Вопрос 18. Развитие идей первых теоретиков дизайна. Готфрид Земпер и Франц Рело
В начале XIX века заканчивается длительный период развития ремесленного дизайна (как господствующей формы дизайна) и начнется новый этап - этап индустриального, промышленного дизайна. Основой внутреннего изменения дизайна явилось начало массового производства, ибо именно оно позволило впервые увидеть не отдельные вещи, а массу вещей и оценить, какую роль эти отштампованные однотипные изделия и новые машины могут сыграть в истории человеческой культуры, в истории цивилизации.
Следующий шаг в теории дизайна - это постепенное осознание роли техники, пока еще не передовой техники, а производственной технологии. Здесь большую роль в понимании принципов производства красивых и технологичных вещей сыграли труды крупного немецкого архитектора Готфрида Земпера (1803-1879). Как и большинство людей, чья деятельность связана с искусством предметного мира, Земпер придерживался революционных убеждений. Его взгляды привели к принципиально новой постановке вопроса о соотношении между техническим прогрессом и развитием предметного художественного творчества. Г. Земпер показал, что наука, технический прогресс предоставляют в распоряжение художественной практики такие материалы и способы их обработки, которые еще не освоены эстетически. Временные сроки, необходимые для эстетического освоения нововведений в процессе исторического развития постоянно сокращаются. Это происходит благодаря все большим разрешающим возможностям техники и все большему художественному опыту, накапливаемому с развитием искусства. Всемирную известность в теории дизайна Земпер завоевал своим фундаментальным трудом "Стиль в технических и тектонических искусствах или практическая эстетика", первые два тома которого вышли в 1860 и 1863 годах. Третий же, трактовавший вопросы влияния на искусство различных социально-политических порядков, был уничтожен автором. Основное, что ввел Земпер в будущую теорию дизайна - это учение о причинах, определяющих характер формы вещей. По Земперу, форма каждой вещи определяется:
· во-первых, целью, которой эта вещь служит, то есть ее функцией,
· во-вторых, материалом, из которого она сделана,
· в-третьих, характером технологии производства этой вещи,
· в-четвертых, господствующими в обществе социально-политическими
порядками.
Мысли Земпера дали возможность иначе взглянуть на вещи и понять, что их форма и декор не произвольно определяются волей художника, а неразрывно связаны с функцией, зависят от материала и от способа производства. Мягкая пластичная глина и вращающийся гончарный круг определили появление округлых, гладких, плавных форм керамических сосудов - ваз, амфор, чашек, кувшинов, горшков, а от техники переплетения нитей, предопределенной конструкцией ткацкого стана, зависит орнамент ткачества и вышивки, построенный на крестообразных, лестничных, прямоугольных узорах. Учение Земпера было шагом вперед по сравнению с учением Рескина. Земпер тоже считал, что его время губительно для искусства, но не из-за введения машин, а из-за господства капиталистических отношений. "Всеобщий упадок, - писал он, - коренится в глубоких социальных причинах". Земпер был не против нового машинного способа производства, а за то, чтобы понять его закономерности, специфику, его особую эстетику. Отсюда был один шаг до признания самой машины красивой.
Этот шаг сделал немецкий инженер и ученый Франц Рело (1829-1905), создатель теории машин, господствовавшей до середины XX века. Рело был широко образованным человеком, он понимал роль технического прогресса в развитии общества и считал исторической ошибкой резкое разграничение искусства и техники, которые могли бы объединиться в едином гармоническом развитии. Рело делил все народы на две большие группы в зависимости от способности проникновения в тайны сил природы:
к первым, по его терминологии, манганистическим, изменяющим природу (от греческого "менганон" - искусственное устройство, приспособление, механизм) он относил христианские нации;
ко вторым - натуристическим, лишь обороняющимся от природы или иногда безотчетно подслушивающим у нее некоторые рецепты - арабский мир.
Переходным от натурализма к манганизму считал японцев, соединивших способности обеих групп. Манганистическое отношение к действительности, по Рело, не только создало промышленность, но и содействовало расцвету культуры. Но вместе с тем Рело признавал и негативное влияние машины на природу, в том числе и на человека, причем в последнем случае, не только физическое, но и нравственное. Однако он считал, что "искусство и научная техника не исключают друг друга. Требуются только большие усилия, чтобы удовлетворить обоим, большая стойкость и духовное углубление в тонкие эстетические законы, чтобы отразить напор разрушительных влияний машины". Общий же вывод, к которому пришел ученый, был следующий: техника, основанная на науке или научная техника, как он выражался, "становится носительницей культуры, сильною, неутомимою работницей в деле цивилизации и образования рода человеческого". Процесс конструирования машин Рело воспринимал как творческий, несущий отпечаток личности инженера. А потому этот процесс может быть связан с красотой, с вопросами формообразования как искусства. В 1862 поду Рело опубликовал работу "О стиле в машиностроении", где развивал идеи введения архитектурных форм в машиностроение. Рело утвердил машину как объект приложения творческих, художественных способностей. Он поставил вопрос даже о национальных чертах в машиностроении, наглядно показывая, как по-разному выглядят станки, примерно, одинакового назначения, спроектированные в одном случае английскими, а в другом - французскими инженерами. В трудах Рело делается ударение на художественные компоненты дизайна, но теперь уже в приложении не к потребительской вещи, а к машине. Это было шагом вперед. Франц Рело оценил роль технического компонента и впервые в истории дизайна связал технику с культурой.