Искусство эпохи неолита

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей — другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. с. в местах, защищённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину.

Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые на скалах и написанные красками изображения обнаружены на огромных

пространствах — от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отличие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить

приблизительно от VIII—VI тысячелетий до и. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847—1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.)

В III—II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб — мегалиты (от греч. «мегас» — «большой» и «литос» — «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры — вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены — несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи — сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч. Назначение этих сооружений неизвестно.

Самое знаменитое из них — кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.), недалеко от города Солсбери в Англии. Стоунхенлж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест.

Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия — художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

Заключение

Первобытная культура прослеживает в себе огромную дистанцию развития человечества. Вначале — полулюди-полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце — такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома, делать разнообразную утварь, орудия из бронзы, железа. В начале — существа, ещё не умевшие говорить; в конце — творцы эпических сказаний, понимавшие, что они живут в сложном, противоречивом мире, стремящиеся осознать своё место в нём. В начале — полуобезьяны, прыгающие от радости, что они сыты; в конце — участники сложных обрядов, обращающиеся к своим сверхъестественным покровителям. В начале — существа, живущие небольшими семейными группами во главе с самцом; в конце — члены сообщества родов и племён, во главе которых стояли уважаемые всеми прародители. Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

Гипотезы происхождения искусства в первобытном обществе. Существующие в настоящее время гипотезы происхождения палеолитического искусства в большей мере объясняют то, что ему предшествовало (игра, магия, религия, мифология, натуральный макет). Практически все авторы рассматривают этот вид деятельности человека как продукт развития общества, результат выражения эстетических чувств, но не как фактор естественно-исторический, не зависящий от воли и сознания человека и общества. Проблему происхождения искусства сравнивают по сложности с другими фундаментальными проблемами естествознания и гуманитарных наук — происхождение жизни и происхождение языка.

Гипотеза «простого этапа» зародилась одновременно с палеолитоведением и была введена в науку Буше де Пертом, который отмечал, что камни странной и загадочной формы являются наиболее древними образами, символическими фигурами и первыми идолами, подготовленными для человека игрой природы. Основной постулат был предложен Д. Дидро: «…природа самая обыкновенная послужила первым образцом искусству». Основной смысл гипотезы заключается в том, что палеолитический человек увидел сначала в природных фигурах изобразительное подобие живых существ. Он начал дополнять их, моделировать, приближать к эталонам своего сознания и только затем приступил к самостоятельному творчеству. Доктрина «простого этапа» сводит все задачи основоположников творчества к поиску уже существующих природных форм (подобно гипотезе макарон), а в генезисе усматривается субъективное восприятие одного человека, а не коллективное, канонически устоявшееся действие [Столяр, 1985].

Гипотеза «макарон», или меандров. Именно в геометрии меандров и в их конфигурациях археолог А. Брейль видел предтечу контурно го рисунка зверя в начале верхнего палеолита, когда были отмечены пластичные свойства глины. Классические образцы отнесены к раннему ориньяку и представлены в пещерах Хорнос де ла Пенья, Альтамира, Гаргас. Однако известен такой памятник, как Пеш-Мерль, особенно богатый «пальцевыми чертежами», среди которых насчитывается 7 явных фигур, абрис которых передан двойной полосой. Но «не которая стилистическая неопределенность, как и «провинциальная отсталость» техники резко отличает эти изображения от ведущей линии художественной эволюции.

Интерес представляет основной смысл макаронного искусства — отдельная линия интереса не представляла, замысел заключался в создании «целой паутины». Однако большинство исследователей первобытного искусства придерживается мнения, что памятники такого типа не могли генетически породить строго сюжетное геометрическое изображение анималистической формы.

Гипотеза руки. «Рукой» в первобытном творчестве называют негативное, трафаретное изображение (в ореоле) или позитивное пятно, повторяющее очертание руки, которое, по мнению Э. Картальяка, А. Брейля, А. де Рио, Г. Люке и др., дало начало первобытному искусству. Наиболее ранние изображения рук известны во многих пещерах Пиренеев, в частности, Альтамире, Гаргасе (более 200 изображений рук), Кастильо (около 50), в Италии, на Кубани. По логике и основной посылке эта гипотеза близка к гипотезе «макарон». А. Д. Столяр считает возникновение изображения рук стихийным в жизненной практике (окрашивание руки кровью при разделке животного или сажей при использовании факела) и, возможно, начальным.

