Лекция 22. ПЕЙЗАЖНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Под пейзажным разнообразием в паркостроении принято понимать смену декоративных эффектов, вос­принимаемых при движении.

Смена декоративных эффектов в парке называется динамикой парко­вых пейзажей. Это широкое понятие, включающее как смену пейзажных картин при движении по маршруту, так и их изменчивость во времени.

Маршрут — это основная линия, с которой идет процесс восприятия пейзажей. Как отмечает Дж. Сай-мондс, «...объект не может быть ох­вачен по всей полноте с какой-либо одной точки наблюдения. Он воспри­нимается скорее посредством потока впечатлений. Находясь в движении, мы видим ряд изображений, сливаю­щихся в одно обширное зрительное осознание какого-либо объекта, про­странства или пейзажа» [35].

Изменчивость пейзажных картин во времени характеризуется различ­ными временными циклами, каждый из которых накладывает свой отпе­чаток на облик пейзажа. Так, суточ­ный цикл характеризуется эффектом солнечного освещения, сезонный — особенностями фенофаз как отдель­ных растений, так и пейзажей в це­лом, возрастной — изменением раз­меров, габитуса и общего характера древесно-кустарниковой раститель­ности, отдельных пейзажных кар­тин и всего объекта в целом.

Структурную основу парков со­ставляют в первую очередь их прост­ранственные композиции, сформи­рованные в пейзажные картины. «Нанизанные» на маршрут, они оп­ределенным образом чередуются, представляя собой задуманную в определенном ритме смену кадров, так называемую модуляцию видов. В организованных парковых ансамб­лях эти картины сменяются в интер­вале, составляющем в среднем 20, 30, 50 м. В каждом парке или его пейзажном районе преобладает один из этих интервалов, характеризую­щий ритм смены впечатлений. Он не зависит от размера парка, посколь­ку определяется необходимыми параметрами пейзажных картин. Так, сад Шредера (дендропарк Ти­мирязевской сельскохозяйственной академии), занимающий площадь около 6 га, и район р. Славянки в Павловском парке, площадь кото­рого составляет 78 га, имеют один средний интервал смены пейзажных картин, равный 20 м. Ритмически чередующиеся пространственные композиции пейзажных картин про­изводят достаточно сильное впечат­ление. Объекты, построенные на этом принципе, обычно не требуют других декоративных дополнений в виде ярких цветовых эффектов или экзо­тического ассортимента.

Если размеры парковых объектов невелики и создание сменяющихся обширных пейзажных картин невоз­можно, в качестве объектов воспри­ятия вводятся композиции меньшего масштаба. При создании таких ком­позиций учитываются цветовые эф­фекты, декоративные особенности отдельных элементов, чередующиеся на близком расстоянии (цветники; формы крон, фактура стволов, рисунок ветвей, форма и окраска цветков древесных растений; композиции из камней, малые формы, декоратив­ное покрытие и т. д.). Здесь возмож­но другое ритмическое построение композиций.

Индивидуальность физиономиче­ского облика объекта определяется не только ритмом смены пейзажных картин, но и общностью их компози­ционного замысла.

Выше мы рассмотрели, что парко­вые пейзажи классифицируются по сложности на простые, сложные и па­норамные и включают односхемные и многосхемные композиции. Со­отношение этих типов пейзажей в парке, преобладание какого-либо од­ного, а также определенная схема его построения в сильной степени определяют композиционную цель­ность объекта. Так, в долине р. Сла­вянки из 52 картин, выявленных на основании визуальной оценки пейза­жей, большинство простые и слож­ные, панорамных очень мало. При этом сложные производят наиболее сильное впечатление и поэтому яв­ляются преобладающими. Для райо­на Славянки характерна система пейзажных участков, где доминиру­ет одно из архитектурных сооруже­ний, формирующих облик своего участка (О. Ивановой выделено 6 та­ких участков). Характер пейзажного разнообразия обусловлен этими ар­хитектурными акцентами, являющи­мися композиционными узлами, ка­ждый из которых воспринимается на определенном отрезке маршрута. Так, участок Храма дружбы «рабо­тает» на отрезке примерной протя­женностью в 440 м, Висконтьев мост — 370, Пиль-башня — 310, Новосильвийский мост — 660 м. При этом имеют место тесная связь и со­подчинение пейзажных картин в пре­делах района. Характер этой связи можно представить графически.

Композиция пейзажных картин и динамика их чередования во многом зависят от характера пространства объекта в целом. Пейзажное разнообразие закрытых лесных массивов; открытых, но замкнутых боковыми кулисами речных долин; обширных лугов с отдельными куртинами и группами имеет свои особенности. Например, четкая смена впечатле­ний долины р. Славянки обусловле­на не только композиционной завер­шенностью ее картин, но и замкну­тостью общего пространства райо­на, где стена примыкающего леса играет роль фона или кулис в постро­ении пейзажей. Эти кулисы ограни­чивают видимое пространство и спо­собствуют формированию картин, известным образом замкнутых, пред­стающих перед посетителем в опре­деленной последовательности. Оче­редность их смены достаточно выра­жена. Это положение иллюстрирует­ся на рис. 86, показывающем ритм и вариации пейзажных картин на участке Висконтьева моста (пример чередования пейзажей, построен­ных «встык»).

