Родовое деление художественной литературы
Эпос | Лирика | Драма |
1) объективное начало; 2) событие; 3) повествование (нарративность); развернутые описания; рассуждения; 4) речь автора и речь персонажей; 5) прозаическая форма (исключение – басня, роман и повесть в стихах); 6) части, главы, эпизоды; 7) изображение прошедшего времени. | 1) субъективное начало; 2) переживание; 3) медитация; 4) монолог; эмоционально-экспрессивная речь лирического героя; 5) стихотворная форма; 6) строфы; 7) изображение настоящего, прошедшего и будущего времени. | 1) синтез объективного и субъективного; 2) действие; 3) диалог, полилог, монолог; сценичность; 4) речь персонажей; преобладание элементов разговорной речи; 5) прозаическая и стихотворная форма; 6) перечень действующих лиц, действия, явления, сцены…; 7) изображение настоящего времени. |
Все обозначенные выше роды литературы проявляются через определенные жанры.
Понятие жанра в качестве литературоведческого термина возникло в XVI веке во Франции для обозначения поэтических рода и вида, намеченных еще в поэтике Аристотеля. Позднее Буало, Готшед и Сумароков дали этому термину истолкование с позиций классицизма. Большую роль в определении термина сыграли Гегель и Белинский.
По определению П.А. Николаева, литературные жанры – это сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема классификации произведений, выявления в них общих – жанровых – признаков. Основные трудности классификации связаны с историческим изменением литературы, с эволюцией ее жанров.
Количество и характер жанровых признаков – величина переменная в истории литературы, что находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствующих в писательской и читательской практике представлений о жанрах.
Большинство жанров возникло в глубокой древности. Развиваясь и изменяясь в литературном процессе, они, тем не менее, сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По словам М.М. Бахтина, «жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития». В этом высказывании подчеркнута огромная роль жанров в обеспечении литературной преемственности.
При изучении жанров литературоведами разграничиваются их наиболее устойчивые и преходящие признаки. В литературном процессе жанр всегда предстает элементом определенной жанровой системы, принципы которой зависят от конкретно-исторических особенностей художественного мышления.
В ХIХ веке, когда в европейских литературах произошла перестройка всей жанровой системы, жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойственен и нашему времени.
Эпические жанры делятся на три группы: большие (эпопея, роман), средние (повесть, сказка) и малые эпические жанры (рассказ, новелла, очерк, басня).
Эпопея. Эпопею обычно характеризуют как монументальное историко-героическое повествование о событиях, глубоко вошедших в народную память, имеющих общенациональное значение. По определению В.В. Кожинова, это «наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы»[154].
Различают древнюю (и средневековую) героическую эпопею и эпопею нового времени, называемую иногда романом-эпопеей.
Героические эпопеи, создававшиеся всеми народами в определенную эпоху их развития, уходят своими корнями в фольклор, в мифологию (древнегреческая «Илиада», карело-финская «Калевала», французская «Песнь о Роланде», мордовская «Масторава»). Содержание и строение героических эпопей многогранно и сложно. В них, как правило, запечатлелся опыт народа в период его становления, отразились различные стадии и стороны этого процесса. В основе художественности древних эпопей лежит величественная героика, так как выступающие в них человеческие образы олицетворяют собой весь народ и решают своими деяниями судьбу целого общества и государства.
Расцвет новой формы эпопеи имеет место в ХIХ веке, когда были созданы «Человеческая комедия» О. Бальзака, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, «Ругон-Маккары» Э. Золя, «Война и мир» Л. Толстого и др. Эпопея занимает большое место и в литературе ХХ века («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Семья Тибо» Мартена дю Гара и др.).
По мнению В. Кожинова, «для эпопеи нового времени характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности»[155]. Это определяет большой объем произведения и обусловливает сложности его создания. Например, в мордовской литературе жанр эпопеи не освоен писателями до сих пор, хотя имеются романы, имеющие большой объем (как правило, 3 тома) и характеризующиеся сложностью сюжетно-повествовательной организации.
