том числе музыкальная литература, в центре с хоровыми занятиями. Эта модель позволяла развивать музыкальные способности в процессе приобщения к музыкальной деятельности всех желающих.
В основе методики В.Н. Шацкой, Н. Гродзенской лежали объяснительно-иллюстративный и лекционный способы презентации музыкального материала и модели построения занятий. Н.Я. Брюсовой разрабатывалось содержание и методика проведения уроков музыки.
Кульминации развитие опытов по импровизации и сочинению музыки — фактически моделирование из речевой и музыкальной ткани — достигло в опыте немецкого композитора и педагога Карла Орфа. Импровизация по модели с помощью декламации, элементарных движений, элементарных ритмов, элементарных музыкальных инструментов — все в процессе обучения по определенным алгоритмамподводило ребятк познанию музыкального искусства, жизни через элементарное творчество. В системе К. Орфа представлена полноценная коллекция моделей для обучения элементарному творчеству детей (5 томов «Шульверка»), которые принято называть алгоритмами творчества. Отдельные элементы данной системы с успехом используются в школах России и Беларуси.
Изучение мелодий на основе закрепления символов за ступенями лада — система слогов и ручных жестов, применявшаяся еще в Англии в XIX веке Сарой Гловер и Джоном Кервеном, а затем ставшая одним из основных методов системы Золтана Кодаи в XX веке в Венгрии, — также получило весьма широкое распространение. Данный метод известен как «система относительной сольмизации», «релятивная система», используется в школах стран Прибалтики, в отдельных школах России, Беларуси и других странах.
Для обеспечения системы методической подготовки к настоящему времени в мировой практике создано ведущими методистами немало учебных пособий. В Беларуси традиционно по методике музыкального воспитания наиболее востребованы учебные пособия российских авторов, специально занимающихся проблемами музыкального образования в известных лабораториях научно-исследовательских институтов и на кафедрах высших учебных заведений.
История массового музыкального образования, теория музыкального образования, включающая концепции, цели и задачи общего музыкального образования, содержание, принципы, методы и приемы, проблемы развития музыкальных способностей, диагностику музыкального обучения, музыкальное воспитание школьников на различных возрастных этапах, содержание и организацию процесса музыкального обучения и ряд других вопросов, освещаются в большей или меньшей степени в каждом из них (учебные пособия О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Дмитриевой, Н.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр и др.).
Определенный вклад в развитие методической мысли в сфере общего музыкального образования и решении проблем методической подготовки будущего учителя музыки внесли белорусские авторы (Н.Н. Александрова, О.М. Алехнович, Л.С. Бабенко, Н.Н. Балакина, Н.И. Бракало, Н.Н. Гришанович, Е.П. Дихтиевская, В.Я. Ковалив, В.В. Ковалив, Т.П. Королева, В.А. Мистюк, А.Б. Нижникова, В.П. Рева, Е.А. Цымбалюк, В.М. Швед, В.Д. Юркевич, В.Н. Ященко и др.).
Наиболее полный экскурс в историю общего музыкального образования по определенным этапам (эпохи античности, средневековья, Возрождения, Просвещения) с выделением основных тенденций развития социально-культурной сферы на современном этапе можно найти в учебном пособии Л.А. Безбородовой и Ю.Б. Алиева «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях». Концептуальные основы системы общего музыкального образования, содержание и богатейший арсенал методов и приемов работы описаны в программе по музыке и работах Д.Б. Кабалевского. Основные разделы теоретического и практического аспектов методики преподавания музыки в общеобразовательных школах, соответствующие общедидактическим канонам, а также методологическая основа преподавания музыки даны в работах Э.Б. Абдуллина: в книге «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», в учебном пособии «Методологическая культура педагога-музыканта» и др. Методика музыкального воспитания младших школьников на основе теории музыки отражена в работе М.С. Осеневой, Л.А. Безбородовой.
В научно-методическом пособии Л.В. Школяр, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской и др. «Теория и методика музыкального образования детей» специально рассматриваются идеи развивающего образования в музыкальной педагогике, а также содержится ряд интересных и новых по сравнению с традиционными учебными пособиями по методике глав: «Методы изучения крупных музыкальных произведений в школе», «Уроки сочинения», «Духовные акценты в музыкальном образовании» и др. Более традиционно выглядит учебное пособие тех же авторов «Музыкальное образование в школе». Новое видение решения актуальных для методической подготовки вопросов предлагает Е.Ю. Глазырина в книге «Музыка в четвертом измерении», в основу которой был положен интересный концептуальный подход — интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания. Здесь рассматриваются перспективы освоения школьниками музыки как художественного феномена мира. Однако научная направленность работы определяет малодоступность основных идей для учителя-практика.
