Методика и алгоритм формирования и реализации индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалида
Медико-социальной и правовой основой проведения реабилитационных мероприятий является индивидуальная программа реабилитации инвалида, разрабатываемая в установленном порядке специалистами Государственной службы медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ).
Индивидуальная программа реабилитации — это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя конкретные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Формирование и реализация индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалида осуществляются на основе общих принципов реабилитации и соответствующих нормативных правовых актов. При формировании этих программ следует иметь в виду, что их реализация предполагает активное и сознательное участие самого инвалида в процессе реабилитации. Технологии социокультурной реабилитации в настоящее время не стандартизированы и во многом определяются реальными возможностями осуществления тех или иных мероприятий на местах.
Процесс реализации индивидуальной программы социокультурной реабилитации как важной компоненты социальной реабилитации должен обеспечить инвалиду достижение и поддержание оптимального для него уровня культурной компетенции и удовлетворения культурно-досуговых потребностей, участия в социальных взаимодействиях, позитивных изменений в образе и качестве жизни.
Индивидуальная программа социокультурной реабилитации инвалида, как и в целом ИПР, разрабатывается специалистами бюро МСЭ совместно с инвалидом на основе выявленных у него потребностей, возможностей и интересов.
Особенность определения показанных инвалиду мер социокультурной реабилитации состоит в том, что в его основе лежит не медицинский, а, прежде всего, социальный и психологический факторы, то есть уровень социальной адаптации инвалида в общественной среде, его культурные интересы, духовные ценности, склонность к творческой деятельности, коммуникативность и т.п. Медицинский же фактор (характер и степень нарушенных функций) имеет значение при выборе лишь отдельных видов социокультурной деятельности, целенаправленное занятие которыми может способствовать восстановлению или компенсации соответствующих функций.
Другой особенностью определения мер социокультурной реабилитации является отношение к ним как к виду деятельности инвалида. В связи с этим из числа вызвавших интерес у инвалида видов социокультурной реабилитации, в ИПР могут быть рекомендованы только те, занятия в которых доступны ему по состоянию здоровья. Поэтому при выборе занятий социокультурными видами деятельности (как и любыми другими, в том числе профессиональными), первостепенное значение приобретает медицинский фактор.
Чтобы сформировать программу, специалисты бюро МСЭ должны располагать максимально полными сведениями о возможностях учреждений, реализующих мероприятия (услуги) по социокультурной реабилитации инвалидов на территории муниципального образования. Материалы о деятельности этих учреждений должны быть введены в базу данных о реабилитационной инфраструктуре, с которой работают специалисты, а также используются бюро МСЭ при оформлении стендов в своих помещениях, подготовке памяток, буклетов и справочников, содержащих адреса и телефоны реабилитационных учреждений обслуживаемого района.
Процесс формирования индивидуальной программы социокультурной реабилитации, имеющий, как и в целом ИПР этапы диагностики реабилитационного потенциала инвалида и собственно составления программы реабилитации, включает:
1. оценку общего уровня социальной адаптации инвалида и его
потребности в мерах восстановления при ее нарушении;
2. диагностику предметной сферы социокультурных интересов инвалида;
3. учет показанных для инвалида условий и характера деятельности в связи с инвалидизирующей патологией;
4. определение предпочтительной формы реализации культурных потребностей инвалида (пассивные или активные формы, индивидуальные или групповые занятия в специализированной группе для инвалидов или в группе совместно со здоровыми лицами, услуги в учреждении или на дому и др.), специфических средств, этапов и дозирования коррекционной помощи. В процессе разработки ИП СКРИ специалисты бюро МСЭ знакомят инвалида с перечнем близ расположенных реабилитационных учреждений социальной защиты населения и культуры, с содержанием, условиями и режимом ведущихся в них занятий. При этом многие инвалиды могут самостоятельно и адекватно определить сферу своих интересов, в то время как для других это может оказаться затруднительным в силу различных причин.
В случае отсутствия внятно выраженной инвалидом заинтересованности в СКР для оценки уровня его социальной адаптации и потребности в социокультурной реабилитации, можно использовать методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюссона, представляющую собой опросник.
С помощью данной методики можно оценить, насколько инвалид испытывает чувство одиночества, на основе чего ему могут быть рекомендованы меры социальной реабилитации, в том числе социокультурной. Методика позволяет выделить лиц, которые в наибольшей степени нуждаются в социальной реабилитации в силу снижения уровня общения и других причин.