Роман. М.М. Бахтин указывал на то, что изучение жанра романа отличается особыми трудностями, обусловленными его своеобразием. Он отмечал, что роман – единственный становящийся и еще не готовый жанр. Жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей. В качестве основных структурных особенностей, отличающих роман от всех остальных жанров, Бахтин называет следующие: 1) стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе; 3) новую зону построения литературного образа в романе, именно зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности.
Роман, по определению В.В. Кожинова, – «большая форма эпического жанра литературы нового времени. Его наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, отсюда большой объем сравнительно с другими жанрами»[156]. Все эти черты характеризуют основные тенденции развития романа и проявляются крайне многообразно.
Роман в собственном смысле начинает формироваться лишь в конце эпохи Возрождения. Он, в отличие от эпопеи, явился эпосом частной жизни. Роман выступает как изображение будничной повседневной жизни во всей многогранности ее проявлений. В личных судьбах основных персонажей писатели раскрывают самое широкое и глубинное содержание общественной жизни эпохи.
Роман достигает зрелости в XVIII веке; в течение этого века завоевывает господствующее положение в литературе (социально-бытовой роман Филдинга и психологический – Ричардсона, Руссо, Гете). Классическая эпоха романа – вторая треть XIX века.
В мордовской литературе жанр романа осваивается писателями, начиная с 30-х годов ХХ столетия. Самое широкое распространение получил социально-бытовой роман (И. Девин «Трава-мурава», Т. Кирдяшкин «Широкая Мокша», К. Абрамов «Найман») и исторический (К. Абрамов «Пургаз», М. Петров «Боярин российского флота»). Опыт тридцатилетнего развития мордовской романистики обобщен в книге Б.Е. Кирюшкина «Мордовский советский роман», где он показал зарождение и формирование этого жанра в мордовской литературе, его движение к идейно-художественной зрелости и национальному своеобразию. Исследователь рассмотрел общие черты этого жанра и в других литературах Поволжья, выделил некоторые общие тенденции и закономерности в формировании, становлении младописьменного романа как жанра, в частности, подчеркнул роль фольклора и русской литературы в его развитии, неразрывную связь с жизнью своего народа. Анализ мордовского романа осуществлен автором в контексте творческой индивидуальности его создателей.
В мордовской литературе, как и в других поволжских литературах, получил распространение жанр романа в стихах. Произведения такого жанра создавались в 30-е годы, создаются и сейчас (А. Лукьянов «Кинель» (1933), А. Куторкин «Ламзурь» (1941), «Яблоня у большой дороги» (1958), И. Калинкин «Женщина и река» (1995)). Литературовед Б. Кирюшкин, говоря о национальной специфике романа Куторкина «Яблоня у большой дороги», подчеркнул, что для него характерен колоритный эрзя-мордовский язык и народно-эпический стиль повествования (в художественную ткань произведения органически вплетены песни, сказания и легенды и др.); что в героях романа воплощены черты национального характера; правдиво показаны быт и нравы народа.
Повесть– эпическое произведение средней формы. Устоявшегося определения повести в литературоведении до сих пор нет. В родовом типологическом плане она принципиально не отличается от рассказа или от романа. Именно поэтому на протяжении целого века господствовала в литературоведении точка зрения В.Г. Белинского, утверждавшего, что повесть – это «тот же роман, только в меньшем объеме». В последнее время высказываются и иные суждения.
Писатель и литературовед В. Шкловский[157], исследовавший историю термина, указывает на фактическую достоверность произведений, определяемых как повесть. Отметим, что с представлением о достоверном сообщении понятие «повесть» связывал А.С. Пушкин.
Таким образом, в основе жанра лежит хроникальность, достоверность описываемых событий, связанная часто с реальными фактами и лицами, но с обязательным условием их обобщения. В повести все действие сосредоточено вокруг одного главного героя (реже нескольких), но повествование не ограничивается одним сюжетным эпизодом, как, например, в рассказе, а описывается ряд событий, которые даны в развитии; герои вступают между собой в сложные взаимоотношения в течение значительного отрезка времени, однако действие при этом не имеет многопланового развития.
