Лекция 22. ПЕЙЗАЖНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
Под пейзажным разнообразием в паркостроении принято понимать смену декоративных эффектов, воспринимаемых при движении.
Смена декоративных эффектов в парке называется динамикой парковых пейзажей. Это широкое понятие, включающее как смену пейзажных картин при движении по маршруту, так и их изменчивость во времени.
Маршрут — это основная линия, с которой идет процесс восприятия пейзажей. Как отмечает Дж. Сай-мондс, «...объект не может быть охвачен по всей полноте с какой-либо одной точки наблюдения. Он воспринимается скорее посредством потока впечатлений. Находясь в движении, мы видим ряд изображений, сливающихся в одно обширное зрительное осознание какого-либо объекта, пространства или пейзажа» [35].
Изменчивость пейзажных картин во времени характеризуется различными временными циклами, каждый из которых накладывает свой отпечаток на облик пейзажа. Так, суточный цикл характеризуется эффектом солнечного освещения, сезонный — особенностями фенофаз как отдельных растений, так и пейзажей в целом, возрастной — изменением размеров, габитуса и общего характера древесно-кустарниковой растительности, отдельных пейзажных картин и всего объекта в целом.
Структурную основу парков составляют в первую очередь их пространственные композиции, сформированные в пейзажные картины. «Нанизанные» на маршрут, они определенным образом чередуются, представляя собой задуманную в определенном ритме смену кадров, так называемую модуляцию видов. В организованных парковых ансамблях эти картины сменяются в интервале, составляющем в среднем 20, 30, 50 м. В каждом парке или его пейзажном районе преобладает один из этих интервалов, характеризующий ритм смены впечатлений. Он не зависит от размера парка, поскольку определяется необходимыми параметрами пейзажных картин. Так, сад Шредера (дендропарк Тимирязевской сельскохозяйственной академии), занимающий площадь около 6 га, и район р. Славянки в Павловском парке, площадь которого составляет 78 га, имеют один средний интервал смены пейзажных картин, равный 20 м. Ритмически чередующиеся пространственные композиции пейзажных картин производят достаточно сильное впечатление. Объекты, построенные на этом принципе, обычно не требуют других декоративных дополнений в виде ярких цветовых эффектов или экзотического ассортимента.
Если размеры парковых объектов невелики и создание сменяющихся обширных пейзажных картин невозможно, в качестве объектов восприятия вводятся композиции меньшего масштаба. При создании таких композиций учитываются цветовые эффекты, декоративные особенности отдельных элементов, чередующиеся на близком расстоянии (цветники; формы крон, фактура стволов, рисунок ветвей, форма и окраска цветков древесных растений; композиции из камней, малые формы, декоративное покрытие и т. д.). Здесь возможно другое ритмическое построение композиций.
Индивидуальность физиономического облика объекта определяется не только ритмом смены пейзажных картин, но и общностью их композиционного замысла.
Выше мы рассмотрели, что парковые пейзажи классифицируются по сложности на простые, сложные и панорамные и включают односхемные и многосхемные композиции. Соотношение этих типов пейзажей в парке, преобладание какого-либо одного, а также определенная схема его построения в сильной степени определяют композиционную цельность объекта. Так, в долине р. Славянки из 52 картин, выявленных на основании визуальной оценки пейзажей, большинство простые и сложные, панорамных очень мало. При этом сложные производят наиболее сильное впечатление и поэтому являются преобладающими. Для района Славянки характерна система пейзажных участков, где доминирует одно из архитектурных сооружений, формирующих облик своего участка (О. Ивановой выделено 6 таких участков). Характер пейзажного разнообразия обусловлен этими архитектурными акцентами, являющимися композиционными узлами, каждый из которых воспринимается на определенном отрезке маршрута. Так, участок Храма дружбы «работает» на отрезке примерной протяженностью в 440 м, Висконтьев мост — 370, Пиль-башня — 310, Новосильвийский мост — 660 м. При этом имеют место тесная связь и соподчинение пейзажных картин в пределах района. Характер этой связи можно представить графически.
Композиция пейзажных картин и динамика их чередования во многом зависят от характера пространства объекта в целом. Пейзажное разнообразие закрытых лесных массивов; открытых, но замкнутых боковыми кулисами речных долин; обширных лугов с отдельными куртинами и группами имеет свои особенности. Например, четкая смена впечатлений долины р. Славянки обусловлена не только композиционной завершенностью ее картин, но и замкнутостью общего пространства района, где стена примыкающего леса играет роль фона или кулис в построении пейзажей. Эти кулисы ограничивают видимое пространство и способствуют формированию картин, известным образом замкнутых, предстающих перед посетителем в определенной последовательности. Очередность их смены достаточно выражена. Это положение иллюстрируется на рис. 86, показывающем ритм и вариации пейзажных картин на участке Висконтьева моста (пример чередования пейзажей, построенных «встык»).