Инвалиду предлагается бланк, содержащий — в виде таблицы — вопросы и варианты ответов. Предусматривается четыре варианта ответа: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Подсчитывается количество ответов каждого варианта. Сумма ответов по варианту «часто» умножается на 3, «иногда» — на 2, «редко» — на 1, «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель субъективного ощущения одиночества — 60 баллов. Высокому уровню одиночества соответствует сумма от 40 до 60 баллов, среднему — от 20 до 40 баллов, низкому — от 0 до 20 баллов.
На того инвалида, у которого показатель уровня одиночества превышает 40 баллов, при разработке индивидуальной программы социальной реабилитации необходимо обратить особое внимание. Высокие показатели по этой методике (выше 40 баллов) требуют со стороны специалистов бюро МСЭ настоятельной рекомендации инвалиду осуществить программу социокультурной реабилитации. При показателе ниже 40 баллов в решениии вопроса о разработке такой программы можно положиться на желание самого инвалида. Однако и для тех инвалидов, у которых показатель по этой методике довольно благополучен (например, от 40 до 20 или даже менее 20 баллов), программа социокультурной реабилитации может быть разработана как превентивная мера, предотвращающая возможность возникновения социальной дезадаптации.
Важно иметь в виду, что одной из основных задач социокультурной реабилитации инвалида является восстановление его социального статуса, формирование (восстановление) способностей к общению и т.п. Достижение этих результатов, возможное при активном участии самого инвалида в социокультурной деятельности, нередко требует поэтапной корректировки индивидуальных программ и используемых технологий их реализации.
Если инвалид сам не высказывает желания участвовать в социокультурных мероприятиях, можно тактично порекомендовать ему программу, включающую на начальном этапе мероприятия пассивного характера с последующей их корректировкой, направленной на включение в активную социокультурную деятельность.
В целях диагностики потребности инвалида в мерах СКР с ним проводится беседа, включающая и другие вопросы, от решения которых зависит эффективность реабилитационных мероприятий:
ü социальная включённость (круг общения, интересов, притязаний);
ü социокультурный аспект (наличие интересов вне сферы конкретных жизненных проблем, хобби, желания включения в группы по интересам, повышение образовательного уровня, временная перспектива — думает ли инвалид о своем буду
щем, есть ли у него цель, мечта и т.п.);
ü вовлеченность инвалида в бытовую деятельность;
ü семейная ситуация;
ü свобода передвижения (ограничения передвижения по состоянию здоровья и/или социальным обстоятельствам);
ü профессиональная адаптация (важно иметь информацию о режиме трудового дня и недели, чтобы адекватно подбирать режим занятий социокультурной деятельностью).
Ответы на эти вопросы и сам процесс беседы могут существенно повлиять на разработку индивидуальной программы инвалида и результаты её последующей реализации.
В целях выявления сферы конкретных социокультурных интересов инвалида рекомендуется использовать анкету «Любите пи Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы?», которая была подготовлена и апробирована в ряде учреждений социальной защиты населения и культуры Москвы. В ее основу положена методика «Карта интересов», применяемая в целях профориентации (использование этой анкеты необязательно в случае, если инвалид может самостоятельно определить, каким видом социокультурной деятельности он хотел бы заниматься).
Необходимо иметь в виду, что специалист бюро МСЭ, осуществляющий разработку ИП СКРИ, составляет анкету с учетом реальных возможностей реабилитационных учреждений своего района (города) с тем, чтобы на выбор инвалида предлагались именно те виды занятий, которые возможны в учреждениях по месту проживания инвалида. Таким образом, в анкету предлагается включить вопросы, которые, с одной стороны, охватывают возможную сферу культурно-досуговых предпочтений инвалидов, а, с другой, соответствуют основным направлениям деятельности учреждений социальной защиты населения (центры реабилитации инвалидов, центры социального обслуживания) и культуры (Дома культуры, клубы, библиотеки, музеи).
Исходя из этого, вначале составляется «ключ» к анкете, представляющий собой перечень различных направлений (сфер) деятельности, например:
1. Литература, литературное творчество
2. Изобразительное искусство
3. Музыка
4. Драматическое искусство
5. Хореография, танец, аэробика
6. Прикладное творчество, рукоделие
7. Художественная деревообработка
8. Публицистика, дискуссионные клубы
9. Изучение иностранных языков
10. Техническое творчество
11. Компьютерные технологии, Интернет
12. История, краеведение
13. Физкультура и спорт
14. Уход за животными и растениями.