«Повесть, – писал А.И. Солженицын в автобиографической книге «Бодался теленок с дубом», – это то, что чаще всего у нас гонятся называть романом: где несколько сюжетных линий и даже почти обязательна протяженность во времени. А роман (мерзкое слово! нельзя ли иначе?) отличается от повести не столько объемом и не столько протяженностью во времени (ему даже пристала сжатость и динамичность), сколько – захватом множества судеб, горизонтом взгляда и вертикалью мысли».
В мировой литературе жанр повести четко не вычленяется[158].
Повесть – жанр актуальный, живо реагирующий на новые явления жизни, поэтому она стала одним из ведущих жанров в мордовской литературе. Характерными чертами повести, по мнению Н.В. Карабановой[159], являются: «ярко выраженная объективация изображения; определенность событийной основы; высокая степень воссоздания действительности; внутренняя завершенность; строгая подчиненность всех элементов образной структуре произведения; аналитика; достоверность изображаемых событий; особый тип повествования». А.И. Брыжинский[160] и Н.В. Карабанова выделяют биографическую, лирическую, фантастическую, философскую, героическую, мемуарную и другие повести. Несмотря на то, что названные разновидности мордовской повести достаточно аргументированы литературоведами, отметим, что они во многом условны, поскольку речь идет о художественной литературе, в которой каждое произведение насыщено неповторимым жизненным содержанием, воплощенным в своеобразной форме. И как бы мы ни старались, не сможем обнаружить ни чисто лирической, ни чисто философской, ни героической повести. Речь в данном случае может идти лишь о расстановке акцентов при раскрытии актуальных проблем человеческого бытия.
В литературоведческой науке в качестве отдельного жанравыделяют такжезаписки –произведение эпического характера, содержащее в себе размышления о пережитом и подразумевающее выражение личного отношения автора или рассказчика к описываемому. В числе такого рода произведений «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя, «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Записки из мертвого дома» Ф.М. Достоевского, «Записки институтки» Л. Чарской, «Записки юного врача» М. Булгакова.
Рассказ и новелла. Рассказ(морд. ёвтнема – эрз., азкс – мокш.) – это малая форма эпической прозаической литературы. Термин «рассказ» не обладает строго определенным значением и находится в сложных, не установившихся отношениях с терминами «новелла» и «очерк». В частности, литературовед Н.А. Гуляев отмечает, что четких признаков, отграничивающих новеллу от рассказа, нет. Однако исследователи находят ряд специфических черт в ее структуре, которые с наибольшей отчетливостью обнаруживались в начальный период становления и развития новеллистического жанра. Далее ученый подчеркивает, что новелла возникла в эпоху Возрождения. В связи с особенностями содержания, основанного на том, что герой, обуреваемый пылкими страстями, прибегает ко всевозможным уловкам и достигает вожделенной цели, новелла обладает весьма динамичной интригой. Она часто строится на комизме положений, ей не достает психологической разработки характеров. Следует, однако, отметить, что данное утверждение литературоведа не имеет отношения к литературе нового времени, поскольку можно привести множество примеров, свидетельствующих о психологизме (Т. Манн «Марио и фокусник» и др.).
В основе новеллы лежит нередко какое-нибудь необычное происшествие из жизни отдельного человека или анекдотический случай с острой неожиданной развязкой. Этими чертами новелла отличается от рассказа, в котором повествуется о самых обычных событиях действительности, ничем внешне не примечательных.
Хотя приведенные выше умозаключения имеют под собой реальную почву, на наш взгляд, деление произведений на жанры рассказа и новеллы больше связано с литературной традицией, нежели с ярко выраженными особенностями их содержания. В западноевропейской литературе гораздо чаще мы встречаемся с жанром новеллы, а в русской – рассказа. От рассказа, по утверждению М. Горького, «требуется четкость изображения места действия, живость действующих лиц, точность и красочность языка, рассказ должен быть написан так, чтобы читатель видел все, о чем рассказывает автор»[161].
Рассказ как жанр отличается однопроблемностью, строгой сосредоточенностью на чем-то одном. В рассказе, как правило, число действующих лиц сведено к минимуму, действие начинается без подготовки, внезапно, заканчивается без дальнейших рассуждений о судьбе героев. Малый объем и предельная краткость изложения предъявляют особые требования к главному герою, интонации и эмоционально-оценочному слову, подтексту и художественной детали. В качестве классического примера можно привести любой из рассказов А.П. Чехова: «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и др.