По статистике А. Леруа-Гурана, эстампировалась, в основном, левая рука. Отмечается, что «руки» выступают в контексте с другими изобразительными сюжетами, а также проходят через всю историю первобытного искусства, сохраняясь во времени во всем мире. Этим подчеркивается фундаментальность и долговечность изобразительно го явления. Основная идея гипотезы заключается в простом психологизме — люди, как и звери, оставляют следы; этико-игровое наитие, сопричастность к основному сюжету или идее, которое впоследствии оформляется в идею декоративности, ощущение ритма и гармонии. Однако есть серьезные основания возразить сторонникам гипотезы, так как техника трафарета не является в генетическом и психофизическом отношении предшествующей технике анималистического рисунка.

Относительно социальной семантики ориньякских рук высказано мнение о принадлежности их детям и подросткам либо женщинам. Отсюда развитие идей коллективно-производственных инициаций или образа Хозяйки зверей.

Особый интерес вызывают изображения «искалеченных» рук, которые при ином подходе могут рассматриваться как система знаков особого охотничьего языка или ритуальной ампутации как акта жертвоприношения (часть вместо целого) (мнение А. Леруа-Гурана, Я.А. Шера, А. Д. Столяра).

Трудовая гипотеза. А.П. Окладников считал, что одной из важнейших конкретных предпосылок для возникновения художественной формы деятельности явилось накопление технического опыта в производстве орудий и, прежде всего, в обработке камня, что предполагало чувство формы. Потребность в ритме и симметрии вырастали из трудовой деятельности, из элементарного процесса изготовления орудий, где неизбежно чередовались одни и те же трудовые приемы и манипуляции. Именно отсюда начинается путь к орнаментике. Уже на первых ступенях развития искусство составляло необходимую часть трудовой деятельности первобытной общины и было вплетено в производственный процесс, поэтому столь важное место в палеолитическом искусстве занимает изображение руки [Окладников, 1967].

Гипотеза фосфенов подразумевает зрительные ощущения, возникающие у человека без воздействия света на глаз. Основная идея заключается в появлении ярких форм голубоватого, зеленоватого, красноватого, желтоватого цветов в темноте в результате реакции сетчатки на механическое нажатие на глаза, воздействия психотропных веществ, электрического возбуждения сетчатки и участков коры головного мозга или при воздействии на сетчатку заряженных ионов (взаимодействия нейтронов с биологическим полем). Фосфены выражены в виде ярких вспышек, абстрактных знаков, искорок, пятен, пунктиров и т. п. При изучении этого эффекта у космонавтов установлено, что фосфены возникают как просто в темноте, так и при сильной ионизации воздуха. Именно такие реакции, возникающие в темноте пещер, возможно, побудили человека к воспроизведению того, чего они не видели в реальности, на свету. Отсюда и сложное отношение к пещерам как вместилищам сакрального.

Психофизиологическая гипотеза. Генетические исследования последних лет показали, что неандертальцы не являются прямой предковой формой человека современного физического типа. Эндокраны неандертальских черепов указывают на определенную степень асимметрии головного мозга, что свидетельствует о потенциальной готовности неандертальца к речи и изобразительной деятельности. Мозг неандертальца в среднем крупнее мозга современного человека, возможно, это говорит об экстенсивном пути, по которому пошла природа, наращивая массу клеток мозга для увеличения объема памяти. Количественное уменьшение объема мозга у современного человека связано с его реструктуризацией. Объем перерабатываемой информации возрос не за счет дифференциации функции полушарий, разделения центров восприятия и переработки образной информации, а за счет специализированной деятельности правого и левого полушарий — выраженной асимметрии. Взаимодействие между полушариями создает целостную картину мира и позволяет вырабатывать целесообразную тактику и стратегию поведения человека. Создание изображений возможно в условиях взаимодействия правого полушария (оперирует целостными образами и связано с первой сигнальной системой) с левым (представляет дискретные, абстрактные образы, связано со второй сигнальной системой и управляет действием правой руки). Феномен межполушарной функциональной асимметрии головного мозга человека является частным случаем общего закона природы о возрастании асимметрии по мере усложнения структурного и морфологического устройства организмов и сообществ. К показателям «готовности» человека к знаковому поведению, к определенному уровню функциональных асимметрий относят моторную, сенсорную, психическую зрелость, которые зависят от глубины разделения функций между полушариями мозга [Первобытное искусство, 1998; Шер и др., 2004].

Коммуникативно-информационная (знаковая) гипотеза. Как следствие и развитие психофизиологической гипотезы можно выделить и знаковую гипотезу поведения человека. Одна из главных идей гипотезы о механизме происхождения искусства состоит в том, что речь, письмо и искусство имеют общую физическую природу, являются информацией. Материальные носители речи — звуки и знаки, материальные носители искусства — объемные и плоские изображения. Зачатки знаковой деятельности усматриваются и в поведении неандертальцев (краска, погребения, скопления костей и т. п.). Но полновесная знаковая деятельность, породившая ритуально-мифологическую картину мира, появилась только в верхнем палеолите, и включала в себя средства языка, изобразительную деятельность, музыку, танцы и создала синкретичную форму первобытного мышления. Потребность в коммуникации (социальной и индивидуальной) породила и способы передачи информации (в устной и материально выраженной формах) [Bednarik, 2002; Шер и др., 2004].