I — первое появление моста после паузы, протяженность восприятия картины 6 +-9== = 15 м (а); II — картины с участием других акцентов (б); III — второе появление моста, протяженность восприятия 16+6=22 м (в);

IV — картины с участием других акцентов (г);

V — третье появление моста, протяженность восприятия 7+28=35 м (d); VI — вариации пейзажных картин с участием моста, протя­женность восприятия 60+25=85 м (е)\ VII — картины с включением других акцен­тов; VIII — подход к мосту, протяженность восприятия 21 + 18=39 м; IX — вид с моста.

На обширных открытых простран­ствах, как правило, пейзажи фор­мируются в виде панорамных кар­тин. При их построении возможно «перехлестывание» воспринимаемых элементов пейзажа, т. е. включение в одну панорамную картину фраг­ментов других. Это показано на рис. 87.

19-я пейзажная картина включает точки: 120—124, 126, 131, 133, 137, 139 (вид на Оле­ний мост и пруд), протяженность восприя­тия — 51 м; 20-я пейзажная картина включает точки 131, 132, 135, 147, 149, 162, 163—165 (вид на противоположный берег, группы де­ревьев и мост), протяженность — 98 м;

21-я— 136, 138, 141, 142 (вид на воду без моста, ивы), протяженность—12 м; 22-я — 144, 145, 152—155, 158, 160, 161, 166 (ива закрывает мост), протяженность — 64 м; 23-я — 157, 158, 159, 167 (ива на противопо­ложном берегу), протяженность — 45 м.

Общая протяженность «звучания» этих картин на маршруте— 138 м.

Развернутость пейзажей панора­мы обусловливает их большую ди­намичность, т. е. перемещение в про­цессе движения фокусов восприятия и их кулис, взаимная их замена. Ви­ды воспринимаются в динамике (в пределах панорамы и на всем ее протяжении идет перекомпоновка композиционных элементов). В связи с этим одна панорамная картина может иметь на своем отрезке не­сколько точек восприятия, с которых открываются различные кадры од­ной картины. Подобным образом построены пейзажи района Белой березы в Павловском парке. В пре­делах обширного открытого прост­ранства этого района одна картина сменяет другую, при этом элементы предыдущей могут оставаться в поле зрения, но их композиционная роль в новой картине существенно меня­ется. Идет непрерывное чередование простых картин панорамы, а также самих панорам. Разрывы между кар­тинами на маршруте прослеживают­ся крайне редко.

Таким образом, картины строятся или «встык», как в долине реки Славянки, или «внахлест», как в рай­оне Белой березы. В обоих районах при восприятии пейзажей зритель­ная композиция соприкасается с му­зыкальной. Это положение худож­ник Пьетро Гонзаго пытался утвер­дить в своем теоретическом тракта­те «Музыка глаз», а также в нату­ре — при создании пейзажей Пав­ловского парка.

Протяженность «звучания» пей­зажных картин различная. В случаях четкой смены простых картин она равна среднему интервалу их чере­дования. Обширные панорамные картины воспринимаются на значи­тельном расстоянии, иногда до 100 м, в пределах которого имеются свои ритмически чередующиеся кадры.

Пауза в процессе формирования пейзажных картин на маршруте но­сит относительный характер. Под­чиняясь правилам музыкальной ком­позиции, мы можем сказать, что в ландшафтном искусстве пауза не есть молчание. Это своего рода не­большая передышка, подготовка для восприятия новых картин парка. Так, в обширном пространстве Белой бе­резы пауза внешне неярко выражена, пейзажи как будто активны на всем протяжении маршрута. Здесь важна разная сила их «звучания», а незна­чительные закрытые пространства небольших массивов, изредка примы­кающие к маршруту, воспринима­ются как пауза. В долине р. Славян­ки роль паузы выполняют отдельные картины без участия архитектурных сооружений. В саду Шредера пауза выражена четко — это участки мас­сивов, нейтральные по своему харак­теру, чередующиеся с открытыми пространствами полян.

В парках, где композиция постро­ена на чередовании картин с уча­стием полян, лугов, закрытые прост­ранства массивов или больших групп, сквозь которые проходит маршрут, как правило, являются его паузами. Ритм их чередования оп­ределяется различными интервала­ми. Так, Ю. Киричек предлагает про­ектировать интервалы между парко­выми картинами в 6—10 раз больше самих картин.

Анализ чередования пейзажей на маршрутах исторических парков по­зволил выявить следующий ритм за­крытых ( + ) и открытых (—) прост­ранств.