В мордовской литературе жанр рассказа получил так же широкое распространение. Национальная литература богата различными формами рассказа: рассказ-воспоминание, рассказ-событие, рассказ-исповедь и др.[162]. А.И. Брыжинский среди многообразия разновидностей рассказа в мордовской литературе выделяет «лирику в прозе»: рассказы-раздумья, рассказы-настроения, миниатюры, этюды и др., – а также триптих (три картины, объединенные одной идеей, темой, сюжетом). Ученый акцентирует внимание и на таком жанре, как «бывальщина», или «из жизни старины», уходящем своими корнями в устное народное творчество. Наряду с названными жанрами А.И. Брыжинский выделяет художественную зарисовку, а также малые формы сатирической прозы – фельетон, юмореску, мизолкс (улыбку), раксему (высмеивание).
Очерк, по определению П.А. Николаева, – описательно-повествовательный рассказ, имеющий обычно нравоописательную проблематику. Сюжет в очерке играет меньшую роль, чем диалог, описание обстановки, авторское отступление и т.д. Об очерке как жанре в литературоведении ведутся споры. Многие исследователи считают документальность его обязательным признаком. Однако опыт русской литературы XIX века (очерки Тургенева, Салтыкова-Щедрина) показывает, что очерк может и не опираться на происшествия реальной жизни, что документальность в нем не обязательна. Жанровая специфика очерка более четко обнаруживается в его композиции, по преимуществу описательной и гораздо более свободной, чем в новелле и повести.
В литературе очерк получает теоретическое признание в 40-х годах XIX в., когда он оформляется как типично нравоописательный жанр, получивший название «физиологии». Писатели русской «натуральной школы» решали в физиологическом очерке задачи демократизации литературы, пристального художественно-публицистического изучения «толпы».
По мнению Н.А. Гуляева, очерк отличается от других эпических жанров предметом изображения, универсализмом своих интересов. Очерк дает художественными средствами информацию о жизни во всем ее объеме. Специфика очерка заключается также в подходе к изображению жизненных явлений: очеркист прослеживает не судьбу человека, его интересует общественная жизнь как таковая во всех ее измерениях. Отсюда взволнованность повествования, публицистическая страстность в оценке изображаемого.
Характерная черта очерковой литературы – аналитичность, логически вытекающая из ее задач и предмета изображения.
Жанр очерка получил свое развитие и в мордовской литературе. Известны очерки И. Антонова («Разлив на Алатырь-реке», «Ухабы на дорогах»), М. Бебана («Эрзянская красавица»), Г. Пинясова (сб.: «Ялгане и содафоне» («Друзья и знакомые»), А. Доронина «Кинть ютасы молицясь» («Дорогу осилит идущий») и др.
Басня – это нравоописательный жанр, заключающий в себе краткое аллегорическое повествование и вытекающее из него поучение (мораль). Если даже поучение не «формулируется» в тексте басни, оно подразумевается; взаимосвязь поучения с сюжетом басни и составляет ее эпическую основу. В поучительном басенном сюжете действующими лицами чаще всего являются условные басенные животные, птицы, звери. Прибегая к иносказанию, баснописец имеет возможность остро высмеивать негативные явления действительности. Особенность басни – краткое, стремительное развитие сюжетной линии, ограниченное число действующих лиц, завершенность действия нравоучением (моралью), которым басня может начинаться или заканчиваться. В.Г. Белинский, например, сравнивал басню И.А. Крылова с маленькой комедией с лицами и характерами, воспроизводящей острые жизненные конфликты динамичным, сочным диалогом. Язык басен близок к живому разговорному языку, так как это, по преимуществу, жанр произносимый.
Басня возникла еще задолго до нашей эры у народов древнего мира – в Греции, Индии, Египте. Наибольшую известность приобрели басни Эзопа (V-VI вв. до н.э.), оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие этого вида эпического творчества. По имени Эзопа впоследствии иносказательную речь стали называть «эзоповым языком». Позднее басни Эзопа были переложены стихами на латинский язык Федром (I в. до н.э.). В дальнейшем они стали достоянием всех европейских литератур.
