Культура и качество экскурсионного обслуживания
До конца 1960-х годов работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, институтов и др.), лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы.
Появление новой профессии связано с мерами, принятыми в 1969 году директивными органами по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму культурно-воспитательной работы в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами в крупную отрасль обслуживания населения способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой специальности.
К началу 1990-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тыс. экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела. Одним из главных направлений совершенствования профессионального мастерства экскурсоводов является специализация.
Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным характером. Социальный престиж этой профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. У молодежи, которая ставит своей целью стать экскурсоводами, решающим в выборе этой профессии является возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности, вызывая положительные эмоции у экскурсантов.
Экскурсовод, в силу особенности своей профессии, поставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции. Его задача - наиболее полно использовать эти условия для своей повседневной деятельности.
У экскурсовода под воздействием практической деятельности формируются специальные способности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.
Для экскурсовода характерны четыре вида способностей: (1) конструктивные, (2) организаторские, (3) коммуникативные и (4) аналитические.
Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.
Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.
Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить отношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с работниками туристско-экскурсионного предприятия, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.
Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями. Важную роль в развитии способностей экскурсовода играют учеба на курсах, работа в методических секциях, самостоятельные занятия около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсий.
Следует указать, что экскурсия по существу - театр одного актера, коим является экскурсовод. Несомненно, он должен обладать в определенной степени артистизмом и владеть ораторским мастерством, обладать хорошей памятью и способностью активно peагировать на внезапные вопросы экскурсантов.
Тенденциозность экскурсовода
Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод должен проявить тенденциозность: четко и направленнно формулировать мысли, правильно, с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толковании. Тенденциозность экскурсовода - это четкая направленность в его взглядах, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов и не только довести, но и убедить их в ее правильности. Он помогает экскурсантам увидеть то, что видит сам, настойчиво направляет их внимание на те стороны событий и явлений, которые должны быть отражены в их сознании. Важную роль в этом играет убежденность экскурсовода. Она основана на его знаниях, идейности и активности жизненной позиции. Его убежденность - это твердая вера в истинности сообщаемых знаний, уверенность в правильности их толкований и верности избранного им пути следования к цели.
Темперамент экскурсовода
Характер проводимой экскурсии, ее особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экскурсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возникающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение (излишне приподнятое или подавленное), не должно оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью экскурсоводческого мастерства.
Подобно тому, как драматург и режиссер заботятся о том, чтобы зритель все время оставался захваченным развивающимся действием, так и организатор экскурсии должен всегда заботиться о том, чтобы у экскурсантов в течение всей экскурсии сохранялись интерес и эмоциональный подъем.
Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объективный характер. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям, которые показываются и характеризуются в процессе раскрытия темы.
Экскурсовод не может быть снисходительным к самому себе, свой работе, взаимоотношениям с людьми, своему и их поведению. Он не должен прощать себе плохо проведенной экскурсии, любых отступлений от требований методики. Экскурсовод постоянно контролирует себя, свои действия.
Становление личности экскурсовода
Формирование личности экскурсовода происходит на всем протяжении становления профессии экскурсовода. Процесс становления личности начинается задолго до поступления специалиста на работу в туристскую фирму, музей, экскурсионное бюро. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности происходит на протяжении всей жизни человека: во время учебы в общеобразовательной школе, техникуме или вузе; в коллективе, где протекает его трудовая и общественная деятельность; в быту; на курсах подготовки экскурсоводов, в ходе взаимоотношений с экскурсантами.
Квалификационные требования к экскурсоводу достаточно обширны. Известно несколько категорий экскурсоводов:
Экскурсовод 1 категории: высшее образование и стаж работы в должности экскурсовода не менее 3-х лет.
Экскурсовод 2 категории: высшее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы: среднее специальное образование и специальная подготовка по установленной программе и стаж работы в должности экскурсовода не менее 3-х лет.
Экскурсовод: среднее специальное образование и специальная подготовка по установленной программе.
В обязанности экскурсовода входит:
1) готовить тексты, методические разработки экскурсий другие методические материалы, формировать портфель экскурсовода;
2) проводить экскурсии и путевые информации, обеспечивать их идейное и научное содержание, в соответствии с контрольным текстом экскурсии (путевой информации) и методической разработкой;
3) своевременно обновлять тексты (путевые информации) экскурсий;
4) участвовать в работе методических секций и творческих групп экскурсоводов, конференциях, прослушиваниях, пропаганде экскурсий;
5) изучать запросы и интересы участников экскурсий, дифференцированно подходить к проведению экскурсий с различными группами населения;
6) владеть культурой речи и совершенствовать ораторское мастерство, владеть и соблюдать этику поведения;
7) оформлять в установленном порядке документы на экскурсионное обслуживание, транспорт, питание и проживание при проведении экскурсий и сопровождении экскурсионных групп;
8) принимать (в необходимых случаях) меры по обеспечению безопасности экскурсантов.
Экскурсовод должен знать:
1) постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов;
2) методические, нормативные и другие руководящие отраслевые материалы по актуальным вопросам и основным направлениям развития туризма в стране;
3) основы экономики и рыночные принципы хозяйствования;
4) содержание, методику проведения экскурсий;
5) маршруты и тематику экскурсий;
6) порядок учета и обслуживания экскурсантов;
7) этику поведения;
8) правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.