Ю.Б. Алиев в качестве пособия для учителя-практика предлагает «Настольную книгу школьного учителя-музыканта», в который содержится описание опыта и рассуждений по вопросам преподавания музыки в общеобразовательной школе (программа, урок музыки, школьный хор, проблемы подросткового возраста и др.).
Теория и практика работы с хором, в том числе и детским, рассматривается в учебных пособиях В.Л. Живова, Д.Е. Огороднова, Г.П. Стуловой, Г.А. Струве и др. Методические системы вокально-хорового обучения прошлого и настоящего — один из разделов учебного пособия М.С. Осеневой, В.А. Самарина «Хоровой класс и практика работы с хором», где прослеживается ряд публикаций по развитию голоса и работе с хором известных музыкальных деятелей, авторов XIX–XX веков (М.И. Глинка, А.Е. Варламов, Г.Я. Ломакин, А.И. Рожнов, С.И. Миропольский, А.Н. Карасев, О.В. Вольшевский, А.Л. Маслов, А.В. Никольский, П.Г. Чесноков и многие другие).
Репертуарно-методические пособия и программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой и др. представляют собой особую страницу в методической литературе, содержащую музыкальный репертуар, укрепляя тем самым взаимодействие непосредственно самой музыки с предлагаемыми методическими решениями, а также предлагают методические разработки уроков .
В 70-х годах ХХ столетия была предложена система музыкального воспитания для общеобразовательной школы Д.Б. Кабалевским и сотрудниками лаборатории НИИ школ, которая содержит богатый арсенал методических моделей изучения музыкального искусства. Система музыкального воспитания как модель, модель программы по музыке, сценарии-инструкции как более частные модели. Схемы-модели изучения популярных музыкальных жанров, модели решения познавательных проблем. Модели ознакомления с музыкальными понятиями, средствами музыкальной выразительности, модели введения в урок музыки различных методов и приемов (взаимосвязи музыки с другими видами искусств, сравнения, сопоставления). Модели организации разных форм приобщения к музыке, модели общения, модели решения задач нравственного воспитания, модель методического комплекса для учителя музыки и многое другое можно найти в методическом комплексе, обеспечивающем данную систему. Д.Б. Кабалевским предложено достаточно много образных моделей для понимания музыкального искусства. Легенда о Земле, покоящейся на трех китах, сказки, где содержатся закодированные в особом чувстве модели отношения к мастерству в искусстве, живописные полотна известных художников, помогающие проникновению в вечные темы искусства (в методическом комплексе предусмотрен комплект слайдов) и т.д.
Большой вклад в разработку содержания и методов подготовки учителя музыки внес Э.Б. Абдуллин, введя в теорию урока музыки понятие «действие», показав при этом последовательное конструирование тематических уроков из таких действий. Им же разработана методологическая основа музыкально-педагогического моделирования уроков, базирующаяся на таких методах, как метод эмоциональной драматургии, метод музыкального обобщения, метод перспективных и ретроспективных связей.. А.А. Ковалевская, описывая вклад известных музыкантов-педагогов в теорию музыкального воспитания, констатирует: «Э.Б. Абдуллин разработал модель методологической подготовки учителя музыки, условия, особенности содержания и функционирования которой базируются на связи с социальной практикой, системой профессиональной подготовки специалистов». Она же формулирует с точки зрения моделирования характерные особенности путей формирования музыкального восприятия, разработанные Е.Д. Критской: «Е.Д. Критская выделяет три модели развития музыкального восприятия. В основе первой лежит стремление построить музыкальное воспитание по типу профессионального, приспособление музыкальных дисциплин к условиям урока музыки и использование методик специального образования, т.е. формирование знаний, умений, навыков.