Басня в разных национальных литературах приобрела яркую национальную самобытность. В России басня получила широкое распространение уже с середины XVIII века. Первые басни были написаны Антиохом Кантемиром (в 30-е гг.), затем к этому жанру обращались В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков.
Басня достигает своего расцвета в творчестве И.А. Крылова, получает реалистическую выразительность, сатирическую направленность и типичность образов.
В мордовской литературе широко известны басни М. Бебана (сборники «Моя весна» (1957), «Нюди и кенди» – «Свирель и оса» (1960) и др.); И. Шумилкина («Солнце и туча» (1967), «Коза в саду» (1985) и др.), а также других авторов.
К малым жанрам эпоса относится аполо’г(от греч. apologos – рассказ), определяемый как краткое иносказательно-нравоучительное повествование из жизни животных и растений. Данный жанр рассматривается как предшественник басни. Он возник на Востоке в 3-4 вв. Подобные произведения имели место в древнерусской литературе. Например, аполог об охотнике и единороге приведен Л.Н. Толстым в его «Исповеди» (1879-1882). В XIX веке пользовались популярностью «Апологи в четверостишиях» И.И. Дмитриева, вышедшие в свет в 1826 году.
Лирические жанры. По утверждению П.А. Николаева, жанры литературной лирики формировались на основе народной лирической песни, в ее различных разновидностях.
Ода – стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет (историческое событие, личность великого человека и т.д.). Ода как литературный жанр возникла в древнегреческом искусстве. Она представляла собой хоровую песню, исполняющуюся с танцами; различалась ода хвалебная, плачевная и плясовая. Праздничные оды, созданные Пиндаром, прославлявшие победителей спортивных состязаний, своей широкой известностью закрепили за термином «ода» значение восхваляющего произведения. В древнеримской поэзии Гораций разлучил оду и музыку, превратив оду в собственно литературный жанр.
В европейской литературе ода самое широкое распространение получила в эпоху классицизма. Н. Буало в «Поэтическом искусстве» так сказал об оде:
Пусть в Оде пламенной причудлив мысли ход,
Но этот хаос в ней – искусства зрелый плод.
Классицисты относили оду к высоким жанрам и придерживались определенных правил при ее написании. Композиция оды должна была отличаться «беспорядком», за которым скрывалась строгая логика, язык должен был быть «украшен» мифологическими образами, тропами, риторическими фигурами, всеми приемами ораторской речи, строфика выдержана по определенной схеме. Например, русская ода писалась четырехстопным ямбом и десятистрочными строфами. В. Тредиаковский в «Рассуждении об оде» дал ей такую характеристику: в ней «описывается всегда и непременно материя благородная, важная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных».
Расцвет оды в России связан с именами Ломоносова и Державина. Основной пафос этих од – служение отечеству. В XIX веке в оде появился обличительный пафос (Радищев «Вольность», Пушкин «Вольность»). Эти оды в противовес восхвалению царей воспевают борьбу с тиранией, свободолюбие, «народов вольность и покой».
В XX веке ода почти полностью выходит из употребления, вытесняясь новыми жанрами. Термином «ода» В. Маяковский обозначил одно из своих произведений («Ода Революции»).
Поскольку мордовская литература получила свое развитие именно в XX веке, то жанр оды в ней – редкое явление. В качестве примера можно привести оду А. Моро «Ода В.И. Ленин лемсэ библиотекантень» («Ода библиотеке имени В.И. Ленина») и А. Сульдиной «Ода конёвонтень» («Ода бумаге»).
Элегия – стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенности жизнью. Н. Буало так определил элегию:
В одеждах траурных, потупя взор уныло,
Элегия, скорбя, над гробом слезы льет.
Не дерзок, но высок ее стиха полет.
Она рисует нам влюбленных смех, и слезы,
И радость, и печаль, и ревности угрозы;
Но лишь поэт, что сам любви изведал власть,
Сумеет описать правдиво эту страсть.
Элегия определилась в древней Греции в VII веке до н.э. как стихотворение, написанное, независимо от содержания, элегическими двустишиями, состоящими из гекзаметра и пентаметра.
