Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?
Билет № 9
Искусство Византии.
Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.
На современной карте этого государства нет. Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.
Архитектура. Первоначально, архитектура Византии включала в себя элементы античного и восточного зодчества. Для ее раннего периода характерна базилика (греч. “царский дом”) – храм специально предназначенный для многолюдных богослужений. Это вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на нечетное количество проходов – нефов (корабль). Средний неф всегда был выше остальных. Для базилик характерны стропильные двускатные крыши. Но позднее византийские зодчие стали использовать сводчатые и купольные перекрытия.
При строительстве византийские храмы всегда ориентировали на восток. Взгляд человека, приходящего сюда, непременно устремлялся к алтарю – священной части храма, местонахождение которого подчеркивала апсида (полукруглая ниша). Алтарную часть от нефа отделяла триумфальная арка, символизировавшая переход от смерти к жизни вечной.
Этот тип храма выбрали и для самого выдающегося произведения византийского зодчества — Софии в Константинополе. Главный собор столицы империи строили мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, которые были не только прекрасными зодчими, но и выдающимися учёными своего времени.
Шедевром архитектурной мысли Анфимия и Исидора стала гигантская полусфера главного купола Софии Константинопольской. Она поддерживается пространственным «скелетом» хитросплетённых многочисленных арок и сводов, несущим основную нагрузку. Кроме того, окна, находящиеся в основании купола, зрительно отрезают его от нижней части храма. Залитая потоками солнечного света гигантская полусфера, словно парящая в воздухе, заставила писателя VI в. Прокопия Кесарийского сказать: «Всякий... сразу понимает, что не человеческим имуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело».
Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг. Он поражает отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора, мозаиками и фресковыми росписями на стенах. Главный собор империи не мог остаться без внутреннего украшения — сверкающих мозаик. Но, очевидно, в основном они имели декоративный характер, а в куполе «парил» гигантский мозаичный крест. Почему не захотел Юстиниан поместить в своём храме евангельские сцены, шествия мучеников, наконец, портреты — свой и Феодоры.
Мозаика – картина, выполненная из цветных камешков – смальты.
Характерные особенности мозаики:
совершенные композиционные приемы;
декоративность;
колористические эффекты;
сопоставление контрастных цветов;
регламентация цветовой гаммы;
манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор;
композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.
В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. “образ”).
Характерные особенности икон:
фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);
строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;
высокий лоб – средоточие духовного начала;
сияющий нимб вокруг головы;
пристальный, суровый взор увеличенных глаз;
статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;
декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;
цвет на иконах символичен.
Основные достижения художественной культуры Византии:
Воплощение в жизнь крестово-купольного храма.
Синтез различных видов искусств.
Ориентированность художественного языка на условность, символику / зарождение иконографии и нотного письма.
Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.
Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?
Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.
Православная культура развивается по канонам византийского искусства.
В средние века Русь становится духовным центром православия – «Москва – третий Рим».
Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.