Тестовые задания по риторике

Р и т о р и к а

Программа курса и конспект лекций

профессора П.П. Терехова

Казань - 2007

УДК 82.085 (07)

ББК 83.7я73

Р 55

Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного университета культуры и искусств

Рецензенты:

М.П.Архипова – кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного гуманитарно-педагогического университета;

Н.Ф.Максютин – кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств.

Риторика (программа курса и конспект лекций). Сост.Терехов П.П. – Казань:КГУКИ, 2007. – 97 с.

Издание включает программно-методические материалы по учебному курсу "Риторика" для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность»

ББК 83.7я73

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Среди факторов, определяющих высокий профессиональный потенциал специалиста, можно выделить риторическую подготовку. Она свидетельствует об умении правильно выделить тему и цель устного выступления, знать источники информации, композиционно расположить материал, умение использовать логические законы и методы, риторические выразительные средства, стилистические особенности устной речи. Риторическая подготовка заключается в умении пользоваться голосом и жестом, в умении привлечь аудиторию и заинтересовать ее.

Второй большой раздел риторической подготовки - это умение отстоять свою точку зрения в диалоге и дискуссии. Здесь необходимы знания структуры доказательства и опровержения, сформированности стиля слушания и умелой постановки вопросов. Для студентов необходимы развитые навыки участия в деловой беседе, знание основных типов собеседников и форм общения с ними. Одной из важнейших форм коммуникации и своеобразным способом познания является дискуссия. Здесь необходимо знание принципов и правил спора, методов разрешения конфликтных ситуаций, умение найти приемлемое решение.

Дополнительные углубленные знания риторики помогут студенту раскрыть себя в естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Курса «Риторика»

Наименование темы часы лекц. часы практ.
1. Цели и задачи предмета «Риторика»  
2. Исторические этапы развития ораторского искусства  
3. Виды ораторской речи  
4. Выбор темы, определение целей, сбор материала, подготовка плана речи  
5. Подготовка вступления и заключения речи  
6. Характерные черты устной речи, основные правила выразительного слова  
7. Доказательство в устном выступлении  
8. Работа над главной частью. Методы изложения материала
9. Риторические выразительные средства
10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.  
11. Социально-психологические признаки аудитории  
12. Личность оратора и стиль его выступления  
13. Слушание как важнейшее средство общения  
14. Жесты в устном выступлении  
15. Наглядные и технические средства в речи  
16. Дискуссия и ее особенности
17. Опровержение в устном выступлении  
18. Риторические методы аргументации
19. Диспут: его подготовка и проведение
20. Особенности ведения деловой беседы  
21. Постановка вопросов и техника ответов на них  
22. Принципы и правила ведения спора  
  22 часа 14 часов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».

Значение публичной речи в жизни современного общества. Живое слово в профессиональной и общественной работе человека. Формы личного участия в публичных выступлениях. Необходимость формирования и развития ораторских знаний, умений и навыков - неотъемлемая часть профессионального мастерства любого специалиста.

Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.

Ораторское искусство в Древней Греции: Демосфен. «Риторика» Аристотеля. Ораторское искусство Древнего Рима: Цицерон как теоретик ораторского искусства. «Риторика» Квинтилиана. Ораторское искусство средних веков и эпохи Возрождения. Буржуазное ораторское искусство ХVIII - ХХ веков. Ораторское искусство Древней Руси. Красноречие в России. М. В Ломоносов и его книга «Краткое руководство к красноречию». Военное красноречие в России: А. В. Суворова М. И. Кутузов. Разработка красноречия в XIX веке. Русские писатели об ораторском искусстве. Теория и практика судебного красноречия в России второй половины XIX века: К.Ф.Кони, Ф.И. Плевако, П.С. Пороховщиков. Академическое красноречие в Россини: Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.М. Менделеев, И.Л. Павлов. Революционное ораторское искусство в России. Развитие советского ораторского искусства. Современная теория и практика красноречия.

Тема 3. Виды ораторской речи.

Социально политическое красноречие: доклад, отчетный доклад, политическая речь, дипломатическая речь, военно-патриотическая речь, митинговая речь. Академическое красноречие: вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение и информация. Судебное красноречие: прокурорская или обвинительная речь, адвокатская или защитительная речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого. Социально-бытовое красноречие: юбилейная или похвальная речь, застольная речь-тост, надгробное слово или поминальная речь. Богословское красноречие: проповедь.

Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,

подготовка плана речи.