Некоторые литературоведы (в частности П.А. Николаев) высказывают мысль о том, что элегия произошла от древнегреческой похоронной песни. В древнегреческой поэзии (Мимнерм) и римской (Овидий) элегия была преимущественно любовной по своей тематике. Расцвет элегии связан с романтизмом, одним из мотивов которого была «мировая скорбь». Обычным размером элегии был ямб.
По утверждению Н.А. Гуляева, элегия имеет свои жанровые признаки. Не всякое стихотворение, проникнутое грустью, можно отнести к элегической поэзии. В творчестве поэта-элегика грусть концептуальна – она результат осознания противоречий действительности (между жизнью и смертью, добром и злом).
Элегии писали В. Жуковский, А. Пушкин, А. Некрасов и др., в мордовской литературе – П. Гайни, А. Арапов, А. Доронин («Элегия»), П. Алешина «Тядянь и стирень ризф» («Печаль матери и дочери»).
Романс– лирическое произведение на любовную тему для исполнения с музыкой. По определению М.Л.Гаспарова, романс – «стихотворение, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение; обычно – небольшое лирическое произведение, строфическое, со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией, без отчетливых жанровых признаков»[163].
Термин «романс» берет свое начало от слова «романсеро», обозначающего средневековые испанские народные песни. Однако родиной романса считается Франция, где в XIII веке он оформился как жанр.
В XIХ веке в России романсами стали называть стихи, отличающиеся мелодичностью, напевностью, романсовым строем стиха: разделением на строфы, чаще – восьмистишия, при этом строфы не замкнуты сами в себе, а выражают нарастание лирического чувства. Изобразительно-выразительные средства языка, используемые в романсах, характеризуются повышенной экспрессивностью. Для романса, как правило, характерны углубленный психологизм и драматизм.
Романсами стали произведения А. Грибоедова, А. Пушкина, А. Дельвига, А. Толстого, А. Фета, Я. Полонского и др.
Литературоведы (Соболева Г.Г., Волкова С.И.) выделяют такие разновидности романса: старинные, бытовые, сентиментальные, народные, классические, жестокие, цыганские; по среде возникновения – ямщицкие, мещанские, городские и т.д.
В мордовской литературе романсы созданы на стихи А. Арапова, А. Терентьева (и др.) композиторами Г. Вдовиным, Н. Кошелевой. А. Арапов некоторые свои стихи сам переложил на музыку.
Послание (морд.кучома, или серма) – произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу (лицам). Стихотворное послание из античной литературы (Гораций, Овидий) перешло в западноевропейскую и русскую. Известны послания, написанные А. Пушкиным («Во глубине сибирских руд», «Послание цензору» и др.), В. Маяковским («Послание пролетарским поэтам»), С. Есениным («Письмо матери», «Письмо к женщине»); А. Моро («Никул Эркайнень», «Аванень» – «Никулу Эркаю», «Матери»), А. Дорониным («Ялганень», «Аванень» – «Другу», «Матери») и др.
Условно «по адресату» послания, имеющие место в мордовской литературе, можно разделить на три группы: а) адресованные матери (И. Калинкин «Аванень»); б) друзьям (А. Тяпаев «Малькин Сандранди»); в) малой и большой Родине (И. Кудашкин «Саранскяйти», А. Мартынов «Серма эрзянь велев»).
Мадригал – короткое полушутливое стихотворение комплиментарного характера (обычно обращенное к даме). Мадригал был популярен в русской «альбомной» поэзии конца XVIII – начала XIX веков.
Сонет – это стихотворение из 14 строк, рифмуемых по разным схемам, в зависимости от традиции, которой придерживается поэт, – итальянской или английской. Сонет возник в Италии в ХIII веке. Его расцвет связан с именем Ф. Петрарки (XIV в.). В русской поэзии сонеты писали В. Тредиаковский, В. Жуковский, А. Пушкин, А. Дельвиг и другие. Русские сонеты традиционно писались 5 и 6-стопными ямбами.
В разработку теории жанра сонета большой вклад внес немецкий поэт И. Бехер, утверждавший, что в сонете первый катрен должен представлять собой тезис, второй – антитезис и завершаться синтезом (два заключительных терцета)[164].