По каждой из названных позиций формируется по шесть вопросов, характеризующих отношение инвалида к соответствующей сфере деятельности: от пассивной (готовность читать, смотреть, наблюдать, слушать) до самой активной (танцевать, играть на музыкальном инструменте, участвовать в спектакле, петь в хоре, участвовать в дискуссиях и конференциях, столярничать, работать на компьютере, заниматься рукоделием, спортом и т.п.). Например, относительно сферы «Музыка» в анкете можно предусмотреть вопросы:
ü слушать оперную (симфоническую, эстрадную) музыку;
ü знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся исполнителей (композиторов), с вопросами теории музыкального искусства;
ü играть на гитаре (любом другом музыкальном инструменте);
ü петь в хоре;
ü участвовать в выступлениях самодеятельного музыкального коллектива;
ü стать музыкантом или преподавателем музыки.
Вопросы включаются в анкету последовательно, в соответствии с перечнем сфер (направлений) в «ключе», то есть в приведенном примере общее число вопросов в анкете должно составить 84 (14 х 6) и каждый четырнадцатый вопрос должен касаться сферы «Музыка» (3-й, 17-й, 31-й и др.). В соответствии с «ключом» и перечнем вопросов в анкете составляется и бланк «карты ответов», который формируется таким образом, что все вопросы, касающиеся одной сферы, образуют одну строку. В соответствии с предложенным выше примером «ключа» и анкеты «карта ответов» должна содержать 84 ответа, расположенных в 14-ти строчках, по шесть ответов в каждой из них.
Инвалиду предлагается анкета и «карта ответов», которую он должен заполнить. Согласно инструкции, он должен дать ответ на каждый из предложенных вопросов. Если он убежден, что ему очень нравится то, о чем спрашивается в вoпpoce, то в «карте ответов» в клетке под тем же номером он должен поставить два плюса, если просто нравится — один плюс, если не знает или сомневается — ноль, если не нравится — один минус, а если очень не нравится — два минуса. Ответить надо на все вопросы, не пропуская ни одного из них.
Чтобы оценить выраженность интереса у инвалида к той или иной сфере деятельности, необходимо просуммировать данные им ответы по" строке Чем выше окажется сумма в той или иной строке, тем выше интерес инвалида к той или иной сфере деятельности. Полученные по этой методике результаты необходимо обсудить с инвалидом и совместно выбрать наиболее приемлемую и интересную для него предметную сферу возможных занятий. В целом применение анкеты позволяет получить ответ на вопрос, из какой сферы инвалиду можно рекомендовать реабилитационные мероприятия.
Например, на предложенные вопросы испытуемый дал ответы, приведенные на странице 54. Подсчет ответов испытуемого дает следующие результаты:
Литература, литературное творчество | - 8 |
Изобразительное искусство | - 3 |
Музыка | - 2 |
Драматическое искусство | + 7 |
Хореография, танец, аэробика | + 6 |
Прикладное творчество, рукоделие | + 2 |
Художественная деревообработка | - 2 |
Публицистика, дискуссионные клубы | + 5 |
Изучение иностранных языков | +12 |
Техническое творчество | |
Компьютерные технологии, Интернет | + 2 |
История, краеведение | - 8 |
Физкультура и спорт | - 8 |
Уход за животными и растениями | + 3 |
Из этих данных видно, что наибольший интерес у инвалида вызывают занятия в театральной студии и танцы, а также изучение иностранных языков. Соответственно при направлении инвалида в избранное реабилитационное учреждение следует рекомендовать занятия прежде всего именно этими видами деятельности.
При выборе вида социокультурной деятельности специалисты бюро МСЭ должны исходить из характера и условий осуществления этой деятельности, степени ее физической тяжести и нервной напряженности, учитывать вид патологии, выраженность функциональных нарушений, группу инвалидности и другие факторы. Следует иметь в виду, что при определении видов социокультурной деятельности (услуг), необходимо учитывать их доступность для инвалида (расстояние до реабилитационного учреждения, режим его работы и т.п.). Одним из существенных условий для направления в учреждение СКР является способность инвалида добирать-ся до него самостоятельно или в сопровождении близкого ему лица. Информация о режиме, условиях, характере конкретных видов социокультурной деятельности должна быть предоставлена бюро МСЭ учреждениями, реализующими индивидуальные программы социокультурной реабилитации. При необходимости соответствующие данные запрашиваются дополнительно на этапе формирования ИПР или инвалид в установленном порядке направляется в такое учреждение на консультацию.
На этой основе специалисты бюро МСЭ определяют условия, которые должны учитываться в учреждении социокультурной реабилитации при выборе конкретных мероприятий. При этом полезно учитывать рекомендации, которые могут содержаться в программе профессиональной реабилитации инвалида в части характеристики показанных и противопоказанных условий труда.