2.


3 .Образ зверя

4. Антропоморфные образы искусства палеолита.????

5. Искусство мезолита. Переходным периодом от палеолита к неолиту является мезолит — среднекаменный век (приблизительно 12—8 тысячелетия до н. э.), который совпадает с установлением на земном шаре современной геологической эпохи, наступившей после отступления ледников. В данную эпоху изображаются многофигурные сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда. Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, но, несмотря на это, сила выразительности образного решения не теряется, так как все сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного и человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека.

6. Искусства неолита. неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека.

7. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схе­матичной и условной: изображе­ния лишь слегка напоминают чело­века или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норве­гии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, дости­гающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличают­ся небрежностью исполнения. На­ряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фи­гуры (круги, прямоугольники, ром­бы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и ко­рабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

8. Мегалитические постройки.Данное искусство возникло в эпохе палеолита. Мегалиты — доисторические сооружения из больших блоков. Существует 9 типов мегалитических построек в первобытном мире(менгир , кромлех, дольмен и другие), Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. . Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней во Франции, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях.

9. Искусство Древнего Египта возникло Нильской долине ок. 5000 лет до н. э. и просуществовали до 300 года н. э, в него входила живопись, архитектура, скульптура и многие другие виды искусства. Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием[1]. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Скульптура создавалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме, что касается живописи то, все изображения ярко раскрашивались, во основном изображались фараоны , правители, жатва и многие другие сцены. Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки. Существуют так же три периода искусства древнего Египта и это : Искусство древнего царства, нового и среднего. В эпоху древнего царства выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков, также искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала, было тесно связанная с религией.

10. Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. Например, гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов, нельзя не отметить и пирамиды которые стали скромнее, меньше размерами. В данную эпоху снижается пафос монументальности, проявляется оттенок сниженности, обиходности. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерност и.

11. Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства . Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Возникли так же храмы-святилища, посвященные разным богам. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. При возведении скульптур, скульпторы стали особо внимательо относиться к деталям и точно передавать тонкости и характерные признаки одежды.

12. архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства. Развитие архитектуры и строительства в Египет, уникально тем, что он практически не обладает древесными ресурсами, пальмы не в счет. Основным строительным материалом стал необожженный кирпич, известняк, песчаник и гранит. Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Её оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства. Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными фресками и резными фигурками, раскрашенными разными цветами. Мотивы украшений египетских зданий символичны, так например — скарабей, священный жук, или солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра.

13.Заупокойные комплексы древнего Египта. в религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования. Большинство заупокойных храмов были сооружены рядом с Долиной царей в Фивах. Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры ( заупокойный комплекс) является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера. Так же к заупокойным комплексам относятся пирамиды Хеопса, Хефрена, Джосера и другие. ???

14. Архитектура посвятительных храмов древнего Египта.????

15. Скульптура древнего Египта.Древний Египет практически не знал зодчества без скульптуры. Статуи оформляли фасады храмов, дороги, святилища, дворцы, ставились в гробницы. Все множество произведений древнеегипетской скульптуры можно разделить на две большие группы: заупокойная, и храмовые. Материалы для изготовления египетских статуй были очень разнообразны. Самым типичным материалом египетской скульптуры был камень. Применялись такие твердые породы камня, как гранит, диорит, базальт. Из мягких пород камня на протяжении использовали известняк, песчаник. Все древнеегипетские скульптуры, независимо от их назначения, материала или размера делались в едином каноне пропорций. Разделяют Скульптуру Раннего Царства, Древнего Царства , Среднего Царства, Нового Царства, Позднего Царства. Статуя фараона Хасехемуи. Статуя Каапера. Три гранитных статуи фараона Сенусерта III.

16.Амарнским периодом (или Амарной) в истории Древнего Египта принято называть эпоху правления фараона XVIII . В искусстве Амарны наряду с преувеличенным подчеркиванием индивидуальных характеристик намечается и обратный процесс – тяготение к лирической трактовке образов. Лучшее, что было создано в этот период,— скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появились изображения-царя в кругу семьи. На рельефах Эхнатон то любуется своей молодой и прекрасной супругой, то оба они изображены со своими детьми, то плачущими у смертного ложа дочери. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, как бы благословляя их любовь и деяния. В данный период появляется желание выявить духовное существо человека , поэтому делался упор на выделение глаза, из подводка, ведь глаза выражают душу человека.

Наши рекомендации