Отличительные черты традиционной культуры

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Белгородский государственный

Технологический университет имени В.Г. Шухова

Реферат

По дисциплине Культурология

На тему: «Традиции и инновации в культуре»

Выполнил:

Студент энергетического института

Группы Э-11

Головин Александр Анатольевич

Проверил:

Доц. каф. Социологии и управления

Приставка Т.А.

Белгород 2013

Содержание

Введение.................................................................................................
1. Черты традиционной и инновационной культур:  
1.1 Отличительные черты традиционной культуры........................... 4-6
1.2 Отличительные черты инновационной культуры......................... 7-9
2. Динамика взаимодействия традиций и инновации:  
2.1 Сходства и различия между традиционной и инновационной культурой, взаимодействие и взаимопроникновение традиции и инновации............................................................................................... 10-12    
2.2 Исторические тенденции движения от традиционной к инновационной культуре.......................................................................     13-16
Заключение............................................................................................... 17-18
Библиографический список......................................................................

Вступление

Каждое поколение приносит в культуру что-то свое: научные и художественные открытия, нравы, обычаи, вкусы, манеру поведения.

«А если бы случилось так, что наперекор всем законам истории будущее поколение усвоило бы себе все вкусы предыдущего, то это была бы катастрофа. Для всех поколений». «Каждое поколение имеет право в награду за свои труды и полезную деятельность шить себе брюки по своему вкусу. И сидеть на стульях, которые ему нравятся. И вешать на стены то, что хочется, а не то, что противно». Так, в присущей ему иронической манере, писал режиссер и художник Н.П. Акимов в период, когда узкие брюки, новой формы мебель и абстрактная живопись считались признаком политической неблагонадежности.

Проявление нового в культуре неизбежно и необходимо. Ее развитие включает в себя две тенденции – к сбережению накопленного и созданию нового, к сохранению сложившегося стереотипа и к его преодолению. Это проявляется многообразно и находит выражение в диалектике традиций и инноваций.

Традиции и инновации – две стороны процесса развития культуры. Традиции воплощают в себе консервативное начало. Они обеспечивают стабильность общественного порядка, без них в обществе воцарился бы хаос. Благодаря новациям развиваются общество и культура, расширяются горизонты познания и духовного мира людей, улучшаются условия жизни. Соотношение между традициями и новациями в культуре складываются по-разному. Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством. В инновационной культуре, наоборот, новаторство доминирует над традиционностью.

Черты традиционной и инновационной культур

Отличительные черты традиционной культуры

Традиция (от лат. (traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Первоначально это слово обозначало «предание». Предание, как и традиция, всегда изустно. Традиция передается:

1) либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий),

2) либо через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, интернет и т.д. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний.

Традиция выполняет ряд культурных функций:

а) устанавливает преемственность культуры,

б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению,

в) выступают механизмом социализации и инкультурации людей,

г) выполняют селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей.

Отличительной чертой традиционной культуры является неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения – обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности. Эти образцы усваиваются с детства от старших. Подражание и послушание – важнейшие условия, обеспечивающие их сохранение и трансляцию от поколения к поколению. С этим связано обязательное для традиционного общества почитание старейшин, которые выступают как хранители накопленного социального опыта, учителя и судьи, чьи решения и указания должны беспрекословно выполняться.

Традиционной культуре присущ высокий уровень нормативности, которая охватывает все стороны жизни людей. Они устанавливают множество различного рода запретов – табу, которые не подлежат обсуждению и рациональному обновлению. Индивид живет по заданным канонам и полностью зависим от них. Непреодолимость таких канонов обеспечивается сакрализацией – принятием как священных, божественных установлений. Религиозно-мифологические представления, освящающие обычаи и образцы поведения, - необходимый компонент традиционной культуры: когда над умами людей властвует вера в сверхъестественные силы, которым нельзя не подчиняться, не допускается критическое отношение к множеству правил, норм, запретов, имеющих иррациональный характер и не поддающихся рациональному истолкованию. Люди даже не помышляют отступить от принятых норм поведения, а если кто-то и осмеливается, то общество немедленно карает его или же он ждет наказания от богов. Общественное мнение играет огромную силу. В сознании людей господствует коллективистский и конформистский дух, в котором видится проявление воли богов («глас народа – глас Божий»).

Все, что нарушает «заветы отцов и дедов», встречает в обществах с традиционной культурой настороженность и опаску, поэтому для таких обществ характерны ксенофобия (неприязнь и нетерпимость ко всему чужому, иноземному, пришедшему из другой культуры) и осуждение любых попыток творчества, направленного на обновление традиционных норм жизни и деятельности. Понятно, что традиционная культура ставит преграды всяким переменам в образе мышления людей. Закономерным следствием этого является устойчивость быта, житейской психологии, хозяйственного уклада, форм социального устройства. Общество веками остается почти неизменным.

Однако есть и другая сторона. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо, «топорно» вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь, разрушая старые духовные ценности, историческую память. В этой ситуации «новатор» окажется в роли Чингисхана, захватившего земледельческую область Кан Су. Его военачальники заявили, что не знают, что им делать с обработанными землями. Лучше всего, по их мнению, с «плодами победы» поступить так: сельское население уничтожить, а поля, предоставленные сами себе, снова бы стали степью, вернулись к благородному состоянию степи.

Таким образом, устойчивость, «инерционность» в культуре - это традиции. В традиции элементы культурного наследия - идеи, ценности, обычаи, обряды и т.д. - сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры – это моральные традиции, научные, религиозные, национальные, трудовые и др. Благодаря им человечество развивается, не «изобретая велосипед», а используя достигнутый опыт.

Наши рекомендации