I — первое появление моста после паузы, протяженность восприятия картины 6 +-9== = 15 м (а); II — картины с участием других акцентов (б); III — второе появление моста, протяженность восприятия 16+6=22 м (в);
IV — картины с участием других акцентов (г);
V — третье появление моста, протяженность восприятия 7+28=35 м (d); VI — вариации пейзажных картин с участием моста, протяженность восприятия 60+25=85 м (е)\ VII — картины с включением других акцентов; VIII — подход к мосту, протяженность восприятия 21 + 18=39 м; IX — вид с моста.
На обширных открытых пространствах, как правило, пейзажи формируются в виде панорамных картин. При их построении возможно «перехлестывание» воспринимаемых элементов пейзажа, т. е. включение в одну панорамную картину фрагментов других. Это показано на рис. 87.
19-я пейзажная картина включает точки: 120—124, 126, 131, 133, 137, 139 (вид на Олений мост и пруд), протяженность восприятия — 51 м; 20-я пейзажная картина включает точки 131, 132, 135, 147, 149, 162, 163—165 (вид на противоположный берег, группы деревьев и мост), протяженность — 98 м;
21-я— 136, 138, 141, 142 (вид на воду без моста, ивы), протяженность—12 м; 22-я — 144, 145, 152—155, 158, 160, 161, 166 (ива закрывает мост), протяженность — 64 м; 23-я — 157, 158, 159, 167 (ива на противоположном берегу), протяженность — 45 м.
Общая протяженность «звучания» этих картин на маршруте— 138 м.
Развернутость пейзажей панорамы обусловливает их большую динамичность, т. е. перемещение в процессе движения фокусов восприятия и их кулис, взаимная их замена. Виды воспринимаются в динамике (в пределах панорамы и на всем ее протяжении идет перекомпоновка композиционных элементов). В связи с этим одна панорамная картина может иметь на своем отрезке несколько точек восприятия, с которых открываются различные кадры одной картины. Подобным образом построены пейзажи района Белой березы в Павловском парке. В пределах обширного открытого пространства этого района одна картина сменяет другую, при этом элементы предыдущей могут оставаться в поле зрения, но их композиционная роль в новой картине существенно меняется. Идет непрерывное чередование простых картин панорамы, а также самих панорам. Разрывы между картинами на маршруте прослеживаются крайне редко.
Таким образом, картины строятся или «встык», как в долине реки Славянки, или «внахлест», как в районе Белой березы. В обоих районах при восприятии пейзажей зрительная композиция соприкасается с музыкальной. Это положение художник Пьетро Гонзаго пытался утвердить в своем теоретическом трактате «Музыка глаз», а также в натуре — при создании пейзажей Павловского парка.
Протяженность «звучания» пейзажных картин различная. В случаях четкой смены простых картин она равна среднему интервалу их чередования. Обширные панорамные картины воспринимаются на значительном расстоянии, иногда до 100 м, в пределах которого имеются свои ритмически чередующиеся кадры.
Пауза в процессе формирования пейзажных картин на маршруте носит относительный характер. Подчиняясь правилам музыкальной композиции, мы можем сказать, что в ландшафтном искусстве пауза не есть молчание. Это своего рода небольшая передышка, подготовка для восприятия новых картин парка. Так, в обширном пространстве Белой березы пауза внешне неярко выражена, пейзажи как будто активны на всем протяжении маршрута. Здесь важна разная сила их «звучания», а незначительные закрытые пространства небольших массивов, изредка примыкающие к маршруту, воспринимаются как пауза. В долине р. Славянки роль паузы выполняют отдельные картины без участия архитектурных сооружений. В саду Шредера пауза выражена четко — это участки массивов, нейтральные по своему характеру, чередующиеся с открытыми пространствами полян.
В парках, где композиция построена на чередовании картин с участием полян, лугов, закрытые пространства массивов или больших групп, сквозь которые проходит маршрут, как правило, являются его паузами. Ритм их чередования определяется различными интервалами. Так, Ю. Киричек предлагает проектировать интервалы между парковыми картинами в 6—10 раз больше самих картин.
Анализ чередования пейзажей на маршрутах исторических парков позволил выявить следующий ритм закрытых ( + ) и открытых (—) пространств.