В данной модели доминирует дифференцированный поэлементный подход к разработке содержания и методов музыкального образования, преобладавший в 30–50-х годах. Другая модель ориентирована на общее музыкальное образование, просветительскую направленность уроков музыки. Данные модели восприятия отличает декларативно-просветительский характер. Третья модель восприятия, музыкально-целостная, утверждает, что восприятие должно основываться на интонационно-слуховом опыте учащихся и специальных знаниях. Поэлементный подход к развитию восприятия — это освоение ключевых знаний о средствах выразительности, т.е. поэлементное изучение музыкального произведения, восприятие как навык дифференцированного слышания. Интонационный подход — это восприятие музыкальной формы в единстве интонационной, аналитической сторон, «стилевое своеобразие музыки» (эпохальное, национальное, индивидуальное), процесс интерпретации музыкального произведения в соответствии с жизненным и музыкальным опытом». Интересные модели методических разработок уроков музыки, подбора музыкального материала, планирования уроков по четвертям содержатся в методических материалах Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
В Беларуси различные модели изучения музыки в условиях общеобразовательной школы имеются в программах, учебниках, методических работах, статьях и пособиях целого ряда авторов. Т.А. Боровик, Н.И. Бракало, Л.С. Бабенко, Н.Н. Гришанович, В.А. Мистюк, А.Б. Коженевская, В.Я. Ковалив, Королева, С.В. Лепешкин, В.П. Рева, В.М. Швед, Т.П. Н.В. Чудаева, Н.А. Прищак, В.Д. Юркевич и др.
Несколько в ином аспекте преломляется проблема моделирования в работах Л.В. Школяр, где рассматривается метод моделирования художественно-творческого процесса, который причисляется к универсальным и общим для искусства методам, требующим самостоятельности в добывании и присвоении знаний, творчества, развития способностей ребенка. Л.В. Школяр отмечает, что метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Она же указывает на смыслообразующую роль в художественно-творческом моделировании задачи: «Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу, — это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи. Л.В. Школяр характеризует сам процесс как полноценно творческий: «Моделирование художественно-творческого процесса — это, по сути, и есть прохождение пути рождения музыки, воссоздания ее как бы «изнутри» и проживание самого этого момента». Главный смысл в данном методе Л.В. Школяр видит в направленности на творчество детей в любых формах приобщения к искусству.
В качестве методического принципа рассматривается моделирование в освоении пространственно-временной и художественно-информационной природы музыкального искусства в работе Е.Ю. Глазыриной «Музыка в четвертом измерении» и называется принципом художественно-творческого моделирования. Описывая данный принцип, Е.Ю. Глазырина указывает: «Принцип художественно-творческого моделирования пространства-времени музыкального произведения предполагает включение учащихся в активный процесс по организации пространства и времени музыкально-звукового материала на разных стадиях реализации творческого замысла: зарождения художественной идеи, апробации ее художественного воплощения, сравнительного анализа получаемого результата с первоначальной художественной идеей. Процесс моделирования школьником художественного пространства-времени всегда детерминирован исходными факторами. В качестве таких определяющих творческий процесс факторов могут выступать: образ героя данного пространства-времени, особенности сюжета, стилевые признаки и жанровая принадлежность будущей музыкальной композиции, выбор инструментария и т.д.».
Интересен опыт Т.А. Боровик с точки зрения использования наглядных моделей в музыкальном воспитании, путей создания творческих моделей для практического освоения музыкальной ткани. Творческие этюды с помощью настроений-символов, пальчиковых игр, музыки и движения, рисунков, творческих этюдов можно найти в методическом материале Т.А. Боровик в интерпретации художника Т. Маниной.
Особую страницу в системе общего музыкального образования составляют точки зрения, идеи, концепции, программы, где предлагается видение новых путей развития подрастающего поколения, намечаются стратегии реализации модифицированных идеалов. Л.А. Баренбойм, Н.Н. Гришанович, Д.Б. Кабалевский, Т.П. Королева, В.В. Медушевский, Л.Е. Романенко В.А. Салеев, Л.В. Школяр, В.Л. Яконюк и др. Классическая модель содержания концепции музыкального воспитания дана в работе Л.А. Баренбойма «Путь к музицированию», где им выделяется и убедительно характеризуется пять наиболее принципиальных позиций в качестве прогрессивных тенденций: цели музыкального воспитания (гармония чувства и разума); география, поле деятельности (для всех детей без исключения); репертуарная политика (классическая, народная и современная музыка разных стран мира); развивающий характер обучения (развитие музыкальных и общих способностей); главный и определяющий акцент в методике и результатах обучения — творчество. В.Л. Яконюк с позиций философии музыкального образования выделяет три наиболее общие модели сопричастности человека и музыки: музыкальный утилитаризм, музыкальный дидактизм и музыкальный эстетизм, — однако перспективу поисков новой парадигмы музыкального образования видит в идеях феноменологии. В.Л. Яконюком, на наш взгляд, справедливо прогнозируется диверсификация образования в XXI веке — множественность и вариативность моделей на всех уровнях образовательной системы: «По мнению В. Штадтмана, различия элементов и звеньев образования могут быть программные, процедурные и системные, затрагивать отдельные части или престиж всего учебного заведения. Есть попытки придания диверсификации и более широкого значения, включая в это понятие «ценности и климат» диверсификации, а также ее структуру. При этом различают «внутреннюю» (разнообразие внутри отдельного учебного заведения) и «внешнюю» (разнообразие между учебными заведениями) диверсификацию (Р. Бирнбаум). Главная ценность идеи диверсификации заключается в возможности одновременного сосуществования различных альтернативных моделей учебного заведения, в полном использовании всех нововведений в системе образования».
