Лекция 1. Философия ее предмет, структура, функции. Разнообразие картин мира.

Лекция 1. Философия ее предмет, структура, функции. Разнообразие картин мира.

План:

Философия как предмет: понятие, методы.

Структура и функции философии.

Разнообразие картин мира.

4.

Философия как предмет: понятие, методы.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.).

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:Диалектика– метод философского исследования, при котором явления рассматриваются последовательно с учетом их внутренних противоречий, развития, причин и следствий; Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:обособлено, статично и однозначно; Догматизм– восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений; Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов; Софистика – метод, основанный на выведении суждений из ложных, но некорректно поданных как истинные, посылок; герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов, материализмдействительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери, идеализм признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением, эмпиризм (в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания), рационализм (истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений).

Структура и функции философии.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество.

Функции философии– основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции:

Мировоззренческая способствует формированию целостности картины мира.

Методологическая – вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая – философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

Аксиологическая – оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы.

Воспитательно-гуманитарная – культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.

Прогностическая –на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Разнообразие картин мира.

На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы.

Типы мировоззрения:

Мифология является самой ранней формой духовной культуры людей, соответствующей стадии первобытного общества. Сущность мифа заключалась в переносе человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах.

Религия - благочестие, святыня, набожность, предмет культа. Появления религиозных взглядов обусловлено существованием рядов факторов: 1) гносеология - теория познания, т.е. теоретико-познавательными причинами. 2) социальная 3) Психологическая. Религиозные идеи и представления помигают человеку снять стрессы, выжить в трудных ситуациях.

Наука – логически непротиворечивая система знаний человека, об объективных процессах природы и общества, дающая возможность привидения и преобразования действительности. Характерной чертой научного знания является его проверяемость.

Философия.Специфика философского знания проявляется в том философское знание является "предельно теоретическим" Это означает, что философия изучает мир, как единое целое (частные науки изучают отдельные фрагменты мира). Она стремится найти общие закономерности свойства у объектов различной структурной организации. Философия является теоретическим ядром мировоззрения.

Философия Древнего Востока.

Эллинско-римская философия.

Философия Древнего Востока.

Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии.

Эллинско-римская философия.

Основная идея философской школыстоиков — освобождение от влияния внешнего мира. Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию, автаркии.

Сенека — римский философ I в. н.э., проповедовал: призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на собственном духовном состоянии; приветствовал покой и созерцание; верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом; считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся: признание высшим мировым началом Бога; объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом; признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром; призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;

УчениеЭпикура выдвигает следующие положения: все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; окружающий мир познаваем; основным видом познания является чувственное познание; боги, возможно, существуют, но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; судьба человека зависит от него самого; душа человека смертна, как и тело; человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; счастье человека состоит в удовольствии; под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

Русский космизм.

Лекция 7. Учение о бытии

План:

Принципы диалектики

1. Принцип всеобщей связи.

2. Принцип развития. Диалектика считает, что развитие объективно, всеобще, необратимо, включает качественные изменения.

3. Принцип детерминизма – всеобщей причинной обусловленности явлений.

4. Принцип историзма подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность и неуничтожимость истории; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Законы диалектики

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений объясняет, когда происходит развитие.

3. Закон отрицания отрицания.

Категории диалектики

1. Сущность и явление

2. Единичное, особенное, общее

3. Причина и следствие

4. Случайность и необходимость

5. Возможность и действительность

Социальный статус.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

Негативные процессы НТР

Вытеснение большей части населения из активной сферы деятельности; расслоение человечества; несоответствие роста технических возможностей росту сознания людей; преобладание методов анализа над синтезом научных решений, и как следствие утеря научной интуиции человека; алгоритмизация жизни; передача управления людьми автоматике

Позитивные процессы НТР

Расширение горизонтов познания; глобальные сети и инфраструктура возможности духовного роста; гуманизация познания; независимость от внешних факторов

Спорные процессы

Искусственный интеллект; искусственная жизнь и клонирование; избыточные возможности; виртуальная реальность; информатизация и информационный взрыв.

Лекция 1. Философия ее предмет, структура, функции. Разнообразие картин мира.

План:

Наши рекомендации