Зарождение художественного ремесла
Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э.
Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам. То, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710 – 794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на остров Ява и в Персию.
Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 – 907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к периоду Нара (646 –794). В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно.
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна была одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.
Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры.
В начале XIX века Миязаки Юзен создал собственный стиль, используя и трафареты, и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.
Батик завоевал особую популярность на острове Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят крупные центры производства батика на острове. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
На острове Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем на северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи.
Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких красках – розовой, желтой и синей, которыми искусно изображены птицы и цветы, четко прослеживается влияние Китая.
Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о. Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы. Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом Раффлсом.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты, в свою очередь, налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевило продукцию и позволяло получать очень сложные узоры. Для тканей с раппортным узором штампы подгоняли друг к другу.
После резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство. Замысловатые и стилизованные изделия в технике батика сильно повлияли на стиль модерн и таких художников, как Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни Макинтош.
Батик в России
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.
С одной стороны, мода времен НЭПа обеспечила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шалями сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».
С другой стороны, в работах мастерской Н. Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где - масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив следов в искусствоведении России.
В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников-батикистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только в 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной, легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз-лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников - расписников.
Благодаря исследованиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна». Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен. Эти заказы выполнялись в мастерских Художественно-производственного Фонда Союза Художников СССР, расположенных по всей стране. Так, для примера, в Тамбовском Худфонде всю свою творческую жизнь посвятила дизайну тканей и галантереи замечательная художница Н.С. Балагурова. Она использовала технику «холодного» батика, сохраняя при этом стилистику «ивановских ситцев», обогащенных сюжетом или предметностью, от её работ веяло «русским духом».
Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Ведущую позицию там занимали художники из Литвы и Латвии, в культуре которых сохранялись аграрно-феодальные ремесла. Становление современной школы литовского текстиля, и в том числе батика, связано с именем его основателя Юозиса Бальчикониса.
В Москве сложилась целая сеть организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани:
- Художественно-производственный Фонд, в котором художники -профессионалы разрабатывали образцы платков, купонных тканей, шарфов, палантинов и других изделий,
- ВИАЛЕГПРОМ, где эти образцы утверждались и рекомендовались к производству,
- Худсовет фабрики, где образцы творчески перерабатывались, создавались варианты расцветки и новые проекты, которые направлялись на утверждение обратно в ВИАЛЕГПРОМ,
- Выставком МОСХ, где лучшие образцы продукции или творческие работы отбирались для участия в выставках,
- Худсовет Союза Художников СССР, в который принимали лучших художников - батикистов. Их направляли в Дома творчества, загранкомандировки, на всесоюзные и международные выставки.
Так постепенно было воспитано, выращено целое поколение художников, пришедших из учеников и получавших художественное образование параллельно с работой в качестве «расписника». Это А. Талаев, Л. Грасс, И. Трофимова, В. Кравченко. В 70-е годы появилось новое поколение художников - текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском высших художественно-промышленных училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН) институтах. Они сознательно выбрали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д.
Именно с этого времени батик стал полноправным «участником» всех художественных выставок, как всесоюзного, так и международного масштаба.