Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?

Билет № 9

Искусство Византии.

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.

На современной карте этого государства нет. Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

Архитектура. Первоначально, архитектура Византии включала в себя элементы античного и восточного зодчества. Для ее раннего периода характерна базилика (греч. “царский дом”) – храм специально предназначенный для многолюдных богослужений. Это вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на нечетное количество проходов – нефов (корабль). Средний неф всегда был выше остальных. Для базилик характерны стропильные двускатные крыши. Но позднее византийские зодчие стали использовать сводчатые и купольные перекрытия.

При строительстве византийские храмы всегда ориентировали на восток. Взгляд человека, приходящего сюда, непременно устремлялся к алтарю – священной части храма, местонахождение которого подчеркивала апсида (полукруглая ниша). Алтарную часть от нефа отделяла триумфальная арка, символизировавшая переход от смерти к жизни вечной.

Этот тип храма выбрали и для са­мого выдающегося произведения византийского зодчества — Софии в Константинополе. Главный собор столицы империи стро­или мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, которые были не толь­ко прекрасными зодчими, но и вы­дающимися учёными своего време­ни.

Шедевром архитектурной мысли Анфимия и Исидора стала гигант­ская полусфера главного купола Со­фии Константинопольской. Она под­держивается пространственным «скелетом» хитросплетённых много­численных арок и сводов, несущим основную нагрузку. Кроме того, окна, находящиеся в основании купола, зрительно отрезают его от нижней части храма. Залитая потоками сол­нечного света гигантская полусфера, словно парящая в воздухе, заставила писателя VI в. Прокопия Кесарийского сказать: «Всякий... сразу понимает, что не человеческим имуществом или искусством, но Божьим соизво­лением завершено такое дело».

Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг. Он поражает отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора, мозаиками и фресковыми росписями на стенах. Главный собор империи не мог остаться без внутреннего украше­ния — сверкающих мозаик. Но, оче­видно, в основном они имели деко­ративный характер, а в куполе «парил» гигантский мозаичный крест. Почему не захотел Юстиниан поместить в своём храме евангель­ские сцены, шествия мучеников, на­конец, портреты — свой и Феодоры.

Мозаика – картина, выполненная из цветных камешков – смальты.

Характерные особенности мозаики:

совершенные композиционные приемы;

декоративность;

колористические эффекты;

сопоставление контрастных цветов;

регламентация цветовой гаммы;

манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор;

композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.

В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. “образ”).

Характерные особенности икон:

фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);

строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;

высокий лоб – средоточие духовного начала;

сияющий нимб вокруг головы;

пристальный, суровый взор увеличенных глаз;

статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;

декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;

цвет на иконах символичен.

Основные достижения художественной культуры Византии:

Воплощение в жизнь крестово-купольного храма.

Синтез различных видов искусств.

Ориентированность художественного языка на условность, символику / зарождение иконографии и нотного письма.

Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.

Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?

Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.

Православная культура развивается по канонам византийского искусства.

В средние века Русь становится духовным центром православия – «Москва – третий Рим».

Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.

Наши рекомендации