Выбор темы. Определение названия. Определение цели и замысла. Направленность цели на повышение квалификации и на изменение убеждений, мнений, ценностных ориентаций и установок аудитории. Информирование как способ сообщения с аудиторией. Убеждение и внушение. Общие и конкретные цели. Источники информации: общественно-политическая литература, справочники и энциклопедии, художественная литература, средства массовой информации, местный материал, личные контакты. Предварительный просмотр литературы, углубленное чтение. Ведение записей и комментариев. Комбинирование собранного материала и собственных идей. Группировка и перегруппировка материала: вступление, изложение главных положений, развитие темы и заключение. Ориентация плана на конкретную аудиторию. Четкая формулировка разделов и частей. Выделение основных вопросов. Логическая связь между разделами выступления.

Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.

Вступление как введение в тему, как средство установления контакта с аудиторией. Способы установления контакта с аудиторией: обращение, привлекающий внимание факт, апелляция к событию, времени, месту, апелляция к средствам массовой информации, постановка проблемного вопроса. Определение размера вступления. Функция заключительной части. Заключение и его виды. Краткое повторение основных положений или выводов выступления. Обобщение сказанного в речи. Постановка задач. Пожелания. Выражение перспектив. Призыв или лозунг. Соответствие концовки стилю речи.

Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.

Выразительность, импровизационный характер, непосредственное общение, своеобразное, словесное оформление устной речи. Высокая культура устной речи: общедоступность, логическая стройность и богатство, литературное произношение, грамматическая правильность, стилистическая точность, образность и выразительность, правильное внешнее оформление. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение (размышление).Произношение и интонационная подвижность. Наиболее распространенные недостатки звучащей речи. Правила пользования голосом. Логические центры текста. Ударные и неударные слова. Объем звучащих слов. Паузы в тексте. Характер произнесения текста. Темпо-ритм. Звуковысотные изменения. Уровень громкости. Тембр.

Тема 7. Доказательство в устном выступлении.

Структура доказательства (тезис, аргумент, демонстрация). Опора на факты, законы науки, аксиомы. Требования к тезису и аргументам. Распространенные логические ошибки, их преодоление. Прямое и косвенное доказательство.

Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.

Методы логической организации материала. Дедукция. Индукция. Аналогия. Метод контраста. Концентрический метод. Ступенчатый метод. Исторический и пространственный методы изложения материала.

Тема 9. Риторические выразительные средства.

Фразеологические единицы. Пословицы и поговорки. Афоризмы. Сравнения. Метафоры. Олицетворения. Эпитеты. Гиперболы. Литоты. Синонимы. Омонимы. Антонимы.

Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.

Особенности отбора топов и их сочетаний. Смысловые модели: «определение», «целое-части», «свойства», «сопоставление», «причина и следствие», «обстоятельства», «пример и свидетельства», «имя». Расположение в речи смысловых моделей. Риторические фигуры соотношения значений слов: антитеза и градация. Риторически фигуры для облегчения слушания, понимания и запоминания речи: повтор, единоначалие, параллелизм и период. Риторические фигуры для активизации внимания аудитории: риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос и др.

Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.

Аудитория как специфическая общность людей. Оценка аудитории. Социально-психологический анализ аудитории: ее состояние подготовленности к восприятию, ее предрасположенность, степень и характер активности, настроения. Виды обратной связи оратора и аудитории. развитие зрительных и мыслительных контактов оратора и аудитории. Внимание и его поддержание. Развитие познавательных интересов аудитории.

Тема 12. Личность оратора и стиль его выступления.

Характерные черты личности оратора. Учет индивидуальных особенностей оратора. Оратор и аудитория. Понятие об ораторском стиле. Стилевые манеры выдающихся ораторов прошлого и настоящего времени.

Тема 13. Слушание как важнейшее средство общения.

Стиль слушания. Рефлексное и нерефлексное слушание. Виды рефлексивных ответов. Причины, препятствующие внимательно выслушивать собеседников. Дурные привычки, затрудняющие установление контакта при разговоре. Правила активного слушания.

Тема 14. Жесты в устном выступлении.

Жесты как средство передачи мысли. Виды жестов. Правила использования жестов.

Тема 15. Наглядные и технические средства в речи.

Виды наглядных средств.Виды технических средств. Правила использования наглядных и технических средств.

Тема 16. Дискуссия и ее особенности.

Дискуссия как разновидность спора, как одна из важнейших форм коммуникации и своеобразный способ познания. Цель дискуссии. Средства, применяемые в дискуссии. Отличие дискуссии от полемики.

Тема 17. Опровержение в устном выступлении.

Опровержение как логический прием доказательства неистинности тезиса. Способы опровержения: опровержение ложного тезиса фактами, критика аргументов, использование против оппонента его же слов, принципов и доводов, удар по системе доказательств, сведение к абсурду, апелляция к чувству юмора аудитории.

Тема 18. Риторические методы аргументации.

Метод фундаментальный, метод сравнения, метод да..., но; метод видимой поддержки и др.