Приоратский парк (Гатчина): +440 м; —50 м; +120 м; —50 м; +480 м; —50 м; +370 м и т. д. В Дворцовом районе Гатчинского парка (от Острова любви до Малого белого озера длина маршрута 1500 м) наблюдается следующий ритм чередования пространств: — 10 м; +50 м; —50 м; +50 м;

—40 м; +35 м; —50 м; +60 м; —40 м; +150 м; —20 м; +100 м; —60 м; +125 м; —25 м; +220 м; —50 м; +50 м и т. д. Данная ком­позиция построена на четких силуэ­тах объемов, отражений в воде, стро­гой направленности обзора, более ча­стой смене картин.

В Екатерининском парке (г. Пуш­кин) на маршруте вдоль Большого озера построение пространств при больших интервалах имеет более спо­койный ритм смен: 920 м — тень, 480 м — свет (11 смен).

В районе Белой березы в Павлов­ском парке на 1525 м Константиновской дороги — 245 м — тень (11 смен), 1280 м — свет (10 смен). Они образуют монументальный пейзаж с включением куртин насаждений.

В лесопарке пейзажное разно­образие носит свой характер. Лесо­парк, являясь объектом ландшафт­ного искусства, в то же время зани­мает промежуточное положение ме­жду лесом и парком. Поэтому он должен сохранять лесной харак­тер и в то же время, достаточно обогащенный открытыми и полуот­крытыми пространствами паркового характера, иметь пейзажное разно­образие, обеспечивающее необходи­мую смену впечатлений. Однако ори­ентация только на формирование пейзажных картин в открытых прост­ранствах может привести к серьез­ным просчетам. Так, в Невском лесо­парке (Ленинградская обл.) наряду с высоким качеством пейзажных картин, сформированных на основе полян и водоемов, лесные массивы построены неинтересно. Они трак­туются как паузы между картинами открытых пространств, оказавшиеся слишком длительными. Однако лес в данном случае не может служить паузой, он является художественной и территориальной основой лесопар­ка, поэтому должен быть насыщен своим содержанием, понять которое можно, проанализировав особенно­сти его восприятия.

Прежде всего в лесу преобладают закрытые пространства, число прост­ранственных композиций меньше и они проще. В восприятие включа­ются все природные элементы леса во всем многообразии их сочетаний, за счет чего и создается необходи­мая смена впечатлений, обусловли­вающая эстетическую ценность мас­сива в целом.

В отличие от парковых пейзажей процесс восприятия пейзажа в лесу в ряде случаев растягивается во вре­мени (одни замечают его раньше, другие — позже) и в пространстве, т. е. точки восприятия не совпадают на линии маршрута. Протяженность пути, на котором все участки включа­ются в процесс восприятия данного пейзажа, колеблется от 20 до 100 м и составляет в среднем 20—50 м.

Смена участков с различными таксационными показателями не всегда обусловливает смену впечат­лений. Основными являются собст­венно древостой, его возраст, а так­же пространственная структура на­саждений. При этом выраженность этих показателей должна быть достаточно контрастной. Например, смена хвойных и лиственных, открытых и закрытых пространств и т. д. Вме­сте с этим, несмотря на таксацион­ную однородность картины лесного пейзажа, смена впечатлений в ее пределах может быть многократной. Человек, реагируя на наиболее яр­кие сочетания природных элементов, часто пропускает различия, отмечае­мые таксатором. Эти природные эле­менты выступают в качестве акцен­тов, обусловливающих пейзажное разнообразие, и их ценность зависит от того, насколько они выделяются в окружающем массиве. В их числе: световые окна в массиве; освещен­ные солнцем просеки; группы деревь­ев, отличающиеся от остального мас­сива породным составом, размеще­нием в пространстве или размерами; отдельные крупные экземпляры де­ревьев или интересные экземпляры подлеска; цветовые пятна почвопокровных растений; перепад рельефа, а также сама дорога как часть пей­зажа.

Таким образом, пейзажное разнообразие в лесу обусловлено показа­телями двух порядков: общего и ча­стного. В первую группу входят на­саждения, характеризующиеся со­ставом, возрастом и пространствен­ной структурой. Они являются ос­новными крупномасштабными пока­зателями и выполняют роль фона, на котором идет восприятие акцентов леса, составляющих вторую группу и находящихся как бы внутри пер­вой.

Поскольку пейзажи в лесу специ­ально не организованы, ритм их вос­приятия не выражен так четко, как в парке. Размеры интервалов зави­сят от эстетической ценности масси­ва и индивидуальной реакции наблю­дателя. Они составляют в среднем 50—150 м, что существенно превы­шает средние расстояния чередова­ния пейзажей в парке.

Структурное построение пейзаж­ных картин и их размещение с уче­том принципов пейзажного разно­образия являются важнейшими ме­тодами в творческом процессе фор­мирования художественного образа парка.

Наши рекомендации