В мордовской литературе к жанру сонета обращались А. Моро («Чудо»), М. Бебан («Вень поезтт» – «Ночные поезда», «Видептьф боразда» – «Выпрямленная борозда» (1983), И .Калинкин. Последний написал венок сонетов под названием «Сюконямо» – «Поклон» (1997).
Венок сонетов– цикл из 14 сонетов, в которых первый стих каждого повторяет последний стих предыдущего (образуя «гирлянду»), а вместе эти первые стихи складываются в 15-й, «магистральный» сонет (глоссу). В «магистрале» тематический и композиционный ключ всего цикла, и он создается раньше других сонетов.
Эпиграмма – короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, зло высмеивающее определенное лицо или общественное явление. Эпиграмма откликается на все явления жизни, как частные, так и общественные. Е. Баратынский так определил функцию эпиграммы:
Окогченная летунья,
Эпиграмма-хохотунья,
Эпиграмма-егоза
Трется, вьется средь народа
И завидит лишь урода,
Разом вцепится в глаза.
Действенность эпиграммы – в остроумии и краткости. Она схватывает самое характерное в предмете осмеяния.
По мнению литературоведов (Н. Гуляева, П. Николаева, И. Трофимова), эпиграмма как жанр восходит к древнейшему периоду греческой литературы; первоначально была известна как посвятительная надпись на изваяниях, алтарях, треножниках. От эпических форм эпиграмму отличала не только краткость, но и ярко выраженное субъективное отношение к факту или событию. Чаще всего эпиграмма облекалась в формы элегического двустишия, но позднее освоила ямбы и другие размеры.
В I веке до нашей эры за эпиграммой закрепилось значение короткого юмористического или сатирического стихотворения.
Активная общественная роль эпиграммы обусловила широкое развитие и распространение этого жанра в русской литературе XVIII–XIX вв. Эпиграммы Пушкина, Вяземского, Баратынского, Жуковского, Дельвига и др. были разящим оружием в острой литературной и общественной борьбе.
Эпиграмма призвана неожиданно поражать своей меткостью:
(Подражание французскому)
Супругою твоей я так пленился,
Что если б три в удел достались мне,
Подобные во всем твоей жене,
То даром двух я б отдал сатане,
Чтоб третью лишь принять он согласился.
Или:
«Змея ужалила Маркела».
- «Он умер?» – «Нет, змея, напротив, околела!»
(А. Пушкин)
Из мордовской литературы можно привести в пример эпиграммы И. Шумилкина, П. Гайни, Я. Пинясова, В. Юшкина («С дружеским приветом» – сборник шаржей и эпиграмм на писателей Мордовии) и др.
Превеекс весе ловсть эйсэнзэ свал!
Пельдензэ пек чуросто марсесть вал.
Чатьмонсь а секс, – ламо превензэ:
А мезе ульнесь евтамс тензэ.
(Умным все считали его всегда!
От него редко слышали слово.
Молчал не потому, - много ума:
Нечего было сказать ему).
(И. Шумилкин)
Близкой к эпиграмме по содержанию выступает ксения,определяемая литературоведами как небольшое стихотворение, чаще всего двустишие, имеющее характер эпиграммы или афоризма. Примеры такого рода стихов можно обнаружить в творчестве В. Брюсова.
Эпитафия – надгробная надпись в стихотворной форме. Первоначально в древней Греции была связана с культом мертвых и имела целью увековечить память в потомстве. Как стихотворение на чью-либо смерть составляет особый раздел античной литературы.
Отметим, что перечисленными выше жанрами и жанровыми формами лирика не ограничивается. В русской и зарубежной литературе встречаются такие жанры, как акростих, блазон, альба, гимн, канцона, рондо и др.
Акростих –стихи, в которых начальные буквы составляют слово или фразу, обычно имя автора или адресата. Акростих из последних букв называется телестих.
Альба – утренняя песня о тайном ночном любовном свидании, прерываемом утренней зарей; по форме – преимущественно строфически оформленный диалог.
