Герои гомеровского эпоса как «полные представители национального духа»: принципы и приемы создания образов
Задание: Законспектировать указанные страницы статьи В.Г. Белинского "Разделение поэзии на роды и виды", сделать выписки из книги А.Ф. Лосева "Гомер" (см. с. 12-13). На примере образа одного из героев гомеровского эпоса показать, какими принципами в его создании руководствуется автор, какие приемы, обусловленные этими принципами, использует. Выучить наизусть отрывок из гомеровского эпоса (по выбору студента). Подготовить ответы на предложенные вопросы.
Вопросы:
1. Понятие о героическом эпосе (эпопее) как жанре. В.Г. Белинский об эпопее и жанровых особенностях гомеровских поэм:
- время возникновения гомеровского эпоса;
- эпопейный образ мира и особенности его воплощения;
- содержание эпопеи;
- предмет изображения;
-"абсолютная эпическая дистанция" и особенности выражения авторской позиции;
- основная тема;
2. Представление об идеале человека в гомеровскую эпоху – эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладельческому и особенности его воплощения в поэмах Гомера. Сущность эпического характера, его "завершенность" и "законченность".
3. Основные образы гомеровского эпоса. Принципы и приемы их создания:
- монументальность (гипербола, постоянные эпитеты, развернутые сравнения);
- обстоятельная деловитость в изображении героев и примет
их героического быта (ретардация, повторы);
- отсутствие психологизма (внешняя мотивировка поступков и чувств героев, внешнее изображение их внутренних переживаний) и первые признаки зарождения психологического анализа;
- традиционность и стандартность изображения, попытки индивидуализации в создании образов героев;
- цельность, простота, некоторая наивность как характерные качества героев гомеровского эпоса – выразителей "национального духа", "полных и достойных представителей" эпохи "младенчества всего человечества".
4. Национальное и мировое значение гомеровского эпоса. Подтвердите справедливость слов В.Г.Белинского: «"Илиада" и "Одиссея", будучи национально героическими созданиями, в то же время принадлежат всему человечеству, равно доступны всем векам и всем народам...».
Тема 2.
«Эдип-царь» Софокла –
Классический образец греческой трагедии
Задание: Законспектировать указанные параграфы "Поэтики" Аристотеля и разделы книги "Греческая трагедия" (см. с. 25-26). Проанализировать трагедию "Эдип-царь" в заданном аспекте. Подготовить ответы на предложенные вопросы. Выучить наизусть отрывок из трагедии (по выбору студента).
Вопросы.
1. Аристотель о трагедии как высшем виде поэзии. Основные понятия: фабула (требования к фабуле, ее виды), характер (его сущность, требования к трагическому характеру), действие (его обусловленность характером), конфликт (его виды и способы разрешения). Проблема катарсиса (его толкование Аристотелем, позднейшие теории катарсиса).
2. Постановка в трагедии Софокла "Эдип-царь" вопроса о
роке и свободной воле человека, определяющего своеобразие ее
конфликта.
3. Решение Софоклом проблемы трагического характера.
Проследить, как раскрывается характер Эдипа в процессе развития действия. Для этого:
- рассмотреть структуру трагедии, выделив ее части (пролог, парод, эписодии, стасимы, коммосы, эксод);
-выявить особенности построения фабулы (ее вид: подготовка узнавания, узнавание, порождающее перипетию - неожиданный поворот событий в противоположную сторону), обусловливающей напряженный и сосредоточенный динамизм действия, неудержимо влекущегося волею Эдипа к трагическому исходу;
- доказать, что поступки и поведение героя психологически мотивированы в трагедии его характером;
- проанализировать диалоги (эписодии 1,2,3,4), подумать, что сообщает им живость и драматичность;
- доказать, что тип развязки в трагедии ("по необходимости" – без вмешательства богов) вытекает из характера Эдипа (обусловлен направленностью его воли).
4. Роль хора в трагедии как выразителя коллективного мнения граждан и лирического сопровождения действия (стасимы 1, 2, 3, 4, коммосы 1, 2). Своеобразие выражения авторской позиции. Гуманистический пафос трагедии.
5. Новаторство Софокла-драматурга, его роль в истории греческой трагедии.
Тема 3.
«Всадники» Аристофана