Если программа профессиональной реабилитации для инвалида не разрабатывается, а даются рекомендации лишь по социокультурной реабилитации, то специалисты бюро МСЭ должны сделать свое заключение о режиме и показанных условиях и характере социокультурной деятельности, строго соблюдая принцип соответствия клинического статуса и функциональных возможностей инвалида требованиям, предъявляемым характером социокультурной деятельности. Например, опрос инвалида с последствиями ампутации голени (не протезированной по медицинским противопоказаниям) может показать, что он хотел бы заниматься сценической музыкальной (певческой) деятельностью. При этом в районе проживания инвалида имеются и хоровая и вокальная студии. В таком случае инвалиду следует рекомендовать занятия в той студии, где есть больше возможностей регулировать длительность пребывания инвалида на ногах во время выступлений или предоставить ему возможность исполнения вокальных произведений сидя, поскольку при указанной патологии длительное пребывание стоя противопоказано.
С учетом оценки выявленных потребностей и интересов инвалида в социокультурной реабилитации в «Карте ИПР инвалида» в разделе «Программа социальной реабилитации» указываются содержание социокультурной деятельности, показанной инвалиду, рекомендуемая форма и показанные условия такой реабилитации. При необходимости указываются противопоказанные факторы, например, использование средств (клей, бумага, ткань и др.), вызывающих аллергические реакции, колющих, режущих предметов при эпилепсии и т.п. В соответствующих графах «Карты ИПР инвалида» следует указать учреждение, которое будет осуществлять программу, и сроки проведения реабилитации в этом учреждении.
В приведенном примере в «Карте ИП СКР инвалида» (раздел «Социальная реабилитация») заключение может выглядеть следующим образом: в графе «Мероприятия, услуги, технические средства» делается запись: «Инвалиду рекомендуется социокультурная реабилитация в музыкальной (певческой) студии с обеспечением проведения занятий и исполнения сидя»; в графе «Исполнитель» указывается, например, Дом культуры для инвалидов «Надежда»; в графе «Форма реабилитации» — в группе со здоровыми; «Срок исполнения» — в течение шести месяцев со дня утверждения программы (или другого срока, согласованного с инвалидом и реабилитационным учреждением).
При отсутствии в бюро МСЭ специалиста-психолога изложенные выше методики формирования ИП СКРИ доступны для использования специалистом по социальной работе. В сложных случаях диагностику потребности инвалида в социокультурной реабилитации должен проводить только психолог бюро МСЭ, который может использовать и другие методы и методики. Так, для оценки общего потенциала инвалида возможно изучение его личностных и иных особенностей с применением клинико-биографического метода, который позволяет изучить личность в процессе развития. Он помогает выявить состояния психической дезадаптации у инвалидов вследствие различной инвалидизирующей патологии, являющейся источником пограничных нервно-психических расстройств, препятствующих социальному функционированию и продуктивности. При необходимости специалист-психолог может использовать экспериментально-психологические методики, предназначенные для диагностики состояний и свойств личности, имеющих значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
В качестве исполнителя индивидуальной программы могут быть указаны как одно, так и несколько учреждений, исходя из того, где и какие мероприятия (услуги) инвалид может получить. Например, в программу могут быть включены одновременно мероприятия (услуги), которые будут осуществляться библиотекой, купьтурно-досуговым учреждением или отделением социальной реабилитации центра социального обслуживания (ЦСО).
В соответствии с установленным порядком один экземпляр ИПР выдается инвалиду, а другой — направляется бюро МСЭ в управление социальной защиты населения соответствующего муниципального образования (УСЗН МО), где содержание ИПР вводится в общий банк данных. Для учета осуществления координации и оказания необходимой помощи инвалиду в реализации ИПР При первичном обращении инвалида в учреждение, реализующее программу реабилитации, в ходе собеседования необходимо конкретно определить, какие формы занятий наиболее отвечают его возможностям и потребностям: в реабилитационном учреждении или на дому, индивидуально или в специализированной группе с другими инвалидами или в общей группе со здоровыми; непосредственно участвовать в работе студий, кружков, творческих мастерских, секций, в проведении конкурсов и соревнований (интерактивные формы деятельности) или ограничиться посещением лекций, концертов, выставок, спектаклей и других культурно-массовых мероприятий (пассивные формы культурно-досуговой деятельности).