С появлением компьютера моделирование получило неограниченные возможности, в том числе в музыкальном искусстве и музыкальной педагогике. Моделируются непосредственно звук и тембры различных инструментов и голоса, графические редакторы позволяют делать массу операций с графическими моделями, формализуются и моделируются стилевые особенности. Работа над музыкальным произведением может включать уже готовые ритмические или мелодические модели. В музыкальных программах типа «Музыкальный класс» содержатся модели лекций и уроков. В ряде музыкальных программ содержатся экскурсии — готовые модели уроков-экскурсий. В интерактивных программах прослеживаются модели общения. В программах типа «Караоке» содержатся популярные модели музицирования. В программах с возможностями студии реализуются различные модели работы, характерные для деятельности музыканта. Игровые и контролирующие программы содержат модели закрепления, стимулирования и контроля музыкального и общего развития учащихся (викторины, тесты, игры «музыкальный диктант», «крестики-нолики», «найди, угадай» и многие другие). Безграничные возможности имеет моделирование в виртуальной реальности: «В этом потоке воображения трудно определить границы между искусством, наукой и техникой, между действительностью и виртуальной реальностью. Преодоление диктата объективной необходимости, уход от социальной нужды, удовлетворение разнообразных потребностей и интересов, обретение личной свободы — все это требует адекватных каналов художественной коммуникации, способных транслировать эстетическую информацию. Эта функция на протяжении двадцатого века «обрабатывается» «техническими» искусствами», — указывает Б.В. Светлов в работе «Мультимедийная культура общества».
Развитие методики музыкального воспитания в России во второй половине ХХ века переживает качественный скачок. Происходит становление музыкальной педагогики как науки, которая рассматривает теорию и историю массового музыкального образования. Рождаются концепции, включающие в себя цели и задачи общего музыкального образования, содержание, принципы, методы и приемы, а так же проблемы развития музыкальных способностей и диагностику музыкального обучения, музыкальное воспитание школьников на различных возрастных этапах, содержание и организацию процесса музыкального воспитания, и ряд других вопросов.
Концептуальные основы системы общего музыкального образования, содержание и богатейший арсенал методов и приемов работы в 70-х годах ХХ столетия были предложены программой музыкального воспитания для общеобразовательной школы Д.Б.Кабалевского.
Программа, созданная под его руководством, была утверждена в России в качестве обязательной в начале 80-х годов. Наиболее удачными положениями программы являются: формулировки тем, их последовательность и содержание; поурочные разработки занятий для начальной школы, тезис о том, что музыка должна быть не изучаемым, а наблюдаемым явлением. В программе раскрываются сущностные свойства музыки: жанровые основы музыкального тематизма и жанровые особенности музыки, интонационность, принципы музыкального развития, значение музыкальных средств в создании образного строя музыкального произведения и т.д.
Параллельно с ней разрабатывал свою программу Ю.Б.Алиев.
В программе по музыке, разработанной по его руководством, большое внимание уделяется хоровому пению школьников, разнообразию различных видов музыкальной деятельности учащихся, межпредметным связям. Его методика сочетает проблемно-поисковые и репродуктивные методы презентации и усвоения музыкального материала. Большое значение придается контролю над качеством усвоения знаний и обратной связи в процессе музыкального обучения. В наибольшей степени Алиевым разработана проблемная методика, направленная на развитие у школьников способности стилеразличения.
Ольга Александровна Апраксина автор и составитель многих книг: «Методика музыкального воспитания в школе» (1983), «Хрестоматия по методике музыкального воспитания» (1987), «Из истории музыкального воспитания» (1990).
Наталья Алексеевна Ветлугина изучала методику музыкального воспитания в детском саду. Автор работ, посвященных дошкольному музыкальному воспитанию. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» (1983). Одна из немногих, кто в таблице дала классификацию методов музыкального воспитания.
