Заголовки, выражающие констатацию и резюме
ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС
Заголовочный комплекс любого издания объединяет: шапки, рубрики, заголовки, надзаголовки, подзаголовки и вводные обзацы – лиды. Некоторые теоретики относят к заголовочному комплексу и иллюстрации,
сопровождающие текст.
Заголовок – название материала.
Рубрика – раздел газеты.
Шапка – общий заголовок для сходных по теме материалов.
Подзаголовок, надзаголовок помогают раскрыть заголовок (дополнение к заголовку)
Важно спланировать познавательные шаги читателя, их постепенность. В расчете на это и строится заголовочный комплекс: читатель может быть проведен по разным ступеням смысла. К сожалению, подчас на каждом шагу в заголовках и подзаголовках встречаются повторы и мыслей, и слов, ненужные дубли, пересечения смыслов – заголовок и лид взаимно гасят друг друга.
Подзаголовок – не второстепенный заголовок, но необходимое уточнение смысла, концепции, а часто и дополнительная игра, интрига. Он должен взаимодействовать с заголовком.
Виды взаимодействия:
– заголовок + подзаголовок-вопрос
В поисках золотого ключика… Вы уверены, что вашу дверь нельзя проткнуть носом?
– заголовок+ пояснение-анекдот
Граница – понятие относительное: Куда отнесешь, там она и будет.
– заголовок цитата+ подзаголовок-цитата
«Встать в строй!» – «А выйти можно?»:Начался первый призыв после чеченской войны
– заголовок + лид
«Я стрелял им в затылок…» Палачи живут рядом с нами и не считают, что их жизнь прожита зря (об исполнителе казней в подвалах Лубянки)
– игра заголовка и подзаголовка
Век свободы… Не видать?
Тупик Гамсахурдия. Между набережной Сталина и проспектом Шота Руставели (Конечно, такого топонимического названия в Тбилиси не было, просто ситуация во время правительства Гамсахурдия была тупиковой, что привело к братоубийственному конфликту.
Современные тенденции заголовочного комплекса:
– заголовки объемно увеличиваются
– усиливается их коммуникативная функция
– усиливается содержательная, информирующая сторона (во многом благодаря виртуозному взаимодействию с подзаголовком),
– увеличение авторской иронии
– заметно влияние речевой моды
– преобладание доверительных интонаций и отталкивающих
– сленг, зубоскальство, пошлость
– увлечение стихотворными заголовками
Необходим строгий самоконтроль: можно ли считать то, что сочинялось, средством организации внимания? А средством взаимодействия?
Главное – подготовить восприятие текста.
Заголовок на полосе может быть расположен вертикально, горизонтально, быть ступенчатым, рисованным и т.д Это зависит от макета,которого прдерживается верстальщик
*****
Заголовки выполняют несколько функций: выделяют материал,
называют, рекламируют текст – «товар», информируют читателя, иногда передавая ему при этом определенную установку автора.
Обратимся к истории. Поначалу в массовой прессе доминировали заголовки-ярлыки, «маркирующие» материал. В нашей стране долгое время заголовок отождествлялся с лозунгом, с призывом, с точным указанием, что делать.
В газете «Правда»: К новым производственным достижениям», «Больше паровозов и вагонов!» «Еще выше поднимем индустриальное могукщество Родины!». Приветствовались оптимистические заголовки «Песня сердца», «Заря над Кустанаем», «Властелины гор». Для критических корреспонденций и фельетонов предлагались пословицы и поговорки: «Как веревочке не виться…», «Не в свои сани не садись...» Всегда были под рукой заголовки-трафареты: «На благо Родины» – такой заголовок подошел бы к любому положительному материалу. Цензоры бдительно смотрели за заголовками. Хороших текстов в прессе той поры было значительно больше, чем хороших заголовков.
Одно из резко критических выступлений Анатолия Аграновского было озаглавлено автором четко и мрачно: «Труба» = дело – труба (речь действительно шла о трубе теплопровода, которую одни и те же рабочие сначала укладывали, а затем разрезали автогеном на куски, исправляя недочеты проектировщиков). Материал сильно урезанный цензурой появился в «Известиях» под названием «Что осталось от трубы». Видимо цензорам показалось это номинативное название слишком критическим. Впоследствие в своем сборнике Аграновский восстановил свое название.
Сегодня, как правило, заголовки строятся по нетрадиционным для российской печати моделям. Принцип кратости и сжатости заголовка уступил их протяженности Наступило время «авторской свободы»: в заголовки ринулись цифры, аббревиатуры, имена собственные раговорные слова, сленг. Хороший заголовок – предмет газетного искусства («Комс. Правда» – 5-7 заголовков, копилка, к чаю).
Виды заголовков
Заголовки, выражающие констатацию и резюме
– Повествовательный заголовок
Часто используется для новостей. Спокойно и просто излагается суть («Турецкое правительство предупреждает, что американские военные базы могут быть закрыты») Часто констатирующий заголовок выглядит, как лид («Взрыв обычной батарейки сделал незрячим 4-летнего мальчика и несчастным его семью). Точное название ситуаций («Профессор без галстука», «Человек власти»)
– Заголовок-констатация
Может быть длинным, состоять из 2-3 предложений («Елена» согреет кого угодно. Ей без разницы. Она атомная»). Как и в случае с лидом, заголовок становится как бы отдельным кратким сообщением.
– Заголовок-резюме или комментирующий заголовок
Безличные и неопределенно личные формы фиксируют ситуацию как характерную или закономерную («Ювелирные изделия проще подделать, чем купить», «Высокие стороны договорились не стрелять. Пока», «Самарские купцы объелись ананасами. Кажется в последний раз»)
Заголовки бывают простыми и составными («Труба», «Четыре миллиона могли попасть в дело. Но попали в уголовное»). Составные заголовки открывают дополнительные возможности для комментария «поверх текста». Например: «Казахстан тоже хочет жить. Отдельно»
Подобные заголовки сегодня очень популярны. Эффект оценки в заголовке резюме часто создается двойной конструкцией с повтором ведущего слова: «О бездомных детях знают все… И все их лишь жалеют.» Привлекается метафора: «Ломаный грош для бесценной культуры» (комментарий о снятии охраны ряда крупнейших музеев страны).
Интрига и сенсация
– заголовок-парадокс («Правнучка Чехова не говорит по-русски», «Ракетное топливо в пищевых продуктах» –о добавках, используемыхв некоторых консервах, в общем-то безвредных, имеющих химические аналоги в совсем иных сферах производства. Летом сообщение о наличии ртути в в конфетах «Палитра»). Подобные заголовки пробуждают любопытство, шокируют читателя, искусственно усиливая значимость сообщения не особенно оперативного. Такие заголовки, как второй – некий обман, обычно за ним – не сенсация а довольно рядовое сообщение, заголовок его «вытаскивает». Его и рекомендуют использовать к материалам унылым, недостаточно интересным, но важным. «Деньги под ногами» – заметка о том, что асфальтовые заплатки, которые кладут в дождь и снег – выброшенные на ветер деньги налогоплательщиков.
– заголовок-сенсация («Мертвец ожил!») .Часто подзаголовок может стать сенсационным дополнение заголовка («Баня»: Министр Скуратов парится исключительно с девочками)