С учетом возможностей и интересов инвалида и по согласованию с ним специалисты учреждения уточняют виды социокультурной реабилитации, определяют конкретный коллектив, кружок, студию, условия и режим занятий, перечень мероприятий. На этой основе составляется «Карта реализации ИП СКРИ», представляющая собой рабочий документ, в соответствии с которым осуществляется практическая работа по социокультурной реабилитации (приложение 4).
О дате фактического начала занятий (при явке инвалида в назначенный срок) учреждение сообщает в бюро МСЭ и орган социальной защиты населения муниципального образования (УСЗН МО) по месту жительства инвалида. В случаях неявки инвалида, переноса сроков явки, отказа инвалида от ИПР (в связи с ухудшением состояния здоровья и т.д.) реабилитационное учреждение в установленном порядке сообщает об этом в бюро МСЭ и УСЗН МО. Мероприятия по реабилитации инвалидов, находящихся на обслуживании в стационарных учреждениях социальной защиты населения, проводятся, как было указано выше, по планам и программам деятельности этих учреждений.
Таким образом, алгоритм оценки потребностей инвалида в социокультурной реабилитации и ее реализации можно выстроить следующим образом. В бюро медико-социальной экспертизы:
1. психолог выявляет круг социокультурных интересов инвалида и на этой основе рекомендует показанные виды социокультурной деятельности, способствующие коррекции его социальной ориентации, формированию позитивной жизненной позиции, восстановлению социального статуса. Диагностика потребностей инвалида в социокультурной реабилитации может осуществляться также и специалистом по социальной работе;
2. врачи-специалисты решают вопрос о доступности для инвалида, исходя из состояния его здоровья, занятий рекомендованными видами социокультурной деятельности, определяют ее условия и режим;
3. специалист по реабилитации на основе заключений психолога (специалиста по социальной работе) и врачей-специалистов определяет оптимальные для инвалида виды социокультурной деятельности, которые могли бы способствовать его социальной интеграции в общественную, семейную и трудовую среду, рекомендует необходимые для этого технические средства, архитектурно-планировочные решения;
4. специалист по социальной работе информирует инвалида об имеющихся на данной территории возможностях осуществления избранных видов социокультурной деятельности и согласовывает с ним вопрос о конкретном учреждении для осуществления индивидуальной программы социокультурной реабилитации.
Сформированная ИПР подписывается руководителем учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы и инвалидом (или его законным представителем), заверяется печатью учреждения государственной службы МСЭ и выдается инвалиду на руки.
В учреждении социокультурной реабилитации (социальной защиты населения, культуры и др.) специалисты на основе ИПР составляют «Карту реализации ИП СКРИ, в соответствии с которой в этом учреждении практически осуществляется социокультурная реабилитация инвалида.
На завершающем этапе реализации индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалида (или перед очередным освидетельствованием в бюро МСЭ) непосредственно работающие с инвалидом специалисты учреждения СКРИ оценивают достигнутые результаты и вносят надлежащие записи в соответствующие графы ИПР и «Карты реализации ИП СКРИ» в самом учреждении. С учетом этих данных специалисты бюро МСЭ оценивают эффективность реализации индивидуальной программы в целом.
Для оценки эффективности реализации программы социокультурной реабилитации можно использовать анкету (приложение 5), заполняемую самим инвалидом. Анкета позволяет констатировать: убежденность инвалида в том, что курс социокультурной реабилитации существенно помог ему почувствовать себя более общественно полезным, в результате чего улучшилось настроение, исчез психологический дискомфорт и пр.; - достижение этим лицом существенного стойкого изменения качества жизни (например, появились реальные перспективы на будущее, определен выбор профессии, решен вопрос о поступлении в специальное учебное заведение или на работу), ощущение своей возросшей социальной значимости, уверенности в себе, убежденность в том, что это обусловлено проведенным курсом реабилитации. На основании этой анкеты можно скорректировать содержание индивидуальной программы СКРИ и условия дальнейшего проведения, реабилитационных мероприятий.
Координацию практической деятельности учреждений, реализующих ИП СКРИ, как и в целом ИПР, осуществляет муниципальный орган социальной защиты населения при участии соответствующего органа по культуре. С этой целью между всеми субъектами, осуществляющими эту деятельность, должна быть налажена четкая система обмена информацией о ходе реализации индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалидов.
Для выполнения этих работ в реабилитационном учреждении должны быть предусмотрены должности специалистов, которые непосредственно организуют деятельность по социокультурной реабилитации инвалидов (первичный прием, собеседование, уточнение ИП СКРИ, ведение «Карт реализации ИП СКРИ», их анализ, взаимодействие с руководителями кружков, секций, студий в самом учреждении, с бюро МСЭ и др.).