Геннадий Моисеевич Цыпин– доктор педагогических наук. Разрабатывает теорию развивающего обучения. В его пособии «Методика обучения игры на фортепиано» (1984) есть глава, посвященная музыкальным способностям, так же затрагиваются проблемы становления стилевой культуры.
Эдуард Борисович Абдуллин – доктор педагогических наук, один из главных помощников Д.Б.Кабалевского по созданию методического комплекса для учителей музыки по программе. В книге «Теория и практика музыкального воспитания в общеобразовательной школе» (1982) и учебном пособии «Методологическая культура педагога-музыканта» (1984) даны основные разделы теоретического и практического аспектов методики преподавания музыки в общеобразовательных школах, соответствующие общедидактическим канонам методологических основ преподавания музыки.
Лев Аронович Баренбойм (1906 - 1985) –советский музыковед, пианист. Доктор искусствоведения. Исследовал проблемы фортепианной педагогики, тенденции массового музыкального воспитания в разных странах. В работе «Путь к музицированию» (1979) обобщает и дает анализ педагогических подходов к становлению музыкальной культуры личности, выделяя пять наиболее принципиальных позиций
Дмитрий Ерофеевич Огороднов –создатель специфичной методики развития детского голоса в процессе хоровых занятий. В книге «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» (1972) рассматривается теория и практика работы с детским хором.
Людмила Валентиновна Школяр –доктор наук, директор Института художественного образования РАО. Занимается проблемами становления урока музыки, как урока искусства. Рассматривает развивающее образование в музыкальной педагогике школы. Разрабатывает методику музыкального воспитания детей 6-летнего возраста, метод моделирования художественно-творческого процесса, который причисляется ею к универсальным и общим для искусства методам. Главный смысл метода видит в направленности детей на творчество в любых формах музыкальной деятельности.
Елена Дмитриевна Критская –в научно-методических пособиях, написанных в соавторстве с Л.В.Школяр и М.С.Красильниковой «Теория и методика музыкального образования детей» (1987), «Музыкальное образование в школе», специально рассматривает идеи развивающегося образования в музыкальной педагогике. Изучает пути развития и формирования музыкального восприятия, выделяя в этом процессе поэлементный (освоение ключевых знаний о средствах выразительности) и интонационный (восприятие музыкальной формы в её единстве) подходы. Методы интонационно-стилевого постижения музыки, стиль – как интонационная система. Её репертуарно-методические пособия представляют особую страницу в методической литературе.
Вячеслав Вячеславович Медушевский -доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Поднимает проблемы становления духовной культуры личности через познание духовности лучших произведений музыкального искусства. Выявляет духовные акценты в содержании музыкального образования. Утверждает важность интонационно-смыслового анализа музыки на уроке. В своей книге «Внемлите ангельскому пению» (2000) подходит к обоснованию православной концепции музыкального воспитания детей.
Людмила Георгиевна Дмитриева –в соавторстве с Натальей Ивановной Черноиваненко систематизировала материал по основным проблемам музыкального воспитания, составляющий предмет методики. Учебник для педагогических училищ «Методика музыкального воспитания в школе» (2000) подробно рассматривает основные виды музыкальной деятельности детей, даются методы и приемы организации этой деятельности.
Марина Степановна Осеннева –занималась изучением методической системы вокально-хорового обучения в её историческом развитии. Написала ряд публикаций по развитию голоса и работе с хором известных музыкальных деятелей, авторов ХIХ – ХХ веков. Методика музыкального воспитания младших школьников на основе теории музыки отражена в работе, написанной в соавторстве с Л.А.Безбородовой «Методика музыкального воспитания младших школьников» (2001). В этом учебном пособии особое внимание уделяется технологии проведения уроков музыки и внеклассных музыкальных занятий, причем акцент делается на становлении духовной культуры младших школьников.
Людмила Александровна Безбородова– в соавторстве с Ю.Б.Алиевым в учебном пособии «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» (2002) дает наиболее полный экскурс в историю общего музыкального образования по определенным этапам (античности, средневековье, Возрождение, Просвещение) с выделение основных тенденций развития социально-культурной сферы на современном этапе.
Итак, во второй половине ХХ века методика музыкального воспитания перестала быть лишь обобщением передового педагогического опыта, каким она являлась в первой половине столетия. Сегодня она - результат специальных исследований в области теории музыкального воспитания, социальной роли музыкального искусства, музыкальной психологии. И на современном этапе ведутся активные поиски в концепциях, содержании, точках зрения и видении проблем в целях обогащения методики преподавания предмета, где предлагается видение новых путей развития подрастающего поколения.