Приоратский парк (Гатчина): +440 м; —50 м; +120 м; —50 м; +480 м; —50 м; +370 м и т. д. В Дворцовом районе Гатчинского парка (от Острова любви до Малого белого озера длина маршрута 1500 м) наблюдается следующий ритм чередования пространств: — 10 м; +50 м; —50 м; +50 м;
—40 м; +35 м; —50 м; +60 м; —40 м; +150 м; —20 м; +100 м; —60 м; +125 м; —25 м; +220 м; —50 м; +50 м и т. д. Данная композиция построена на четких силуэтах объемов, отражений в воде, строгой направленности обзора, более частой смене картин.
В Екатерининском парке (г. Пушкин) на маршруте вдоль Большого озера построение пространств при больших интервалах имеет более спокойный ритм смен: 920 м — тень, 480 м — свет (11 смен).
В районе Белой березы в Павловском парке на 1525 м Константиновской дороги — 245 м — тень (11 смен), 1280 м — свет (10 смен). Они образуют монументальный пейзаж с включением куртин насаждений.
В лесопарке пейзажное разнообразие носит свой характер. Лесопарк, являясь объектом ландшафтного искусства, в то же время занимает промежуточное положение между лесом и парком. Поэтому он должен сохранять лесной характер и в то же время, достаточно обогащенный открытыми и полуоткрытыми пространствами паркового характера, иметь пейзажное разнообразие, обеспечивающее необходимую смену впечатлений. Однако ориентация только на формирование пейзажных картин в открытых пространствах может привести к серьезным просчетам. Так, в Невском лесопарке (Ленинградская обл.) наряду с высоким качеством пейзажных картин, сформированных на основе полян и водоемов, лесные массивы построены неинтересно. Они трактуются как паузы между картинами открытых пространств, оказавшиеся слишком длительными. Однако лес в данном случае не может служить паузой, он является художественной и территориальной основой лесопарка, поэтому должен быть насыщен своим содержанием, понять которое можно, проанализировав особенности его восприятия.
Прежде всего в лесу преобладают закрытые пространства, число пространственных композиций меньше и они проще. В восприятие включаются все природные элементы леса во всем многообразии их сочетаний, за счет чего и создается необходимая смена впечатлений, обусловливающая эстетическую ценность массива в целом.
В отличие от парковых пейзажей процесс восприятия пейзажа в лесу в ряде случаев растягивается во времени (одни замечают его раньше, другие — позже) и в пространстве, т. е. точки восприятия не совпадают на линии маршрута. Протяженность пути, на котором все участки включаются в процесс восприятия данного пейзажа, колеблется от 20 до 100 м и составляет в среднем 20—50 м.
Смена участков с различными таксационными показателями не всегда обусловливает смену впечатлений. Основными являются собственно древостой, его возраст, а также пространственная структура насаждений. При этом выраженность этих показателей должна быть достаточно контрастной. Например, смена хвойных и лиственных, открытых и закрытых пространств и т. д. Вместе с этим, несмотря на таксационную однородность картины лесного пейзажа, смена впечатлений в ее пределах может быть многократной. Человек, реагируя на наиболее яркие сочетания природных элементов, часто пропускает различия, отмечаемые таксатором. Эти природные элементы выступают в качестве акцентов, обусловливающих пейзажное разнообразие, и их ценность зависит от того, насколько они выделяются в окружающем массиве. В их числе: световые окна в массиве; освещенные солнцем просеки; группы деревьев, отличающиеся от остального массива породным составом, размещением в пространстве или размерами; отдельные крупные экземпляры деревьев или интересные экземпляры подлеска; цветовые пятна почвопокровных растений; перепад рельефа, а также сама дорога как часть пейзажа.
Таким образом, пейзажное разнообразие в лесу обусловлено показателями двух порядков: общего и частного. В первую группу входят насаждения, характеризующиеся составом, возрастом и пространственной структурой. Они являются основными крупномасштабными показателями и выполняют роль фона, на котором идет восприятие акцентов леса, составляющих вторую группу и находящихся как бы внутри первой.
Поскольку пейзажи в лесу специально не организованы, ритм их восприятия не выражен так четко, как в парке. Размеры интервалов зависят от эстетической ценности массива и индивидуальной реакции наблюдателя. Они составляют в среднем 50—150 м, что существенно превышает средние расстояния чередования пейзажей в парке.
Структурное построение пейзажных картин и их размещение с учетом принципов пейзажного разнообразия являются важнейшими методами в творческом процессе формирования художественного образа парка.