Блазон – поэтический жанр, популярный во французской литературе 16 в. Обычно короткое стихотворение, написанное 8 или 10-сложником с парными рифмами, имеет целью прославить красоту любимой женщины, описывая самые замечательные ее черты. Создаются по классической модели обращения, адресованного к излюбленной части восхваляемого тела. (Н-р, бровь, глаза, уста).
Газель – лирическое стихотворение, состоящее из двустиший (бейтов) на одну рифму. (К данной форме обращался В. Брюсов).
Гимн – (первоначально торжественная песнь, обращенная к божеству); торжественная песнь, прославляющая единство и мощь государства и ставшая, наряду с государственным флагом и гербом, важнейшим элементом государственной символики.
Канцона – полутвердая форма итальянской поэзии, стихотворение из 5-7 строф и еще одной коды. Строфа состоит из восходящей части (чередование длинных и коротких стихов) и нисходящей (кода):
Великий колокол на богомолье
Тебя позвал… Тоской
Затрепетала вдруг нетерпеливой
И вырвалась душа в свое приволье
(На подвиг иль покой?)
Из ласковых оков любви ревнивой…
И вновь над тонкой нивой
Тебя я вижу сирою Церерой:
С печалию и верой
Зовешь ты дождь и солнце на поля,
Где пленный сев таит еще земля.
(Вяч. Иванов)
Ли’мерик– английская пятистрочная форма поэзии нелепицы с 3-стопным анапестом в первой, второй и третьей строке, с 2-стопным – в третьей и четвертой и схемой рифмовки аабба.
Монори’м – стихотворение на одну рифму (чаще всего юмористического содержания).
Песнь – произведение на историческую или героическую тему.
Рондо’ – твердая стихотворная форма, достигшая расцвета в 16-17 вв. В России известна начиная с В.Тредиаковского, в 19-20 вв. сохранилась лишь в стилизациях. Схема классического рондо: 15 стихов в трех строфах на две рифмы аабба+аббРа+аббаР, где Р – нерифмующийся рефрен, повторяющий начальные слова первой строки. Обычный размер – 10-сложный стих с 4-сложным рефреном. Примером может служить произведение М. Кузьмина «Манон Леско, влюбленный завсегдатай…».
Ронде’ль –твердая стихотворная форма, получившая популярность во французской поэзии 14-15 вв. Позже вышла из употребления и сохранилась в стилизациях (С. Малларме, И.Северянин). Схема классического ронделя – 13 стихов с рифмовкой АБба+абАБ+аббаА (заглавные буквы – тождественные строки).
Стансы – элегическое стихотворение в строфах небольшого объема (чаще катрен) с обязательной паузой в конце каждой медитативного содержания.
Драматические жанры. Программа по «Введению в литературоведение» предусматривает изучение пяти видов драмы: трагедии, комедии, драмы, водевиля и мелодрамы.
Трагедия– один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой трагедии оказывается перед превосходящими его силы препятствиями. По мнению Н.А. Гуляева, трагедия основана на конфликте, выражающем противоречия, которые существуют в жизни между субъективным стремлением личности и объективной невозможностью его осуществления.
Трагедия возникла в древней Греции и приобрела свое название от народного представления во время празднеств в честь Диониса, мифологического бога виноделия (tragos – козел и ode – песня). В жертву богу приносили козла; этот обряд сопровождался исполнением плясок, сказаний и песен о страданиях Диониса. Особого расцвета античная трагедия достигла в V веке до н.э. в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида.
Каждая историческая эпоха по-своему осмысляет причины возникновения трагических ситуаций. Древние греки объясняли их вмешательством в человеческую судьбу рока. По их мнению, миром правят роковые силы, которым подвластно все, в том числе и человеческая жизнь.
В трагедиях драматургов нового времени (Шекспир, Лопе де Вега) конфликт уходит своими корнями в противоречия общественной жизни и утрачивает мистический характер; судьбу героев определяют не боги, а реальные социально-исторические обстоятельства.
В трагедийном творчестве Корнеля, Расина коллизия обычно возникает между чувством и государственным долгом, между личным и общественным началом.
Б. Томашевский выделял такие виды трагедии: классическая французская, оказавшая влияние на русскую трагедию XVIII века и начала XIX века, и английская – шекспировская.