Темы 19. Диспут: его подготовка и проведение

Диспут как форма диалога в споре. Тема и ее формулировка. Цели диспута. Роль ведущего.

Тема 20. Особенности ведения деловой беседы.

Деловая беседа как форма делового общения между партнерами. Цель деловой беседы. Система подготовки к деловой беседе. Структура деловой беседы. Аргументирование и контраргументирование в деловой беседе. Подведение итогов деловой беседы. Практические рекомендации по проведению деловых бесед.

Тема 21. Постановка вопросов и техника ответов на них.

Направленность вопросов. Закрытые и открытые вопросы. Переломные вопросы и вопросы для обдумывания. Классификация вопросов: информационные, контрольные, для ориентации, подтверждающие, ознакомительные, встречные, альтернативные, однополюсные, удостоверяющие замечания, направляющие, провокационные, вступительные, заключающие. Техника ответов на вопросы.

Тема 22. Принципы и правила ведения спора.

Предварительная подготовка к ведению спора. Терпимое отношение к инакомыслящим. Последовательный анализ альтернатив. Корректное ведение спора. Отстранение в процессе ведения спора. Преодоление психологических барьеров в процессе ведения спора. Поэтапное продвижение к истине.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО РИТОРИКЕ

1. Значение публичной речи в жизни современного общества.

2. Живое слово в профессиональной работе специалиста социально-культурной деятельности.

3. Ораторское искусство в Древней Греции.

4. Ораторское искусство в Древнем Риме.

5. Ораторское искусство Средних веков.

6. Буржуазное ораторское искусство XVIII - XX веков.

7. Ораторское искусство Древней Руси.

8. Красноречие в России в XVIII - XX веках.

9. Социально-политическое красноречие.

10. Академическое красноречие в России.

11. Судебное красноречие.

12. Социально-бытовое красноречие.

13. Характерные черты личности оратора и стиль его выступления.

14. Стилистические особенности устной речи.

15. Аудитория и ее признаки.

16. Образность и выразительность языка.

17. Правила звучащего слова.

18. Слушание как важнейшее средство общения.

19. Использование жестов в устной речи.

20. Наглядные и технические средства и их использование в устном выступлении.

21. Определение темы, цели и жанра устного выступления.

22. Источники информации для подготовки устного выступления и работы с ними.

23. Подготовка вступления и заключения речи.

24. Подготовка заключения речи.

25. Функционально-смысловые типы речи.

26. Работа над главной частью выступления.

27. Методы контраста, ступенчатый, концентрический, пространственный.

28. Смысловые модели (топы) в речи.

29. Риторические фигуры в речи.

30. Логическое доказательство и его структура.

31. Риторические методы аргументации.

32. Виды доказательства.

33. Опровержение и его структура.

34. Дискуссия и полемика: их особенности.

35. Постановка вопросов в дискуссии.

36. Техника ответов на вопросы.

37. Принципы и правила ведения спора.

38. Особенности деловой беседы.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РИТОРИКЕ

1. Аудитория определяется как:

1) пространственно расположенная группа людей

2) группа людей, взаимодействующая с оратором и друг другом

3) коллектив людей, объединенных интересом к предмету речи

2. Оратор – это:

1) личность, передающая знание и убеждающая аудиторию

2) личность, поучающая аудиторию

4) личность, импровизирующая на любую тему

3. Цицерон :

1) оратор из Древней Греции

2) оратор из Древнего Рима

3) оратор из средневековой Европы

4. Метафора – это:

1) сравнение одного предмета с другим

2) перенос названия с одного предмета на другой

3) прием чрезмерного преувеличения

5. Жест – это:

1) средство передачи мысли

2) средство наглядности в речи

3) средство выражения эмоций человека

6. Дискуссия характеризуется как:

1) утверждение собственной точки зрения

2) метод решения спорных проблем

3) столкновение субъективных мнений

7. Тезис определяется как:

1)мысль, которую нужно утвердить

2) утверждение, которое нужно доказать

3) мысль, которую нужно проверить

8. Аргументы – это:

1) ранее обоснованные суждения

2) суждения, зависящие от тезиса

3) суждения, требующие обоснования

9. Первым теоретиком в области риторики стал:

1) Цицерон

2) Аристотель

3) Квинтилиан

10. Российское ораторское искусство появляется:

1) в домонгольский период

2) в феодальный период

3) в буржуазно-демократический период

11. Определите из названного списка роды красноречия:

1) академическое

2) агитационное

3) судебное

4) юбилейное

5) поминальное

6) защитительное

12. Определите из названного списка виды красноречия:

1) социально-политический

2) похвальный

3) застольный

4) богословско-церковный

5) дипломатический

6) отчетный

Наши рекомендации